Этот великолепный дворец в стиле эклектики очень гармонично вписывается в окружающий пейзаж:
Своей формой он как бы повторяет абрис плато Ай-Петри, на фоне которого расположен. Сейчас на Южных террасах проводится реставрация, но это не мешает увидеть, как силуэт здания вторит рисунку гор:
Дворец строился с 1828 по 1848 по проекту Эдуарда Блора, придворного архитектора королевы Виктории. Интересно, что в Алупке Эдуард Блор никогда не был, а дворец проектировал, изучив рельеф местности.
Дворец построен в стиле, сочетающем в себе:
- английскую готику (стрельчатые окна, башни);
- мавританские элементы (орнаменты, резные арки);
- ренессансные детали (симметрия, лепнина).
Дворец строился из крепкого местного камня – диабаза. По прочности он превосходит мрамор и гранит, из которых обычно строили дворцы. Он формируется в результате кристаллизации магмы в земной коре. Внешне выглядит неказисто, как горная порода серо-зеленоватого цвета. Огромные валуны диабаза украшают двор:
Считается, что диабаз не красив. Но, глядя на северный фасад дворца, этого не скажешь. После обработки этот камень очень красив, я бы сказала, прекрасен:
Посмотрите, каким мягким он кажется, каким-то бархатным:
Правда, обрабатывать его трудно: уж очень твёрд. Наверное, поэтому и по сей день Воронцовский дворец является единственным в мире дворцом из диабаза. Построили его русские умельцы, оброчные крепостные графа Воронцова, замечательные мастера. Правда, их было прислано на стройку более 60 тысяч! Да и строился дворец целых 20 лет! Отделку выполняли потомственные каменотёсы, причём вручную, с помощью самых простых инструментов. Это был тяжкий труд!
Во дворе нас встречает 200-летний платан. Он посажен во время строительства дворца, а может быть уже рос здесь, когда началось строительство:
Этот платан наверняка помнит первых владельцев дворца.
Михаил Семёнович Воронцов
М.С. Воронцов в 1823 был назначен губернатором Новороссийского края. Дворец в Алупке – его летняя резиденция.
В двух словах рассказать о нём невозможно. Это человек-легенда.
Генерал-фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 года, участник Бородинского сражения. Его портрет помещён в первом ряду Галереи 1812 года в Зимнем дворце.
Дивизия, которой командовал Воронцов во время Бородинского сражения, находилась на Семёновских флешах, то есть, в самом пекле. Кутузову нужен был там генерал, который будет стоять насмерть. Он направил туда Воронцова. И они стояли насмерть. Бой за Семёновские флеши продолжался с раннего утра и до вечера, но они остались за русскими.
Воронцов получил тяжёлое ранение штыком в рукопашном бою. Долго лечится. Едва поправившись, вернулся в строй, участвовал в заграничном походе русской армии, а в 1815–1818 командовал русским оккупационным корпусом во Франции. Орёл.
Затем – Новороссийский генерал-губернатор, затем – наместник Его Величества на Кавказе. Светлейший князь, он был крестником Екатерины II. Екатерине Романовне Дашковой приходился родным племянником (был сыном её брата Семёна Романовича). Он был человеком государственного ума, великолепно образованным и сказочно богатым. Во всём следовавшим своей высокой миссии – служить Отечеству.
Люди при деньгах и власти должны жить так, чтобы другие им прощали их деньги и власть.
М.С. Воронцов
Как генерал-губернатор Новороссии, он продолжил труды Г.А. Потёмкина (который, кстати, был его родственником) по обустройству этого края и очень многое сделал для его процветания: создал пароходство, строил дороги и дворцы, разводил сады. Пологие склоны побережья, спускающиеся к морю, он превратил в виноградники и построил первые в Крыму винные подвалы.
Местом официальной резиденции генерал-губернатора была Одесса, а местом отдыха – Крым.
