Найти в Дзене
Я с бреветом

Тот самый "Чуйский тракт". Архивное

Так случилось, что красивейший и один из сложнейших супермарафонов "Чуйский тракт" (1200 км, 20 тыс.м. набора) я в этом году не еду. У меня уважительная причина: этот год сам по себе был нетривиальным марафоном, потребовавшим консолидации всех сил и ресурсов - и лично моих, и моей семьи. Я поменяла город, работу, окружение, купила квартиру. Я привыкаю, акклиматизируюсь, осваиваюсь. В 44 это довольно непросто - хоть и очень интересно. И я приняла непростое, но точно правильное решение, согласованное с моей физической кондицией и нервной системой: не добивать себя сверхнагрузками. Короче, этот сезон бреветов, включая марафон мечты, я пропускаю. Пока коллеги по асфальту будут штурмовать горный Алтай, я за их здоровье намотаю на колеса фэтбайка ухтинские грунты (кстати, наборы высот в географических локациях Тиманского кряжа - мое почтение). Но это не отменяет того факта, что мой отчет 2021 года может кому-то пригодиться - в этот раз или, быть может, в будущем. Поэтому вот он. Букв будет м
Оглавление

Удачи участникам бревета Чуйский тракт-2025!

Так случилось, что красивейший и один из сложнейших супермарафонов "Чуйский тракт" (1200 км, 20 тыс.м. набора) я в этом году не еду. У меня уважительная причина: этот год сам по себе был нетривиальным марафоном, потребовавшим консолидации всех сил и ресурсов - и лично моих, и моей семьи. Я поменяла город, работу, окружение, купила квартиру. Я привыкаю, акклиматизируюсь, осваиваюсь. В 44 это довольно непросто - хоть и очень интересно. И я приняла непростое, но точно правильное решение, согласованное с моей физической кондицией и нервной системой: не добивать себя сверхнагрузками. Короче, этот сезон бреветов, включая марафон мечты, я пропускаю. Пока коллеги по асфальту будут штурмовать горный Алтай, я за их здоровье намотаю на колеса фэтбайка ухтинские грунты (кстати, наборы высот в географических локациях Тиманского кряжа - мое почтение). Но это не отменяет того факта, что мой отчет 2021 года может кому-то пригодиться - в этот раз или, быть может, в будущем. Поэтому вот он.

Тот самый «Чуйский тракт» (2021 год)

Букв будет много. Кроить на фрагменты не хочу. Надеюсь, мой опыт пригодится кому-то в преодолении дистанции или просто вдохновит ее пройти.

Начнем с того, что в «Легионе» дистанция супермарафона «Чуйский тракт» очень мифологизируется (это если не сказать демонизируется). Фраза «Он прошел Чуйский тракт» произносится молитвенным шепотом, а сам прошедший подлежит безоговорочной прижизненной канонизации. «Прошел Чуйский тракт» это такой личный Халхин-Гол — один из ведущих маркеров рандоннерской и жизненной состоятельности. Дальше только бессмертие.

В общем, не принять такой вызов я, конечно, не могла, особенно учитывая два обстоятельства:

  1. Тоннель, который я прогрызла в своем мозгу после неудачи на ПБП-2019 достиг размеров Великого каньона и ситуация требовала моральной сатисфакции адекватных масштабов;
  2. Меня и Олега совершенно неожиданно утвердили в качестве участников #ЧТ2021

Короче, отступать было некуда. Да и не хотелось.

208-й к взлету готов!
208-й к взлету готов!
Борт Олега тоже бодр и весел
Борт Олега тоже бодр и весел

Старт. 5 июля, 9.00 (0 км)

Стартовали из пос. Боровой под Бийском, прямо через намоленную дыру в заборе напролом через насыпь щебня — и вперррред, на привольные асфальтовые просторы федеральной трассы Р-256, она же Чуйский тракт.

До старта полчаса
До старта полчаса

Первый день выдался очень жарким. К стартовым +34 гармин бесстрастно накидывает в среднем по паре градусов в час. Рандоннеры останавливаются, сидят по несколько минут в тени, щедро льют на себя воду — правда, охлаждающего эффекта от этих водных процедур ровно ноль. Еще до первого КП на воду трачу бюджет небольшого государства.

Вообще, я тропическое растение и жара моя стихия. Организм не расходует силы на обогрев, все уходит в работу. Радуюсь, что мы с Олегом успели загореть в Ухте и терминальный солнечный ожог мне вроде не грозит.

Километров за _дцать до КП1 меня догнали Наташа и Сергей Штумп и дальше мы идем вместе.

