Финиши и сходы, которые сделали меня лучше
Написать этот пост меня, в первую очередь, мотивировали итоги супербревета Чуйский тракт-2025. Да, все верно, меня там не было. Но там были мои друзья, хорошие знакомые и бывшие сокомандники, за которых я искренне болела - и многие из которых, увы, сошли с дистанции. Так бывает. Особенно, на горных 1200-ках, когда погода становится отдельным испытанием, накладывающимся на рельеф и дистанцию. Я думаю, что опыт, который мы получаем на неудачных бреветах, бывает намного более ценным, чем тот, которым мы с гордостью делимся после медальных финишей. Просто потому что сходы учат нас не повторять некоторые ошибки. Поэтому вот мой личный ТОП-5 самых непростых дистанций с упором на личные выводы, которые были сделаны по итогам финиша или схода.
1 место - 600 км в 2019 году. Финиш
Шесть лет назад я не вела блога о велостраданиях, да и отчеты считала излишеством. Сейчас я думаю иначе. А именно, если твой опыт - положительный или тем более негативный - может помочь кому-то пройти предстоящий челлендж или, как минимум, убедительно свидетельствовать о том, что это возможно, - значит, проедь, садись и пиши.
На самом деле, несмотря на отсутствие в природе как такового отчета о первой 600-ке, этот бревет для меня один из самых упоминаемых. Например, здесь или здесь. И еще в десятке-другом материалов, я думаю.
И это точно неслучайно. Потому что, во-первых, повторюсь, это была моя первая 600-ка. То есть у организма, уже вполне натасканного на меньшие дистанции, просто не было "шаблона" прохождения дистанции 600 км. Несмотря на всю разумную разметку маршрута со спальным КП и остановками для перекусов и отдыха.
Во-вторых, дело в том, что вся эта разметка в моем случае слетела к таким-то чертям, когда поспать на штатном КП (300 км) не получилось из-за банального переутомления и оставшиеся 300 км нормально поесть не получалось ровно по той же причине.
В-третьих - ну да, климат. В 2019 году в Ухту не завезли лето. Мы стартовали в +10 с дождем, а через несколько часов въехали в тропический циклон с обложным ливнем и температурой около +30.
В-четвертых, это был бревет, с которого нельзя сходить. Потому что впереди маячила, так ее, вожделенная французская мечта длиной 1200 км - она же бревет Париж-Брест-Париж, и квалификацию, кровь из носа, надо было проехать.
Спасли этот бревет, я считаю, два обстоятельства. Первое - это шикарное волонтерское КП в Синдоре (130 км от старта), давшее возможность переодеться на пути туда и более-менее качественно отдохнуть на пути обратно. И второе - мой сокомандник Олег Барчев, с которым мы ехали большую часть вторых 300 км, ставший для меня на этом бревете и колесом, и собеседником, и наглядной мотивацией.
Выводы. Ну а какие тут выводы? Этот бревет был радикальной калибровкой для предстоящей 1200-ки. Он научил меня, что надо спать, когда я не хочу, а еще есть и пить, когда я не могу. Кроме того, вкупе с последующим опытом - продемонстрировал организаторскую состоятельность клуба "Легион" в распределении КП на дистанции. А еще - что хороший попутчик и партнер по темпу - это дар небес.
2 место - 400 км в 2019 году. Финиш
Это фото с другого бревета - тоже 400-ки, случившейся несколькими годами позже. И оно здесь потому что мне, во-первых, приятно на него смотреть и, во-вторых, потому что фото с 400-ки 2019 года не существует. Вы сейчас поймете, почему.
400-ка 2019 года - тоже один из самых упоминаемых бреветов. Потому что на развороте - в кафе на 200+-километровом отрезке пути - я забыла залить воду. Те, кто давно читает канал, наверное, давно выучили мои пост-травматические мантры и рефрены. Так вот, главный из них - "В любой непонятной ситуации пейте воду, в понятной - тем более" родом именно отсюда. Потому что моя девичья рассеянность стоила мне 100 км пути с абсолютно пустой бутылкой (ближайшее к Ухте кафе находится в 70 км от города).
Меня спасли два обстоятельства. Первое - ночь была очень холодной, как и в целом лето 2019 года, и расход жидкости был сравнительно небольшим. А второе - истинное Божье чудо: меня на машине догнали одноклубники и волонтеры, возвращавшиеся из личной поездки, не имевшей никакого отношения непосредственно к бревету и влили в меня все, кроме бензина.
Выводы. Гидрация и еще раз она же. Воды должно не просто хватать, ее должно быть в избытке. Вес фантика в кармане джерси - лишний. А вес запасной бутылки воды в бардачке - ни в коем разе.
