Найти в Дзене
Я с бреветом

400 км на велосипеде менее, чем за сутки

Первая «взрослая» дистанция. Почему 400 - это не то же, что дважды по 200 Раз уж сезон «Легиона» в этот раз в силу погодных условий вышел за рамки формальной логики и на повестке, минуя 300, сразу оказался бревет 400 км, о нем и поговорим. Километраж - 400 км. Норматив времени - 27 часов Энергозатраты - до 15 тыс. ккал Коварство первой «взрослой» дистанции даже не в труднопостижимости цифры (в смысле, 400 км на велосипеде? У вас ноль лишний), а в том, что она требует от организма ресурсов и навыков, недостижимых в базовом тренировочном режиме. И ещё она «в полный рост» требует главного марафонского навыка: умения математически рассчитывать свои силы. А это предполагает, что вы досконально знаете свой организм и его возможности. Это не значит, что бревет невозможно проехать без должной подготовки, это значит лишь, что отсутствие этой подготовки может нанести организму вред или привести к серьезному перенапряжению и, тем самым, надолго отбить у вас желание смотреть в сторону велосипеда.
Оглавление

Первая «взрослая» дистанция. Почему 400 - это не то же, что дважды по 200

Раз уж сезон «Легиона» в этот раз в силу погодных условий вышел за рамки формальной логики и на повестке, минуя 300, сразу оказался бревет 400 км, о нем и поговорим.

Километраж - 400 км.
Норматив времени - 27 часов
Энергозатраты - до 15 тыс. ккал
Бревет «Ираель» 2021 год, 400 км.
Бревет «Ираель» 2021 год, 400 км.

Коварство первой «взрослой» дистанции даже не в труднопостижимости цифры (в смысле, 400 км на велосипеде? У вас ноль лишний), а в том, что она требует от организма ресурсов и навыков, недостижимых в базовом тренировочном режиме. И ещё она «в полный рост» требует главного марафонского навыка: умения математически рассчитывать свои силы. А это предполагает, что вы досконально знаете свой организм и его возможности. Это не значит, что бревет невозможно проехать без должной подготовки, это значит лишь, что отсутствие этой подготовки может нанести организму вред или привести к серьезному перенапряжению и, тем самым, надолго отбить у вас желание смотреть в сторону велосипеда.

Итак, что такое 400 км на велосипеде.

Физическая форма и питание до и во время бревета

Во-первых, сон на 400 все ещё не подразумевается. Вообще, если вы рандоннер, вы должны знать свои пороговые пределы выносливости и перспектива ехать до 1,5 суток без сна не должна вызывать у вас панику. 27 часов тем более. Если вы не уверены в этом пункте, то успешно пройденные ночные тренировки / бреветы в арсенале будут вашим преимуществом.

Во-вторых, хорошей практикой будет предварительная углеводная заправка.

Нет, речь не о плотном завтраке за полчаса до события. Оптимальный срок накопления гликогена в организме 3-4 дня ДО бревета. Это значит, что ваша диета в эти дни должна быть преимущественно углеводной, и потребление углеводов должно превосходить их расход. Базовые тренировки с короткими ускорениями в этот период будут всецело на вашей стороне, а вот многочасовые заезды приведут к перерасходу сил и калорий. Упор стоит делать на «длинные» углеводы типа крахмала, они по сравнению с «быстрыми» сахарами усваиваются более плавно и обеспечат резерв. Карамельками неограниченно можете «закидываться» на бревете, а перед ним - хорошим решением будут крупы, хлопья и макароны.

Углеводная заправка - моя любимая часть любого бревета!
Углеводная заправка - моя любимая часть любого бревета!

И не забывайте о том, что жир препятствует всасыванию углеводов, а вот большое потребление воды, напротив, способствует.

Непосредственно перед заездом некоторые источники советуют выпить до 300 мл изотоника. Воздержусь настоятельно советовать изотоник только потому что сама не езжу на нем. А вот энергетический батончик поднимет уровень глюкозы и не вызовет «обволакивающего» эффекта, часто способствующего изжоге.

Во время бревета - общая рекомендация съедать 50-75 г углеводов в час. В зачёт идут и углеводы, потребляемые в составе изотонических напитков, спортивных коктейлей и сладкой газировки. Здесь важно учесть, что количество потребляемой жидкости зависит от погодных условий, а количество углеводов - нет. Поэтому желательно соблюдать одно правило: количество углеводов не должно превышать 10 процентов от объема выпиваемой жидкости, иначе их всасывание будет затруднено.

Схема примерно, но наглядно отображающая источники энергии организма во время заезда
Схема примерно, но наглядно отображающая источники энергии организма во время заезда

Как я уже не раз говорила - я преимущественно езжу на карамельках (засахаренные фруктовые лепестки тоже очень уважаю, но они дороже и неудобны в перевозке), которые не считаю и запиваю их водой, которую тоже пью неограниченно.

Очень распространённая рандоннерская практика - ездить на бананах.

Серотонин и глюкоза - секрет успеха марафонца!
Серотонин и глюкоза - секрет успеха марафонца!

Питьевой режим

Главное правило - пить ДО того, как почувствуете жажду. Итого каждые 15-20 минут по несколько глотков.

Очевидно, что чем продолжительнее дистанция, тем больше воды теряет организм. Если этому способствует жаркая погода и личная привычка ехать первую треть дистанции на 90 процентах FTP (у меня именно так), то поступление жидкости в организм будет неизбежно ниже, чем потеря.