КП-1 Бирюзовая Катунь. 5 июля 14:32 (135 км)

Вода в бутылках по температуре идеальна для кофе, но кофе в кои-то веки не хочется. Хочется, чтобы добрые волонтеры обложили льдом со всех сторон, да так и оставили. Льда нет, зато есть река, в которую с раскаленным шипением и стонами наслаждения погружаются рандоннерские тела.

Она и правда бирюзовая!
Она и правда бирюзовая!

От души им завидую, но у меня другие планы, мне нужно проехать как можно дальше до темноты, я медленная. Так что перекусываю, заливаюсь водой во все ёмкости включая уши и карманы. Ребята тоже, кажется, готовы ехать — двигаем дальше. Какое-то время держимся вместе, но потом трио, к сожалению, распадается, все-таки рациональный расчет своих сил на супердистанции превыше всего. Впереди еще Семинский и Чике-Таман, и я во что бы то ни стало планирую вписать их в одни сутки.

Ребята отлично держатся несмотря на пекло
Ребята отлично держатся несмотря на пекло
Редчайший кадр - Карабинской жарко:)
Редчайший кадр - Карабинской жарко:)

КП-2. Семинский. 5 июля 21:08 (239 км)

Семинский вымотал. Самому перевалу предшествует неимоверно тоскливый, хоть и очень живописный тягунище 1-3%, призванный подорвать моральный дух тех бойцов, которым еще есть что подрывать. Вроде не сильно утомительно, но скорость ощутимо падает. Да и Бог с ней, со скоростью, не стреляйте в рандоннера, едет, как умеет.

Перевал тяжелый. Даже вечерняя прохлада не особо спасает от усталости. Тошню в подъем на «швейной машинке» 6-9 км/ч. Когда макушка перевала оказывается в поле зрения, беру себя в руки, густо обкладываю матом свою жалость к себе (Инесса, спасибо!) и делаю рывок… И он-то меня подводит, ибо нефиг выпендриваться. Начинается приступ кашля, чтобы восстановить дыхание, вынуждена остановиться. И оставшиеся пару километров иду пешком. Лучший отдых, как известно, смена деятельности.

И все-таки я его сделала!
И все-таки я его сделала!

К тому времени, как добираюсь до КП, уже легкие сумерки. С моими-то навыками даунхилла спускаться бы пОсветлу, пешочком и с парашютом за спиной, но я понимаю, что небольшой отдых мне необходим. Отмечаюсь, ем в столовой и неглубоко задремываю прямо на удобном стуле рядом с палаткой волонтеров. Открываю глаза и вижу Олега, он тоже собирается перекусить и немного поспать — благо в распоряжении рандоннеров комфортные теплые домики с кроватями. Но вот спать я запланировала на следующем КП, поэтому с огромной неохотой оторвала пятую точку от насиженного стула и покатила вниз…

Да, мы с Олегом неоднократно обсуждали, что сигать в темноте с перевалов — это ну вот вообще не наше. Потому что ночь на Алтае — это глухая раскидистая тьма, не идущая ни в какое сравнение с нашими прозрачными ночами. Но тут уж человек предполагает, а Чуйский тракт располагает.

В общем — я летела с перевала, материлась и орала. Если кто видел, как купают кота в тазу, а он растопыривается всеми конечностями — это самый точный визуальных образ, пожалуй. Мимо в непроницаемую темноту снарядами проносились велосипедисты, а я скоблила на скорости от силы 27-28 км/ч и думала, как же я понимаю Олю Паршукову.

Километров через 30 спуск закончился, нервяк стал отпускать, и параллельно стал забирать сон. Собственно, рубить начало аки березоньку. Я начала с песен, продолжила стихами почему-то Хармса, потом начала разговаривать с виртуальной Сиваковой, но она была неразговорчива.

В конце концов, наученная горьким опытом сокомандников, решила более не испытывать судьбу и прикорнуть 15 минут на обочине — благо, ночь выдалась очень теплой.
Закинула вел на траву, с удовольствием вытянулась рядом, и только начала проваливаться в блаженное никуда, как по глазам больно мазнул свет чьей-то фронтальной фары. И снова. И опять. Восстаю с обочины навстречу источнику света и слышу бодрое «черт!!! я чуть не обос****ся!!! Что ты там делаешь?!»

— Спать пытаюсь, — со смиренной скорбью в голосе отвечаю я.

— Не время спать, соберись, через 2 км Чике-Таман, он мертвого разбудит, — отвечает мне добрый человек по имени Алексей и дальше мы катим вместе.

