Удачи участникам бревета Чуйский тракт-2025!
Так случилось, что красивейший и один из сложнейших супермарафонов "Чуйский тракт" (1200 км, 20 тыс.м. набора) я в этом году не еду. У меня уважительная причина: этот год сам по себе был нетривиальным марафоном, потребовавшим консолидации всех сил и ресурсов - и лично моих, и моей семьи. Я поменяла город, работу, окружение, купила квартиру. Я привыкаю, акклиматизируюсь, осваиваюсь. В 44 это довольно непросто - хоть и очень интересно. И я приняла непростое, но точно правильное решение, согласованное с моей физической кондицией и нервной системой: не добивать себя сверхнагрузками. Короче, этот сезон бреветов, включая марафон мечты, я пропускаю. Пока коллеги по асфальту будут штурмовать горный Алтай, я за их здоровье намотаю на колеса фэтбайка ухтинские грунты (кстати, наборы высот в географических локациях Тиманского кряжа - мое почтение). Но это не отменяет того факта, что мой отчет 2021 года может кому-то пригодиться - в этот раз или, быть может, в будущем. Поэтому вот он.
Тот самый «Чуйский тракт» (2021 год)
Букв будет много. Кроить на фрагменты не хочу. Надеюсь, мой опыт пригодится кому-то в преодолении дистанции или просто вдохновит ее пройти.
Начнем с того, что в «Легионе» дистанция супермарафона «Чуйский тракт» очень мифологизируется (это если не сказать демонизируется). Фраза «Он прошел Чуйский тракт» произносится молитвенным шепотом, а сам прошедший подлежит безоговорочной прижизненной канонизации. «Прошел Чуйский тракт» это такой личный Халхин-Гол — один из ведущих маркеров рандоннерской и жизненной состоятельности. Дальше только бессмертие.
В общем, не принять такой вызов я, конечно, не могла, особенно учитывая два обстоятельства:
- Тоннель, который я прогрызла в своем мозгу после неудачи на ПБП-2019 достиг размеров Великого каньона и ситуация требовала моральной сатисфакции адекватных масштабов;
- Меня и Олега совершенно неожиданно утвердили в качестве участников #ЧТ2021
Короче, отступать было некуда. Да и не хотелось.
Старт. 5 июля, 9.00 (0 км)
Стартовали из пос. Боровой под Бийском, прямо через намоленную дыру в заборе напролом через насыпь щебня — и вперррред, на привольные асфальтовые просторы федеральной трассы Р-256, она же Чуйский тракт.
Первый день выдался очень жарким. К стартовым +34 гармин бесстрастно накидывает в среднем по паре градусов в час. Рандоннеры останавливаются, сидят по несколько минут в тени, щедро льют на себя воду — правда, охлаждающего эффекта от этих водных процедур ровно ноль. Еще до первого КП на воду трачу бюджет небольшого государства.
Вообще, я тропическое растение и жара моя стихия. Организм не расходует силы на обогрев, все уходит в работу. Радуюсь, что мы с Олегом успели загореть в Ухте и терминальный солнечный ожог мне вроде не грозит.
Километров за _дцать до КП1 меня догнали Наташа и Сергей Штумп и дальше мы идем вместе.
КП-1 Бирюзовая Катунь. 5 июля 14:32 (135 км)
Вода в бутылках по температуре идеальна для кофе, но кофе в кои-то веки не хочется. Хочется, чтобы добрые волонтеры обложили льдом со всех сторон, да так и оставили. Льда нет, зато есть река, в которую с раскаленным шипением и стонами наслаждения погружаются рандоннерские тела.
От души им завидую, но у меня другие планы, мне нужно проехать как можно дальше до темноты, я медленная. Так что перекусываю, заливаюсь водой во все ёмкости включая уши и карманы. Ребята тоже, кажется, готовы ехать — двигаем дальше. Какое-то время держимся вместе, но потом трио, к сожалению, распадается, все-таки рациональный расчет своих сил на супердистанции превыше всего. Впереди еще Семинский и Чике-Таман, и я во что бы то ни стало планирую вписать их в одни сутки.