Он лелеет Крым как игрушку, как любимое детище, – сказал о Воронцове современник.
О его доброте и щедрости ходили легенды. Когда после Бородинского сражения москвичи покидали Москву и вывозили из города своё добро, то Воронцов спасал не своё имущество, а раненых солдат. 200 подвод, присланных из Андреевского, родового имения Воронцовых во Владимирской губернии, на которые уже начали грузить семейные ценности, он приказал немедленно освободить и погрузить на них раненых. В Андреевском был устроен госпиталь и организовано лечение и питание 350 раненых солдат и офицеров (граф и сам там лечился).
Молодой Пушкин сочинил на этого человека знаменитую эпиграмму:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Многие судят по этой эпиграмме о Воронцове (Пушкин же сказал!) Но в этой эпиграмме нет ни слова правды.
Его супругой была Елизавета Ксаверьевна Браницкая, статс-дама, фрейлина, женщина, имя которой увековечено стихами А.С. Пушкина. Они поженились в 1819 в Париже. Для обоих это была блестящая партия.
Елизавета Ксаверьевна была дочерью Александры Энгельгардт, старшей из племянниц Г.А. Потёмкина:
Именно Александра Васильевна подарила дочери и зятю участок в Алупке, где и был построен дворец из диабаза, их летняя резиденция. Увидеть этот роскошный замок она не успела: скончалась в 1838, когда строительство ещё не было завершено. Но в Парадном вестибюле на стене, среди других фамильных портретов, мы увидим и её портрет кисти Ричарда Бромптона, который изображает графиню с наградным бантом на фоне бюста императрицы:
К главному входу мы прошли по Шуваловскому проезду, образованному гостевым (Шуваловским), столовым и хозяйственным корпусами:
Стены, похожие на крепостные, узкие окна-бойницы, грубая кладка из крупных блоков – мы как будто погружаемся в Средневековье.
Шуваловы – родственники Воронцовых. Их дочь Софья в 1844 вышла замуж за Андрея Павловича Шувалова, в правом корпусе располагались их апартаменты.
Проходим в анфиладу парадных комнат дворца, оформленных в стиле традиционного английского интерьера и почти полностью сохранивших свою первоначальную отделку. Конечно, мы прошли не по всем комнатам, ведь их во дворце 150!
Дубовый коридор
Длинный тёмный коридор, стены которого отделаны морёным дубом, соединяет библиотеку и центральный корпус:
Морёным дубом отделано большинство помещений дворца. Морёным он называется, потому что для прочности его несколько лет держат под водой, благодаря чему он приобретает твёрдость железа.
Одна из стен коридора представляет собой скрытые дверцы шкафов, предназначенных для книг и бумаг:
На стенах – старинные гравюры, изображающие различные стадии строительства дворца. А также Список лучших крепостных мастеров, строивших дворец:
Коридор освещается встроенными в цоколи бра в виде факелов:
Эти бра сохранились со времён графа Воронцова, электричество во дворце было проведено в начале 20 века.
Парадный вестибюль
Парадный вход во дворец занимает в интерьерах центральное место и делит их на две части. Он имеет вид типичного английского холла: строгая мебель, массивный дубовый потолок, дубовые панели с готическими арочками, парадные портреты на стенах:
Портреты Екатерины II кисти Ф.С. Рокотова и Г.А. Потёмкина кисти неизвестного художника. Портреты родителей Елизаветы Ксаверьевны и Михаила Семёновича Воронцовых.
Два камина из диабаза украшены резным орнаментом, отшлифованным до зеркального блеска – свидетельство высочайшего мастерства крепостных умельцев:
Каждый из каминов сделан из цельного куска диабаза.
Восточный выход из вестибюля украшен двумя кашемировыми персидскими коврами ручной работы с изображением шаха Фетх-Али:
В 1829 в русском посольстве в Тегеране произошло убийство представителей дипмиссии (среди них был Александр Сергеевич Грибоедов).