Алексей, я не знаю твоей фамилии и стартового номера, но громадное тебе спасибо за компанию, твое чувство юмора и веселые разговоры, которыми ты поддерживал во мне силы и сознание всю дорогу в перевал, которого я так боялась, но в итоге не заметила:)

Собственно, да — триумфальный подъем в Чике-Таман я представляла себе совершенно иначе. Мы управились весело и быстро. Жаль лишь, что с вершины в полной темноте не было видно ну совершенно ничерта. «Ну ничего, не в последний же раз», — успокоила я себя и опять сиганула в ночь. В компании ехать было уже не страшно, да и близость КП придавала сил. Сон отпустил, но выводы я сделала — больше никаких геройств на усталую голову.

КП-3. Яломан. 6 июля 03:29 (350 км)

Чудесная Юля и все волонтеры Яломана, вы поразительные люди. У рандоннеров, по крайней мере, есть выбор — ехать или не ехать. У вас никакого выбора нет, вы сутками на ногах и в состоянии готовности откачивать, кормить и укладывать слабо вменяемых странных людей, днем и ночью едущих куда-то на велосипедах. Вот и меня здесь обалденно вкусно накормили, показали, где можно зарядить гаджеты и уложили спать на настоящую кроватку с одеялом и подушками! Для человека, который несколько часов назад собирался прозябать на обочине, это было за пределом всех мечтаний. Я моментально и очень глубоко уснула и проснулась через 2,5 часа совершенно отдохнувшей. В окно светило солнышко, голова была ясной, а главное — хотелось скорее ехать! И очень кстати, на этот день у меня была запланирована дистанция 400 км с ночевкой здесь же на обратном пути. Ну я и поехала. Катилось легко и быстро, даже подъемы брались на азарте и с удовольствием. От красоты просто перехватывало дыхание. А самое главное, Алтай умеет постоянно быть другим, не таким, как три минуты назад. Как будто смотришь на солнце сквозь разные грани кристалла.

-8

Жаль, не было возможности фотографировать через каждые 100 метров пути.

К этому времени вереница марафонцев уже изрядно растянулась, и я ехала одна, изредка примечая где-то в дальней дали силуэты велосипедистов. Но во время одного из длинных подъемов у меня неожиданно появился попутчик: молодой и явно местный парнишка на мопеде сбросил скорость до моей и на вершине попросил остановиться.

- Чего вам надо? — уточнила я со своей фирменной приветливостью, от которой вянут кактусы, сворачивается молоко, а непрошенные гости растворяются в тумане. Но он просто молча протянул мне что-то съедобное по виду. Зашел, так сказать, с козырей. Широко известный факт — чтобы остановить рандоннера, надо помахать ему едой.

«Щербет!» — радостно воскликнула я, принимая что-то твердое, цвета кофе с молоком. Но мне объяснили, что никакой это не щербет, а сырчик — настоящий твердый сыр, который варит его мама. Я недоверчиво откусила кусочек и еле удержалась, чтобы не слопать все целиком на месте. Все-таки ни одна мама в мире фигни не сварит. Дарю в ответ протеиновый батончик — на этом культурный обмен можно считать состоявшимся.

Здоровья тебе и твоей маме, друг, ваш сырчик спасал меня от голода и изжоги до самого финиша и оказался просто беспримерным в моей личной практике энергетиком.

-9

КП-4. Родник. 6 июля 12:42 (456 км)

Отличное, надо сказать, место, с шикарным меню и баней. Жаль, что долгий отдых у меня здесь не был предусмотрен. И все же одну важную вещь я успела сделать — позвонила маме с любезно одолженного волонтером телефона. Меня угнетала мысль, что со всех радаров я пропала начиная с Катуни. Оказалось, ничего подобного. Мама и мои друзья на большой земле отслеживали наше перемещение по трекеру (о котором я понятия не имела), так что фактурой и километражом владели лучше меня. В общем, тревога отпустила и я покатила дальше.

Если выше горизонта величественные снежные вершины, а ниже все кишит сусликами — вы в Курайской степи. У человека, чей обзор слева и справа обычно ограничен лесом, а фронтальный — камазом, от такого простора просто сводит душу.

-10
-11

Суслик — это мое тотемное животное. Много спит, много жрет, бестолков, суетлив, но безобиден. Самые внимательные из них застывают столбиками посреди дороги и рискуют получить моим колесом по морде. Но обходится.

Катится волшебно — легкий дождь освежает, трафик низкий, ветер попутный. Вот здесь правда наметились разногласия с коллегами — те, кто прибыл на КП-5 за полчаса до меня, уверяли, что ветер был отнюдь не дружественным и ехать по нему было не то чтобы приятно.