КП-2. Семинский. 5 июля 21:08 (239 км)
Семинский вымотал. Самому перевалу предшествует неимоверно тоскливый, хоть и очень живописный тягунище 1-3%, призванный подорвать моральный дух тех бойцов, которым еще есть что подрывать. Вроде не сильно утомительно, но скорость ощутимо падает. Да и Бог с ней, со скоростью, не стреляйте в рандоннера, едет, как умеет.
Перевал тяжелый. Даже вечерняя прохлада не особо спасает от усталости. Тошню в подъем на «швейной машинке» 6-9 км/ч. Когда макушка перевала оказывается в поле зрения, беру себя в руки, густо обкладываю матом свою жалость к себе (Инесса, спасибо!) и делаю рывок… И он-то меня подводит, ибо нефиг выпендриваться. Начинается приступ кашля, чтобы восстановить дыхание, вынуждена остановиться. И оставшиеся пару километров иду пешком. Лучший отдых, как известно, смена деятельности.
К тому времени, как добираюсь до КП, уже легкие сумерки. С моими-то навыками даунхилла спускаться бы пОсветлу, пешочком и с парашютом за спиной, но я понимаю, что небольшой отдых мне необходим. Отмечаюсь, ем в столовой и неглубоко задремываю прямо на удобном стуле рядом с палаткой волонтеров. Открываю глаза и вижу Олега, он тоже собирается перекусить и немного поспать — благо в распоряжении рандоннеров комфортные теплые домики с кроватями. Но вот спать я запланировала на следующем КП, поэтому с огромной неохотой оторвала пятую точку от насиженного стула и покатила вниз…
Да, мы с Олегом неоднократно обсуждали, что сигать в темноте с перевалов — это ну вот вообще не наше. Потому что ночь на Алтае — это глухая раскидистая тьма, не идущая ни в какое сравнение с нашими прозрачными ночами. Но тут уж человек предполагает, а Чуйский тракт располагает.
В общем — я летела с перевала, материлась и орала. Если кто видел, как купают кота в тазу, а он растопыривается всеми конечностями — это самый точный визуальных образ, пожалуй. Мимо в непроницаемую темноту снарядами проносились велосипедисты, а я скоблила на скорости от силы 27-28 км/ч и думала, как же я понимаю Олю Паршукову.
Километров через 30 спуск закончился, нервяк стал отпускать, и параллельно стал забирать сон. Собственно, рубить начало аки березоньку. Я начала с песен, продолжила стихами почему-то Хармса, потом начала разговаривать с виртуальной Сиваковой, но она была неразговорчива.
В конце концов, наученная горьким опытом сокомандников, решила более не испытывать судьбу и прикорнуть 15 минут на обочине — благо, ночь выдалась очень теплой.
Закинула вел на траву, с удовольствием вытянулась рядом, и только начала проваливаться в блаженное никуда, как по глазам больно мазнул свет чьей-то фронтальной фары. И снова. И опять. Восстаю с обочины навстречу источнику света и слышу бодрое «черт!!! я чуть не обос****ся!!! Что ты там делаешь?!»
— Спать пытаюсь, — со смиренной скорбью в голосе отвечаю я.
— Не время спать, соберись, через 2 км Чике-Таман, он мертвого разбудит, — отвечает мне добрый человек по имени Алексей и дальше мы катим вместе.
Алексей, я не знаю твоей фамилии и стартового номера, но громадное тебе спасибо за компанию, твое чувство юмора и веселые разговоры, которыми ты поддерживал во мне силы и сознание всю дорогу в перевал, которого я так боялась, но в итоге не заметила:)
Собственно, да — триумфальный подъем в Чике-Таман я представляла себе совершенно иначе. Мы управились весело и быстро. Жаль лишь, что с вершины в полной темноте не было видно ну совершенно ничерта. «Ну ничего, не в последний же раз», — успокоила я себя и опять сиганула в ночь. В компании ехать было уже не страшно, да и близость КП придавала сил. Сон отпустил, но выводы я сделала — больше никаких геройств на усталую голову.
