Над орденами мы зависли в Историческом музее. Ведь это не только воинские награды за доблесть, но и настоящие произведения ювелирного искусства. Многие из них буквально усыпаны огромными бриллиантами, поэтому хранятся они в Золотой кладовой Исторического музея.
Орден святого Андрея Первозванного – самый роскошный. Этот орден ведь был высшей наградой государства вплоть до 1917, присуждался за самые выдающиеся заслуги.
Пётр серьёзно относился к государственной символике, понимал её значение для страны, и поэтому задумал учредить орден, который стал бы символом державы и мог повысить престиж службы государю, придав ей дополнительный блеск – в полном смысле этого слова.
Кстати, в 1998 орден Андрея Первозванного был восстановлен как высшая награда Российской Федерации. И первым его кавалером стал Дмитрий Сергеевич Лихачёв – «За выдающийся вклад в развитие отечественной культуры–». Приятно было узнать об этом.
А эта звезда ордена св. Андрея Первозванного «с бриллиантами» была вручена в 1862 А.И. Барятинскому:
Знак ордена Андрея Первозванного «с бриллиантами», также принадлежала А.И. Барятинскому, 1862:
Вот это ордена так ордена! Бриллианты так бриллианты! Между двумя головами орла – как минимум целый карат. И очень красивая огранка...
Орденский знак представляет собой косой крест – на таком, по преданию, язычники распяли апостола Андрея. Крест – «золотой, с алмазами, наведённый финифтью, украшенный алмазною короною» – носили у бедра на широкой шёлковой голубой ленте, переброшенной через правое плечо.
Орденский комплект состоит из:
- знака ордена,
- звезды,
- орденской цепи,
- черезплечной орденской ленты,
- ленты ордена на планке,
- ленты в виде розетки,
- футляра из ценных пород дерева.
Мне стало интересно, кто это – князь Барятинский – и за какие заслуги получил такую высокую награду. И открыла для себя новое имя.
Александр Иванович Барятинский (1815 – 1879) – генерал-фельдмаршал, представитель древнего рода, человек несметно богатый и знатный, наместник Кавказа, герой Кавказской войны. Он из числа тех героев, чьи имена обычным людям ни о чём не говорят. А ведь именно ему удалось решить одну из сложнейших военно-политических задач России: победой России завершить затянувшуюся на десятилетия войну на Кавказе, там, где ни за фамилию, ни за богатство укрыться было невозможно.
Он серьёзно изучал характер, обычаи и традиции горцев, он проявлял чудеса доблести и вызывал восхищение, а приезжая в Петербург на отдых или лечение, этот блестящий красавец-герой и завидный жених, тосковал по Кавказу и вскоре возвращался туда, к своим товарищам.
Однажды его пытался женить сам Николай I – на фрейлине Марье Васильевне Столыпиной. В 1848, в очередной раз отличившись и получив отпуск, он ехал в Петербург. В Туле его ждал брат Владимир, чтобы объяснить причину царской «милости». Поэтому в Петербурге Александр Иванович не появился, сославшись на внезапную болезнь. Когда отпуск подошёл к концу, Барятинский написал царю, что благодарит за оказанное доверие и возвращается на службу, а с родственниками повидается в другой раз.
Николай был очень зол на князя и не отказался от задуманного. И тогда перед Новым 1850 годом Барятинский приехал в Петербург. Он заперся в своём дворце, а потом, нагрузив сани подарками, поехал поздравлять своих маленьких племянников. Александр Иванович вместе с подарками повесил на ёлку конверт: передачу майората своему брату, князю Владимиру Ивановичу. Отказавшись в пользу брата от всего своего имущества и от наследства, полученного от отца, в одно мгновенье этот богач превратился в простого солдата, живущего на казённом жаловании.
И дело с женитьбой сразу же расстроилось. Марья Васильевна потеряла к нему всякий интерес.
А служба продолжалась.
Покорение Кавказа
Летом 1856 Барятинский был назначен командующим Отдельного Кавказского корпуса и наместником Кавказа, то есть стал первым лицом на Кавказе.
Он проводит военно-административные и стратегические преобразования, делает всё возможное, чтобы поднять благосостояние края, навести в нём порядок и законность.