КП-5. Кош-Агач. 6 июля 17:39 (550 км)

Законные полдистанции практически пройдены, если не в смысле километража, то хотя бы исходя из логики маршрута. И опять замечательный обед с настоящими оладьями, короткий отдых и «алга» — чем быстрее пройду обратный путь, тем дольше буду отдыхать на обратном Яломане.

Отдыхаем!
Отдыхаем!
Я всегда знала, что Кош-Агач — это про котиков! Сергей поделился своим бутербродом с местным жителем.
Я всегда знала, что Кош-Агач — это про котиков! Сергей поделился своим бутербродом с местным жителем.

Обратный путь — сплошной кайф. Касаться педалей, в общем-то, не обязательно. Со встречной полосы приветливо машут рандоннеры, которым только предстоят вкусные оладушки. Вечереет, можно просто не напрягаясь любоваться вечерним горным пейзажем.

-14
-15

КП-6. Родник. 6 июля 23:02 (645 км)

Приезжаю в темноте. В принципе, Родник — идеальное место для ночлега. Волонтеры настойчиво соблазняют баней. Но баня — это 100%ный расслабон и крепкий сон, а сон я опять планирую на Яломане. Завтра — непростой день (знала бы я, насколько) — Семинский, Чике-Таман, так что в моих лучших интересах сократить дистанцию на 100 км, тем более, что уставшей я себя совершенно не ощущаю.

Дорога на Яломан — продолжение все того же длииииииииииннного спуска — тем обиднее, что меня подводит фара. Она начинает терять контакт от штатной вибрации и пару раз оставляет меня в непроглядной тьме, поэтому ехать я вынуждена до абсурда медленно.

КП-7. Яломан. 7 июля 04:40 (751 км)

Наконец-то, Господи. Уже светает. В душ и спать — через два часа сна опять отдаленно напоминаю человека.

Утро выдалось замечательное — нежаркое, безветренное. В Чике-Таман закатываю бодро и наконец-то делаю исторический кадр с памятником строителям Чуйского тракта.

-16

Кстати, пользуясь случаем, хочу спросить: велосипедисты, пугающие других велосипедистов Чике-Таманом, зачем вы это делаете? Ну, пугайте Семинским, что ли, он с одной стороны крутой, с другой занудный. А Чике-Таман со всех сторон клевый и совершенно не убийственный. Завидую людям, которые могут тренироваться здесь хотя бы в порядке подготовки к сезону.

Спускаться вниз уже не страшно. Ну ладно, почти не страшно. Тормоза все еще зажаты, но уже не до треска, погода ясная, видимость отличная. После спуска — примерно 70-километровый отдых по плоскачу до Семинского. Начиная с этого фрагмента пути и до самого финиша едем вместе с Алексеем Козловым. Вообще, начиная с какого-то момента хороший попутчик это вопрос сохранения морального и физического здоровья. Не говоря уже о том, что в две головы эффективнее думать, и даже тупить веселее.

КП-8. Семинский. 7 июля 15:00 (862 км)

«Обратный» Семинский порадовал ничуть не больше, чем первый раз. Зато наверху было хорошо — на гору садилось облако и на КП мы приехали в легком тумане. Волонтеры предупредили нас о надвигающейся непогоде и отправили обедать. Других планов, связанных с этим местом у нас не было, так что задерживаться не стали. Вся гамма моих эмоций и природное богатство мимики вместо тысячи слов. Семинский, это, блин, тебе.

-17

Волонтеры не обманули. Дождь набирает силу как раз когда мы ныряем под навес веранды у кафе — ну, того самого, с водопадом. Водопад с этой минуты не актуален, а вот выпить кофе, перекусить и попробовать подольше остаться сухими — вполне. Здесь же корректируем стратегию прохождения в пользу более жесткого варианта. Вообще, мы рассчитывали отдохнуть на Катуни. Но Катунь — палаточный лагерь на берегу реки, то есть не совсем то что нужно двум мокрым людям но ночь глядя. И мы принимаем ну просто самое судьбоносное решение за весь бревет — ехать в ночь на Алтайское, не приходя в сознание.

КП-9. Катунь. 7 июля 20:37 (966 км)

Тем не менее, сначала Катунь, и она кстати. Во-первых, еще никогда мокрым людям не вредила горячая еда, во-вторых, Костя Батурин, спасибо ему огромное, отдает мне свою сухую джерси, и я на время имею непосредственное отношение к «Новосибирск-марафон»:) Правда, сохранить ее сухой получается совсем не так долго, как хотелось бы. Потому что дождь заклинило. Духи Алтая запоздало воздали нам влаги за засуху первого дня, и были избыточно щедры.