КП-3. Яломан. 6 июля 03:29 (350 км)
Чудесная Юля и все волонтеры Яломана, вы поразительные люди. У рандоннеров, по крайней мере, есть выбор — ехать или не ехать. У вас никакого выбора нет, вы сутками на ногах и в состоянии готовности откачивать, кормить и укладывать слабо вменяемых странных людей, днем и ночью едущих куда-то на велосипедах. Вот и меня здесь обалденно вкусно накормили, показали, где можно зарядить гаджеты и уложили спать на настоящую кроватку с одеялом и подушками! Для человека, который несколько часов назад собирался прозябать на обочине, это было за пределом всех мечтаний. Я моментально и очень глубоко уснула и проснулась через 2,5 часа совершенно отдохнувшей. В окно светило солнышко, голова была ясной, а главное — хотелось скорее ехать! И очень кстати, на этот день у меня была запланирована дистанция 400 км с ночевкой здесь же на обратном пути. Ну я и поехала. Катилось легко и быстро, даже подъемы брались на азарте и с удовольствием. От красоты просто перехватывало дыхание. А самое главное, Алтай умеет постоянно быть другим, не таким, как три минуты назад. Как будто смотришь на солнце сквозь разные грани кристалла.
Жаль, не было возможности фотографировать через каждые 100 метров пути.
К этому времени вереница марафонцев уже изрядно растянулась, и я ехала одна, изредка примечая где-то в дальней дали силуэты велосипедистов. Но во время одного из длинных подъемов у меня неожиданно появился попутчик: молодой и явно местный парнишка на мопеде сбросил скорость до моей и на вершине попросил остановиться.
- Чего вам надо? — уточнила я со своей фирменной приветливостью, от которой вянут кактусы, сворачивается молоко, а непрошенные гости растворяются в тумане. Но он просто молча протянул мне что-то съедобное по виду. Зашел, так сказать, с козырей. Широко известный факт — чтобы остановить рандоннера, надо помахать ему едой.
«Щербет!» — радостно воскликнула я, принимая что-то твердое, цвета кофе с молоком. Но мне объяснили, что никакой это не щербет, а сырчик — настоящий твердый сыр, который варит его мама. Я недоверчиво откусила кусочек и еле удержалась, чтобы не слопать все целиком на месте. Все-таки ни одна мама в мире фигни не сварит. Дарю в ответ протеиновый батончик — на этом культурный обмен можно считать состоявшимся.
Здоровья тебе и твоей маме, друг, ваш сырчик спасал меня от голода и изжоги до самого финиша и оказался просто беспримерным в моей личной практике энергетиком.
КП-4. Родник. 6 июля 12:42 (456 км)
Отличное, надо сказать, место, с шикарным меню и баней. Жаль, что долгий отдых у меня здесь не был предусмотрен. И все же одну важную вещь я успела сделать — позвонила маме с любезно одолженного волонтером телефона. Меня угнетала мысль, что со всех радаров я пропала начиная с Катуни. Оказалось, ничего подобного. Мама и мои друзья на большой земле отслеживали наше перемещение по трекеру (о котором я понятия не имела), так что фактурой и километражом владели лучше меня. В общем, тревога отпустила и я покатила дальше.
Если выше горизонта величественные снежные вершины, а ниже все кишит сусликами — вы в Курайской степи. У человека, чей обзор слева и справа обычно ограничен лесом, а фронтальный — камазом, от такого простора просто сводит душу.
Суслик — это мое тотемное животное. Много спит, много жрет, бестолков, суетлив, но безобиден. Самые внимательные из них застывают столбиками посреди дороги и рискуют получить моим колесом по морде. Но обходится.
Катится волшебно — легкий дождь освежает, трафик низкий, ветер попутный. Вот здесь правда наметились разногласия с коллегами — те, кто прибыл на КП-5 за полчаса до меня, уверяли, что ветер был отнюдь не дружественным и ехать по нему было не то чтобы приятно.
КП-5. Кош-Агач. 6 июля 17:39 (550 км)
Законные полдистанции практически пройдены, если не в смысле километража, то хотя бы исходя из логики маршрута. И опять замечательный обед с настоящими оладьями, короткий отдых и «алга» — чем быстрее пройду обратный путь, тем дольше буду отдыхать на обратном Яломане.