Приняв командование, он потребовал от императора отнестись к Кавказской войне как к делу первейшей государственной важности, в котором Россия непременно должна победить. И не просто с минимальными потерями и по возможности быстро усмирить Кавказ, но и покончить с посягательствами на него Англии, Персии и Турции. Барятинский перешёл к мощной наступательной тактике. Каждая военная операция разрабатывалась им до мельчайших деталей.
В августе 1859 Кавказская война была закончена. 25 августа Шамиль сдался в плен и был отправлен в Петербург. А сам главнокомандующий возвратился в Тифлис, где получил высшее воинское звание – фельдмаршал и орден Андрея Первозванного. Фельдмаршальский жезл был встречен в Тифлисе с восторгом, его восприняли как награду всему Кавказу. В городе была сооружена Триумфальная арка с надписью «Покорителю Кавказа благодарная Грузия».
Но это пока не конец истории!
И про любовь...
Ещё три года проведёт князь на Кавказе. Ему 45. И тут фельдмаршал и наместник Кавказа пылко влюбился. В жену своего адъютанта подполковника Владимира Давыдова, грузинскую княжну из рода Джамбакур-Орбелиани. 27-летнюю правнучку царя Картл-Кахетии Ираклия II:
Увёз её от мужа туда, где их не могли настигнуть российские законы, на этот счёт очень строгие. То есть за границей. Вынужден был покинуть не только Кавказ, но и Россию.
Сначала объяснил свой отъезд «лечением за границей». Но надо сказать, что военные победы достались князю дорогой ценой. Ему было всего 45, но здоровье было сильно подорвано. Он многократно получал сквозные пулевые ранения, говорили, что «живот князя Барятинского, как решето». Несколько пуль остались в его теле до конца жизни. Так что лечение ему и правда требовалось.
Но бегство с чужой женой не позволяло вернуться. На карьере надо было ставить крест. К тому же оскорблённый Давыдов приехал требовать удовлетворения. Дуэль состоялась в лесу под Страсбургом. К счастью, без жертв.
Фельдмаршал, дерущийся на дуэли, – такого ещё не бывало.
Но тот поединок закрыл ему путь в Россию, дуэли были запрещены.
Барятинский подал в отставку и получил её в 1862 – а также бриллиантовые знаки ордена св. Андрея Первозванного, в рескрипте было сказано: «Подвиги храброй Кавказской армии, под вашим личным предводительством, и устройство Кавказского края, во время вашего управления, останутся навсегда в памяти потомства». Мы должны знать об этом и помнить.
Все ордена князя хорошо видны на портрете князя:
В этом же, 1862, в Брюсселе Александр Иванович обвенчался наконец-то с любимой женщиной.
Вот такая история. Чтобы не жениться без любви – он расстался с баснословным богатством, наследством отца. Чтобы затем жениться по любви – поставил крест на своей блестящей карьере.
С Елизаветой Дмитриевной они прожили почти 20 лет. Князь умер в Женеве в 1879, но похоронен в Курской губернии, в родовом селе Ивановское. На его надгробной доске – родовой герб Барятинских и девиз:
«С Богом и честью».
Вот такая жизнь – покруче любого приключенческого романа. А в музее на табличке рядом с орденом об этом написано всего несколько слов:
«А.И. Барятинский был награждён "бриллиантовыми" знаками ордена святого Андрея Первозванного в честь его заслуг при покорении Кавказа и в связи с выходом в отставку в 1862 г.»
А вот ещё награды Александра Ивановича – Звезда ордена Св. Владимира и Крест «За службу на Кавказе», хранящиеся в Историческом музее:
И шашка А.И. Барятинского золотое оружие «За храбрость»:
На полотне клинка надпись: «Князю Александру Ивановичу Барятинскому. Кавказ 1850», на оборотной стороне «Кавказ 1850».
И знаете, кто до последних своих дней писал Александру Ивановичу тёплые дружеские письма? Шамиль. На витрине Исторического музея письмо Шамиля А.И. Барятинскому из Калуги, написанное 2.08.1867 и письмо Александра Ивановича Шамилю, написанное 31.01.1861:
Почётный пленник русского императора питал искреннюю симпатию к победившему его генералу.
Так что запомним это имя: Александр Иванович Барятинский. И дату – 25 августа 1859 – очень и очень значимую для русской истории, день окончания войны на Кавказе.