Для улаживания конфликта шах Фетх Али-шах отправил в Россию своего внука Хозрев-Мирзу, которому было поручено передать Николаю I богатые подарки и договориться о снижении суммы контрибуций.
В числе подарков были: знаменитый алмаз «Шах» (88,7 карат), усыпанная бриллиантами табакерка, рукописные листки поэмы «Шахнаме» 14 века, 20 драгоценных манускриптов, жемчужное ожерелье для императрицы, сабля для наследника престола, множество женских украшений, несколько арабских скакунов. И два этих ковра...
Император Николай I был удовлетворён полученными извинениями и подарками и снизил контрибуцию с Персии на 2 млн рублей.
Парадный кабинет Воронцова
На стене – портрет хозяина дома:
Массивные дубовые двери и панели стен, мраморный камин, английские обои, которые сохранились со времени постройки дворца.
Мебель английской работы начала 19 века богато украшена резьбой и инкрустирована металлом. Она великолепна. В отделке шкафа чёрного дерева, выполненного во Франции в стиле «буль» (по имени французского столяра Шарля Буля), использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.
Ситцевая комната
Она совсем небольшая и названа так из-за отделки стен, затянутых ситцевой тканью.
Ситец был в моде, изготавливался на европейских мануфактурах и пользовался необычайным спросом в России. Он прекрасно сохранился с первой половины 19 века, со времени постройки дворца.
Китайский кабинет
Его стены покрыты прекрасно сохранившимися циновками из рисовой соломки, а лепной потолок - искусной имитацией деревянной резьбы (творчество замечательного мастера, лепщика Романа Фуртунова):
Вышивка на циновках шёлком и бисером выполнена руками крепостных мастериц.
На стене – портрет хозяйки кабинета Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой работы неизвестного художника:
В чёрном лаковом шкафчике, выполненном в Англии в 18 веке, Елизавета Ксаверьевна хранила свои драгоценности:
Шкафчик чёрного дерева декорирован в технике расписного лака и украшен рисунком в китайском стиле.
Во время Крымской конференции 1945 в Воронцовском дворце в Алупке размещалась английская делегация и в Китайском кабинете была спальня У. Черчилля. Который, кстати, состоял в родстве с Воронцовыми.
Черчилль принадлежал роду герцогов Мальборо. В середине 18 века титул и владения герцогов Мальборо перешли по женской линии к Чарльзу Спенсеру (3-ему герцогу Мальборо). За его внука - Георга Пемброка - в 1808 вышла замуж родная сестра М.С. Воронцова Екатерина Семёновна.
Голубая гостиная
Это самая нарядная и эффектная комната дворца:
Неповторимое своеобразие придаёт ей изумительный лепной орнамент из цветов и листьев, сплошь покрывающий потолок и стены:
Он выполнен замечательным мастером, лепщиком Романом Фуртуновым. Белых цветочков – три тысячи! На первый взгляд кажется, что они повторяются, но на самом деле нет, каждый уникален.
Две парные вазы изготовлены на Севрской фарфоровой мануфактуре во Франции в 18 веке:
Когда-то в Голубой гостиной обитала вот эта маленькая девочка:
Но сейчас она обитает в Зимнем саду, мы её там увидим.
Парадная столовая
Это самое большое помещение дворца, его убранство отличается особой пышностью:
Она оформлена, как зал феодального замка: высоченные резные потолки (высота – 8 метров!), мебель тёмного дуба, камины из диабаза, фамильная живопись на стенах:
В центре столовой – прекрасный фонтан из диабаза, украшенный внутри майоликовой плиткой:
Фонтан имел практическое назначение: вода стекала в мраморную раковину, оттуда – в резервуары для охлаждения вин. А над фонтаном, под самым потолком – балкончик для музыкантов, которые играли во время парадных обедов:
Вход на этот балкончик – с улицы, по висячему мостику, помните, который мы видели, проходя по Шуваловскому проезду:
Он перекинут между хозяйственным и столовым корпусами. По нему музыканты во время обеда могли незаметно попасть из хозяйственного корпуса на свой балкончик в столовой, не беспокоя хозяев и их гостей.