Обратный путь — сплошной кайф. Касаться педалей, в общем-то, не обязательно. Со встречной полосы приветливо машут рандоннеры, которым только предстоят вкусные оладушки. Вечереет, можно просто не напрягаясь любоваться вечерним горным пейзажем.
КП-6. Родник. 6 июля 23:02 (645 км)
Приезжаю в темноте. В принципе, Родник — идеальное место для ночлега. Волонтеры настойчиво соблазняют баней. Но баня — это 100%ный расслабон и крепкий сон, а сон я опять планирую на Яломане. Завтра — непростой день (знала бы я, насколько) — Семинский, Чике-Таман, так что в моих лучших интересах сократить дистанцию на 100 км, тем более, что уставшей я себя совершенно не ощущаю.
Дорога на Яломан — продолжение все того же длииииииииииннного спуска — тем обиднее, что меня подводит фара. Она начинает терять контакт от штатной вибрации и пару раз оставляет меня в непроглядной тьме, поэтому ехать я вынуждена до абсурда медленно.
КП-7. Яломан. 7 июля 04:40 (751 км)
Наконец-то, Господи. Уже светает. В душ и спать — через два часа сна опять отдаленно напоминаю человека.
Утро выдалось замечательное — нежаркое, безветренное. В Чике-Таман закатываю бодро и наконец-то делаю исторический кадр с памятником строителям Чуйского тракта.
Кстати, пользуясь случаем, хочу спросить: велосипедисты, пугающие других велосипедистов Чике-Таманом, зачем вы это делаете? Ну, пугайте Семинским, что ли, он с одной стороны крутой, с другой занудный. А Чике-Таман со всех сторон клевый и совершенно не убийственный. Завидую людям, которые могут тренироваться здесь хотя бы в порядке подготовки к сезону.
Спускаться вниз уже не страшно. Ну ладно, почти не страшно. Тормоза все еще зажаты, но уже не до треска, погода ясная, видимость отличная. После спуска — примерно 70-километровый отдых по плоскачу до Семинского. Начиная с этого фрагмента пути и до самого финиша едем вместе с Алексеем Козловым. Вообще, начиная с какого-то момента хороший попутчик это вопрос сохранения морального и физического здоровья. Не говоря уже о том, что в две головы эффективнее думать, и даже тупить веселее.
КП-8. Семинский. 7 июля 15:00 (862 км)
«Обратный» Семинский порадовал ничуть не больше, чем первый раз. Зато наверху было хорошо — на гору садилось облако и на КП мы приехали в легком тумане. Волонтеры предупредили нас о надвигающейся непогоде и отправили обедать. Других планов, связанных с этим местом у нас не было, так что задерживаться не стали. Вся гамма моих эмоций и природное богатство мимики вместо тысячи слов. Семинский, это, блин, тебе.
Волонтеры не обманули. Дождь набирает силу как раз когда мы ныряем под навес веранды у кафе — ну, того самого, с водопадом. Водопад с этой минуты не актуален, а вот выпить кофе, перекусить и попробовать подольше остаться сухими — вполне. Здесь же корректируем стратегию прохождения в пользу более жесткого варианта. Вообще, мы рассчитывали отдохнуть на Катуни. Но Катунь — палаточный лагерь на берегу реки, то есть не совсем то что нужно двум мокрым людям но ночь глядя. И мы принимаем ну просто самое судьбоносное решение за весь бревет — ехать в ночь на Алтайское, не приходя в сознание.
КП-9. Катунь. 7 июля 20:37 (966 км)
Тем не менее, сначала Катунь, и она кстати. Во-первых, еще никогда мокрым людям не вредила горячая еда, во-вторых, Костя Батурин, спасибо ему огромное, отдает мне свою сухую джерси, и я на время имею непосредственное отношение к «Новосибирск-марафон»:) Правда, сохранить ее сухой получается совсем не так долго, как хотелось бы. Потому что дождь заклинило. Духи Алтая запоздало воздали нам влаги за засуху первого дня, и были избыточно щедры.