Немного статистики: при температуре воздуха +18 (здесь и далее - градусов Цельсия) вы теряете с потом до 1,5 литров воды. Возможность прочувствовать это в полной мере дают домашние тренировки на станке (те, кто вытирал насквозь мокрым полотенцем лужу пота под станком после посильной 1,5 часовой тренировки, поймут меня), а вот на трассе обдуваемый ветерком организм пребывает в иллюзии, что вообще не потеет. Как бы не так.

Потейте на здоровье, только пить не забывайте!
Потейте на здоровье, только пить не забывайте!

Мне попадалась интересная ссылка на эксперимент.

Одной группе райдеров позволяли пить только в определенных местах, а вторая группа имела возможность пить неограниченно, где, когда и сколько хочет. В результате, у второй группы восполнение жидкости шло лучше, НО: ни одна из групп не смогла компенсировать потерю жидкости полностью!

Дегидрация (обезвоживание) в течение длительного времени - крайне опасное состояние, способное вызвать метаболические и ментальные нарушения. Вам такое точно не нужно.

У меня есть личный опыт в этом отношении, который я ни в коем случае не хотела бы повторить. Несколько лет назад на одной из своих первых 400-к я на кп забыла залить воду. В итоге я стартовала в обратный путь (к финишу) с парой глотков в бутылке. Впереди у меня были долгие 110 км и я в деталях помню все стадии отрицания, торга и депрессии, отделявшие меня от того, чтобы начать проверять содержимое бутылок с остатками неуточненных жидкостей на обочине дороги. Мне сказочно повезло дважды: во-первых, я ехала очень холодной ночью и расход жидкости был сравнительно небольшим, во-вторых, километров за 30 до ближайшего кафе меня на машине догнали товарищи по команде, возвращавшиеся из личной поездки и не дали умереть от жажды. Так что повторюсь: вода в достаточном (сиречь неограниченном) количестве - это мастхэв.

Кроме того, на КП отлично заходят томатный сок с солью (особенно если у вас тоже не сложилось с изотоником, а соли восполнять надо) и компот / морс.

Пейте воду! Так победим.
Пейте воду! Так победим.

Экипировка

На исправности велосипеда и его комплектующих, а равно необходимости ремкомплект, шлеме и фонарях даже останавливаться не буду, хорошо? Разве что уточню, что второй замочек для цепи и запасной петух - ценные предметы в велохозяйстве.

Зато напомню золотое правило, спасшее не одну спину: не перегружайтесь! Не берите лишнего. Да-да, тут и далее везде - никаких рюкзаков, спальников и палаток. Тёплая куртка на вечер и, если необходимо, влагоустойчивая веловетровка в подседел, пара батончиков в бардачок и ремкомплект в сумку на раме (или опять же в подседел). Помните, что скорее всего вы уложитесь в 20-24 часа, независимо от классификации велосипеда, на котором вы планируете подвиг.

Усталость и расчёт сил

Усталость будет. Она нормальна и естественна. 15 тысяч ккал - это все-таки не баран чихнул. И здесь самое время вернуться к тезису про расчёт сил. Исходим из идеальной ситуации, что у вас есть физическая возможность следовать любой расчетной схеме. Недостаток же любых идеальных расчетов в том, что реальная жизнь чаще всего на них весело плевала. И все же. На мой взгляд, есть несколько рабочих схем. "Рабочих" в данном случае не равно универсальных.

  1. 150-100-100-50. То есть первый полноценный отдых (до часа, если необходимо) вы делаете после хорошего рывка, составляющего более трети дистанции, потом два сравнимых после двух перегонов по сотне и оставшуюся 1/8 едете на финиш относительно свежим и с чувством выполненного долга.
  2. 100-100-100-100. Казалось бы, самый очевидный сценарий, практикуемый на 1200+, но не самый удачный в данном случае, потому что монотонность в сочетании с эскалацией усталости играют против вас, и вторые две сотни отнюдь не будут равными первым двум по энергозатратам.
  3. 200-100-100. Все еще возможно, но менее оптимально, и более того, ошибочно. Потому что у более-менее опытных рандоннеров дистанция 200 км формирует устойчивый «финишный синдром», когда мозг получает ложную команду расслабиться, и его сложно не понять. Для марафонцев менее опытных просто велик шанс надорваться. Вы долбанули, фактически, полноценный бревет, и принять, что это лишь половина дистанции, бывает тяжело и психологически, и уж точно физически.

Фактическая же схема всегда завязана на двух очень важных составляющих успеха: волонтёрах и кафе.

Где бы мы были без наших волонтеров…
Где бы мы были без наших волонтеров…

У бреветов "Легиона", так уж сложилось, всего два доступных направления: северное и южное, и 99 процентов наших бреветов (рассматриваем дистанцию 400 км) строятся так:

  1. Южное направление: 70-130-110-90
  2. Северное направление: 90-110-90-110

Это не значит, что мы трижды рассиживаемся по часу, но понимание схемы даёт возможность планировать личный график прохождения, исходя из имеющихся возможностей для отдыха и еды.

Ночное КП бревета «Встреча на Весляне», 300 км
Ночное КП бревета «Встреча на Весляне», 300 км
Победа - тётка с характером, но тем круче удачный финиш!
Победа - тётка с характером, но тем круче удачный финиш!

И, по традиции, вот как это бывает у нас (отчёт с экстремальной 400ки 2021 года).

Это я так грустно улыбаюсь, потому что впереди ещё 600;)
Это я так грустно улыбаюсь, потому что впереди ещё 600;)

Хорошего бревета! Ride on!

#велосезон #бревет #400 км на велосипеде #веломарафон #шоссейный велосипед #шоссейный велоспорт #рандоннеры