Два уникальных буфета Парадной столовой
Единственный сын Воронцовых, Семён Михайлович, служил под началом отца на Кавказе. Был флигель-адъютантом, воевал, получал ранения, был награждён многими орденами.
С 1851 Семён Михайлович был женат на Марии Васильевне Трубецкой (в девичестве), вдове А.Г. Столыпина.
Марья Васильевна, по воспоминаниям современников, отличалась «бойкостью нрава», любила роскошь и комфорт. Впрочем, она была хорошо образована, прекрасно разбиралась в живописи и музыке и щедро жертвовала на благотворительность.
Её первым мужем стал Алексей Григорьевич Столыпин, флигель-адъютант, лихой гусар, родственник Михаила Юрьевича Лермонтова. Их брак был несчастливым и недолгим. В 1847 Алексей Григорьевич скончался от холеры.
Николай I пытался выдать овдовевшую Марью Васильевну, которой срочно был нужен богатый муж, за А.И. Барятинского. Как князь успешно выпутался из щекотливого положения, читайте здесь:
Но удача всё же улыбнулась Марье Васильевне. В 1851 она вышла замуж за Семёна Михайловича Воронцова. Портрет княгини М.В. Воронцовой кисти Сергея Зарянко – жемчужина Третьяковской галереи:
Воронцовы выбор сына не одобряли, однако мешать не стали.
...приняли в Алупке, где состоялась эта свадьба, свою будущую невестку ласково и родственно. Нельзя сказать, чтобы Марья Васильевна отвечала им тем же.
В.А. Соллогуб
Вдова полковника Столыпина считала свой брак с таким человеком, как Семён Михайлович Воронцов, чуть ли не мезальянсом.
Так или иначе, но 26 августа 1851 здесь, во дворце, который к этому времени уже был достроен, состоялась пышная свадьба. Венчание состоялось в храме Архистратига Михаила в Алупке. Мечта Марьи Васильевны сбылась: она стала ооочень богатой женщиной.
И сохранились два резных буфета красного дерева, расположенные в восточной и западной сторонах Парадной столовой и выполненные к этой свадьбе. Каждый из них – прекрасное произведение искусства. Первый буфет:
Второй буфет:
Буфеты в готическом стиле. Они созданы в 1850 в Париже, в мастерской Гюйона, которая славилась своей искусной работой с деревом, мебель Гюйона считалась символом стиля и роскоши.
Буфеты украшены резными монограммами «SW» (Семён Воронцов) и «MT» (Мария Трубецкая):
Под монограммами – девизы: «Semper immota fides» («Верность всегда непоколебимая», девиз Воронцовых) и «In deo spes mea» («На Бога моя надежда», девиз Трубецких).
Этот брак не был счастливым. А так как он был бездетным, на нём пресёкся достойнейший род Воронцовых. Увы.
Воронцовы любили Алупку и проводили там большую часть года. При старых Воронцовых в имении всегда было очень много гостей.
В 1856, после смерти Михаила Семёновича, Марья Васильевна стала полновластной хозяйкой Алупки. Она внесла много изменений в отделку дворца. Молодые были менее гостеприимны, кто попало к ним приехать не мог. Зато приезжал турецкий великий визирь Фуад-Паша, бразильский император Педро II, могли пожаловать невзначай император с супругой, жившие в Ливадии... И все были в восторге от Алупки и от дворца.
А как не быть от него в восторге?
Зимний сад
Зимний сад с экзотическими растениями и скульптурами устроен в застеклённом коридоре и соединяет центральный корпус дворца со столовым:
Здесь выращивались растения, которые плохо переносят климат Южного берега Крыма. До сих пор жив вьющийся фикус, сохранившийся с 1838 года!