3 место - 600 км в 2022 году. Сход
Да-да, это тот самый бревет, который дал мне проср многое переосмыслить. И он структурно и логически дополняет предыдущий пункт. Потому что если 400-ка 2019 года научила меня пить, то 600-ка в 2022 научила меня НЕ есть... всякую фигню. Превосходный во всех отношениях задел был сломан штатным обедом в ираельском кафе (130 км от Ухты в северном направлении), где меня и еще одного бойца накормили, судя по последующему эффекту, мясом примерно недельной давности. Ситуация осложнилась тем, что организм реагирует на пищевую интоксикацию не мгновенно, а спустя несколько часов, в течение которых мы успели забраться еще дальше от цивилизации.
Наверное, если бы не счастливое - опять-таки - стечение обстоятельств, этот бревет тянул бы на первое место в рейтинге. Но ангелы-хранители, к счастью, существуют: иногда это совершенно посторонние нам люди, оказавшиеся на глухой отворотке непопулярной северной трассы в субботний день. Что бы ни случилось, вас спасут не те, кто располагает транспортным средством достаточной вместительности. Вас спасут те, кто просто не смог проехать мимо странного человека с велосипедом, голосующего на пустой дороге. Это был как раз мой случай. Просто повезло.
Выводы. Самый удачный и безопасный рацион в дороге - особенно, если вы не уверены в надежности придорожного кафе в части меню - это крупы и хлебобулочные изделия без начинки. То есть ничего сложнее риса и гречки. И никаких мясных подлив и прочих белковых излишеств.
4 место - 400 км в 2021 году. Финиш
На самом деле, это был прекрасный и полный впечатлений бревет, который по части погодных условий был полной противоположностью другому не менее прекрасному бревету. Короче говоря, тот самый случай, когда сосны падали, а рандоннеры нет.
Прекрасный уже потому что доехали 100% участников, а учитывая погодные условия - ливень первые 200 км и штормовой ветер (разумеется, встречный) вторые 200 км - мы лишь подтвердили вечную истину: все, что делается - делается не благодаря, а вопреки.
Велосезон-2021 был в той же мере важным и ответственным, что и в 2019 году. Это был год Чуйского тракта (1200 км, горный рельеф), нужна была вкатанность и чистые протоколы. Поэтому ни ледяной душ, ни падающие (слава Богу, мимо нас) деревья не являлись бы уважительной причиной гипотетического схода.
За что я по-настоящему благодарна этому бревету - так это за компанию Наташи и Сергея Штумпов, с которыми мы совпали в темпах и шли "вертушкой" по километру, экономя друг другу силы. Что-что, а силы на этой 400-ке лишними точно не были.
Выводы. Если вы - велосипедист, катающий на длинные дистанции, то стоит предусмотреть экипировку буквально на все случаи жизни, в том числе, не предсказанные прогнозом. А еще вам очень везет, если против сильного ветра вы едете дисциплинированной и слаженной группой, где все неукоснительно выходят на смены и соблюдают оговорённый темп, считаясь друг с другом.
5 место - супербревет Волга-Дон в 2022 году. Сход.
Тот самый случай, когда если матом нельзя, то мне нечего добавить уже все сказано в отчете.
Могу лишь повторить: бревет Волга-Дон 2022 года - это кромешный и бескомпромиссный организаторский провал в отношении пренебрежения прогнозом, расстановки КП, прогону по автомагистрали, отсутствию элементарных медикаментов и питанию. Все, что можно было сделать вопреки здравому смыслу - было сделано вопреки здравому смыслу. Так бывает, когда организацией большого бревета занимаются те, кто с велосипедом разве что иногда фотографируются. Зато весьма уважают деньги. Это я о том, что свои взносы участники бревета не получили не только надлежащей поддержки, но и оплаченных джерси, например.
Выводы. Если ощущение, что уважения к участникам заезда у организаторов примерно ноль целых, фиг десятых, появляется у вас на стадии предварительных переговоров, - есть смысл отказаться от гиблой затеи. Если же вы все-таки принимаете решение участвовать в этой авантюре - то действуете на свой страх и риск. И хорошо, если вам повезет, как мне: во-первых, с отличным попутчиком, которым для меня стал Николай Заварзин. Во-вторых, с группой эвакуации - волонтерами Таней и Кристиной, которые сняли меня на 960-м км и довезли до Волгограда, когда все остальные просто отказались, потому что им было "не по пути".
И хотя везение - это не совсем то, на что я бы советовала вам опираться при планировании велоподвигов на оставшуюся половину лета - без него все же никак:) Поэтому всем огромной удачи, сил, энтузиазма, легкого колеса и Ride On!