Все 70 км до Алтайского КП на нас льет беспрерывно, а учитывая общую усталость, ночь и качество дороги (спойлер — плохое), это растягивается, по моим субъективным ощущениям, на несколько месяцев. Долгих, страшных и мокрых месяцев. Наступает та самая кондиция, в которой я радуюсь подъемам, так что торчки Бирюксинского меня совершенно не утомляют, а вот спуски… В какой-то момент у меня сдают нервы и я начинаю спускаться пешком. Тормоза под дождем держат плохо, дорога раздолбана, руки мерзнут и плохо контролируют руль. Алексей пожимает плечами — окей, пешком. И мы идем. Впереди 10 км. Но мы бодры и уверены в себе, вода в туфлях согревается, и вообще — лучший отдых это смена деятельности. Вокруг полный сюр, который вполне можно было бы списать на воспаленное сознание, но не получается, потому что нас двое и мы воспринимаем одно и то же. Дорога усыпана лягушками разной степени дохлости, обочина кишит котиками (вполне к счастью живыми), а в довершение всего безумный цирк входит в стадию контактного зоопарка, и мы как настоящие гринписовцы спасаем птенца ястреба, который как дурак торчал посреди ночной дороги (хотя, тут, конечно, кто бы говорил). И главное — опять нихрена не видно, идем по приборам. Впрочем, вскоре перестаем доверять и приборам, ибо въезжаем в Алтайское и совершенно не наблюдаем никакого стадиона. Уточняем на заправке направление и едем еще километров пять. Или пятнадцать. Я не помню.
КП-10. Алтайское. 8 июля 02:22 (1040 км)
На КП мы приехали в образе людей, видевших некоторый трэш. Ну, мягко говоря. Наверное, впечатления были бы более радужными, попади мы сюда по светлому времени суток и будь мы посуше.
Но было как было. За что спасибо волонтерам — так это за футболку и махровый халат, по крайней мере, не спала в мокром. И Алексею за заботу. Потому что ни соображаловки, ни сил у меня уже просто не было. Горячего душа мне досталось стакана два, и еще кувшин теплого. Лучше, чем ничего, с другой стороны. Одежду сушили утром всеми способами — расстелив на стадионе в надежде на неспешно проклевывающееся солнце, в волонтерской палатке, теплом души, заговорами и проклятьями. Главный минус — потеряли кучу времени, из которого спали меньшую часть.
Зато обрели нечто более ценное — непоколебимую уверенность, что худшее позади. И не ошиблись. Последний день марафона выдался классным. Солнечным, тихим, и, главное, исполненным спокойной уверенности, что вот оно уже и все, последнее КП и за ним финиш. Как писали мне друзья по команде — просто получай удовольствие от происходящего. Отличный совет, ему-то мы и последовали. Посветлу катилось, конечно, в куда как более радостном настроении. Во-первых, высохла одежда, во-вторых, оказалось, что вокруг очень красиво. В-третьих, ничего сверхчеловеческого от Белокурихи я не ждала. Перед стартом мы с Олегом въезжали в этот перевал в порядке тренировки, и он не показался мне сколь-нибудь сложным.
КП-11. Белокуриха. 8 июля 12:45 (1108 км)
Собственно, Белокуриха. Доехали. Въехали. Поели. Отдохнули. Спустились. И поехали на финиш.
Финиш. 08 июля 17:29. 1200 км. Общее время прохождения — 79 часов 59 минут
На протяжении всего марафона много раз от очень разных людей я слышала, что Чуйский тракт принимает не всех. Если я в чем-то и уверена, то это в том, что меня он принял. И это очень взаимно. Дело, я думаю, в том, что формулировка «покорить Чуйский тракт» в корне ошибочна. Тут ничего не надо покорять, тут надо покориться сразу, и как раз это было легко — потому что ничего сложнее и красивее в жизни я еще не делала. Через четыре года, а потом опять и снова я планирую это повторить. Но это будет уже совершенно другая история.
Спасибо всем, кто был рядом, и всем, кто болел за нас.
Ребята, ОГРОМНОЙ ВСЕМ УДАЧИ на супермарафоне "Чуйский тракт-2025"! Болею за вас, завидую вам, горжусь вами!