В Зимний сад перебралась из Голубой гостиной прелестная маленькая фея этого дворца:
Это работа итальянского мастера 19 века К.Корбеллини.
У чудесной скульптуры проработана каждая деталь: малейшие складочки кожи, след от оспинки на руке, каждый волосок, фактура ткани и кружев, швы на платье... Девочка улыбается, и вот-вот засмеётся...
Южный фасад дворца и выход к морю
Мы выходим из дворца к его Южному фасаду с монументальным порталом в мавританском стиле:
Террасы парка перед Южным фасадом создавались с 1840 по 1848, они украшены флорентийскими фонтанами и вазами.
На диабазовой лестнице, спускающейся к морю, установлены скульптуры шести белоснежных львов из каррарского мрамора. Для создания этой неописуемой красоты работал целый сапёрный батальон! Сейчас южные террасы дворца реставрируются.
До реставрации было так:
Львиная лестница стала завершающим аккордом в создании ансамбля Воронцовского дворца. Львы – это копии мраморных львов Антонио Кановы. Они выполнены итальянским мастером Джованни Боннани.
Всего на Львиной террасе 6 львов. На постаменте спящего льва можно прочитать: «№6 Leoni che seguiti in Carrara da V.S.Bonanni».
С ним связана одна история.
Черчиллю очень понравился спящий лев. Увидев его впервые, он воскликнул:
– Этот лев похож на меня!
И стал просить Сталина продать ему этого льва. Сталин отрезал:
– Народным добром не торгую!
Лев остался дома...
Парк Воронцовского дворца
Дворец окружён старинным парком, его площадь более 30 га. Здесь произрастает более 200 видов экзотических растений. Используя самые современные технологии дренажной системы и индивидуальный подход к каждому растению, создатели парка добились того, что даже самые капризные растения прекрасно здесь приживались.
Садовым искусством Воронцов «заразился» от тёщи. Александра Васильевна была страстным садоводом.
Парк тенист и прохладен: здесь растут в основном хвойные деревья – огромные вековые ели, пихты, кедры, сосны и кипарисы.
Обилие горных источников использовано для создания искусственных озёр и многочисленных каскадов.
Живописные виды открываются с просторных полян:
Легенда гласит, что в Лебединое озеро было сброшено 20 мешков полудрагоценных камней, которые создают особую игру света, преломляя солнечные лучи.
Вода в этом озере и правда необыкновенно красивая...
Завершение истории в двух словах
После смерти Семёна Михайловича в 1882 Марья Васильевна лишилась части своих богатств, в том числе и Алупки, которая была под майоратом и перешла Шуваловым, сестре Михаила Семёновича и её детям.
Марья Васильевна не могла с этим смириться. Она до конца жизни судилась с ними за Алупку. Не дождавшись окончания тяжбы, однажды она большую часть убранства дворца, которое считала своей собственностью, вывезла в Италию на двух пароходах: роскошную мебель, посуду, картины, статуи... А всё остальное продала за бесценок. Дворец опустел.
Следующие владельцы выкупали эти вещи на аукционах, но очень многое пропало.
В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации Крыма, экспонаты дворца не успели эвакуировать. Очень многое было вывезено фашистами.
После войны Воронцовский дворец был правительственной дачей. Но уже в 1956 году здесь был открыт музей.
_________________
Воронцовский дворец – ярчайшее впечатление моего детства. Тогда поразило всё: и сам дворец, и парк, и особенно львы на парадной лестнице, спускающейся к морю... Запомнила на всю жизнь! Каких только дворцов ни повидала позже, Воронцовский дворец они не смогли затмить. Грандиозная идея заказчика, гениальность архитектора и мастерство исполнителей дали потрясающий результат. Дворец безупречен. Это шедевр.