Все 70 км до Алтайского КП на нас льет беспрерывно, а учитывая общую усталость, ночь и качество дороги (спойлер — плохое), это растягивается, по моим субъективным ощущениям, на несколько месяцев. Долгих, страшных и мокрых месяцев. Наступает та самая кондиция, в которой я радуюсь подъемам, так что торчки Бирюксинского меня совершенно не утомляют, а вот спуски… В какой-то момент у меня сдают нервы и я начинаю спускаться пешком. Тормоза под дождем держат плохо, дорога раздолбана, руки мерзнут и плохо контролируют руль. Алексей пожимает плечами — окей, пешком. И мы идем. Впереди 10 км. Но мы бодры и уверены в себе, вода в туфлях согревается, и вообще — лучший отдых это смена деятельности. Вокруг полный сюр, который вполне можно было бы списать на воспаленное сознание, но не получается, потому что нас двое и мы воспринимаем одно и то же. Дорога усыпана лягушками разной степени дохлости, обочина кишит котиками (вполне к счастью живыми), а в довершение всего безумный цирк входит в стадию контактного зоопарка, и мы как настоящие гринписовцы спасаем птенца ястреба, который как дурак торчал посреди ночной дороги (хотя, тут, конечно, кто бы говорил). И главное — опять нихрена не видно, идем по приборам. Впрочем, вскоре перестаем доверять и приборам, ибо въезжаем в Алтайское и совершенно не наблюдаем никакого стадиона. Уточняем на заправке направление и едем еще километров пять. Или пятнадцать. Я не помню.

КП-10. Алтайское. 8 июля 02:22 (1040 км)

На КП мы приехали в образе людей, видевших некоторый трэш. Ну, мягко говоря. Наверное, впечатления были бы более радужными, попади мы сюда по светлому времени суток и будь мы посуше.

Я буду в махровом халате и в полном офигении
Я буду в махровом халате и в полном офигении

Но было как было. За что спасибо волонтерам — так это за футболку и махровый халат, по крайней мере, не спала в мокром. И Алексею за заботу. Потому что ни соображаловки, ни сил у меня уже просто не было. Горячего душа мне досталось стакана два, и еще кувшин теплого. Лучше, чем ничего, с другой стороны. Одежду сушили утром всеми способами — расстелив на стадионе в надежде на неспешно проклевывающееся солнце, в волонтерской палатке, теплом души, заговорами и проклятьями. Главный минус — потеряли кучу времени, из которого спали меньшую часть.

Это было Алтайское, мы сушились, как могли...
Это было Алтайское, мы сушились, как могли...

Зато обрели нечто более ценное — непоколебимую уверенность, что худшее позади. И не ошиблись. Последний день марафона выдался классным. Солнечным, тихим, и, главное, исполненным спокойной уверенности, что вот оно уже и все, последнее КП и за ним финиш. Как писали мне друзья по команде — просто получай удовольствие от происходящего. Отличный совет, ему-то мы и последовали. Посветлу катилось, конечно, в куда как более радостном настроении. Во-первых, высохла одежда, во-вторых, оказалось, что вокруг очень красиво. В-третьих, ничего сверхчеловеческого от Белокурихи я не ждала. Перед стартом мы с Олегом въезжали в этот перевал в порядке тренировки, и он не показался мне сколь-нибудь сложным.

КП-11. Белокуриха. 8 июля 12:45 (1108 км)

Собственно, Белокуриха. Доехали. Въехали. Поели. Отдохнули. Спустились. И поехали на финиш.

-20
Сострадалец и отличный компаньон из "Новосибирск-марафон" Алексей Козлов
Сострадалец и отличный компаньон из "Новосибирск-марафон" Алексей Козлов

Финиш. 08 июля 17:29. 1200 км. Общее время прохождения — 79 часов 59 минут

На протяжении всего марафона много раз от очень разных людей я слышала, что Чуйский тракт принимает не всех. Если я в чем-то и уверена, то это в том, что меня он принял. И это очень взаимно. Дело, я думаю, в том, что формулировка «покорить Чуйский тракт» в корне ошибочна. Тут ничего не надо покорять, тут надо покориться сразу, и как раз это было легко — потому что ничего сложнее и красивее в жизни я еще не делала. Через четыре года, а потом опять и снова я планирую это повторить. Но это будет уже совершенно другая история.

Спасибо всем, кто был рядом, и всем, кто болел за нас.

-22

Ребята, ОГРОМНОЙ ВСЕМ УДАЧИ на супермарафоне "Чуйский тракт-2025"! Болею за вас, завидую вам, горжусь вами!