Братья Гекко - преступники. Ограбив банк, они бегут в Мексику, оставляя за собой вереницу трупов. Чтобы пересечь границу, они берут в заложники семью священника. Отношения между ними изменятся, когда за границей всё пойдёт не по плану...
Идею фильма «От заката до рассвета» ещё в 1988 придумал мастер грима и спецэффектов Роберт Курцман, планируя запустить проект в качестве работы для его студии KNB. Через пару лет Курцман будет уже востребованным специалистом, работающим на сиквелах популярных многосерийных слэшеров. Но в 1988 году в его портфолио было только несколько работ, несмотря на то, что в индустрии он был уже три года. Спонсировать фильм неопытного режиссёра-дебютанта никто не хотел.
В 1990 году Курцман провернул взаимовыгодную сделку для продвижения своей идеи. Он свёл KNB с Квентином Тарантино, которому как раз требовался недорогой грим для его первой полнометражной работы «Бешеные псы». Легенда гласит, что Курцман задарма делал грим, чтобы Квентин доработал его текст, но это не так. Квентин заплатил KNB за грим, а те в свою очередь заплатили ему, чтобы он превратил черновик Курцмана в полноценный сценарий.
Четыре года спустя Тарантино превратился в главную звезду Голливуда, когда выпустил «Криминальное чтиво». Студия братьев Вайнштейн Miramax, за год до этого проданная Walt Disney Company вместе со всеми долгами, мгновенно отреагировала, дав Тарантино карт-бланш на запуск любого проекта. Квентин предложил запустить в производство переработанный сценарий Курцмана. Курцмана опять не допустили к режиссуре, желая видеть режиссёром Квентина. Проект предложили Тони Скотту и Ренни Харлину. Скотт, ранее потерпевший кассовый провал, сняв по сценарию Тарантино «Настоящую любовь», не рискнул. Харлин, на тот момент купавшийся в миллионных гонорарах от боевиков, счёл сценарий «фильмом категории B».
Квентин был непреклонен, поскольку хотел хотел сосредоточить усилия на полировке сценария и исполнении роли Ричарда Гекко. В итоге Тарантино позвал режиссировать Роберта Родригеса, с которым уже был дружен. Посмотрев «Отчаянного», Квентин счёл, что именно стиль Родригеса будет идеальным. Чуть подробнее о создании фильма можно узнать из документального фильм «Буги изо всех сил». Публика с нетерпением ждала нового «вау» от Тарантино, но когда фильм вышел, многие не поняли, что это было. Критики пытались понять, зачем такому автору понадобилась снимать такую «бэшку», организаторы «Золотой малины» мгновенно наказали кумира номинацией за худшую роль, да и в прокате фильм прошёл без успеха, со скрипом покрывая затраты.
Настоящая слава пришла к фильму позже, когда он напомнил о себе парой необязательных сиквелов, а позже уютно встроился в фильмографии его создателей, которые с каждой новой работой закрепляли за собой статус «must see». И при первом знакомстве с этой феерической работой дуэта Тарантино-Родригес поначалу тоже недоумеваешь, к чему все эти гуро-прелести с монстрами из 70-ых посреди грязной декорации, и что тут забыли звёзды 90-ых? Прелесть этого фильма постигается всё-таки позже, когда чем ближе к финалу, тем сильнее смеёшься в голос.
Двое отморозков в дешёвых костюмах и с ещё более дешёвыми причёсками вышибают мозги шерифу, сжигают заживо случайного свидетеля, и уходят прочь как истинные крутые парни, не оглядываясь на взрывающееся позади них место кровавой расправы. Педаль в пол, и под заводной рок их машина мчит в закат. Достаточно этих первых восьми минут фильма, чтобы сложить о нём впечатление полностью. Подвижная камера вкупе с динамичным монтажом, яркая актёрская игра, зрелищные трюки и самое главное - драйв.
Упомянутая персонажем Джорджа Клуни в качестве фразеологизма «Дикая Банда» Сэма Пекинпы - действительно тот ориентир, которого Родригес явно придерживается. Он стартует на очень высоких оборотах, после чего затягивает зрителя в жанр криминального кино, где главная интрига только в том, что ещё выкинет неуравновешенный Ричи. А вот оказавшись на месте рандеву, когда бандиты и заложники приходят к символическому перемирию, начинается лютый трэш.
Странно, что кто-то вообще воспринимает это кино в качестве криминала, боевика, или, что самое смешное, хоррора. Да на это без дурацкой улыбки просто смотреть невозможно. На экране - полуголые стриптизёрши рвут людей на куски, брызжут фонтаны крови, в кадре постоянно летают оторванные головы. Комичность происходящего только сильнее становится из-за каменно-серьёзной музыки Грэма Ревелла, которому видимо сказали, что действительно снимают фильм ужасов.
При этом ещё и персонажи периодически норовят выдать какой-нибудь монолог, который балансирует где-то между пафосом и абсурдностью. Как, например, ветеран Вьетнама, который после битвы с вампирами вспоминает, что в джунглях случалось и не такое. Когда же дело доходит до битвы с прилетевшей подмогой, их облик не вызывает ничего кроме хохота - все эти монстры будто сбежали из советского «Вия», причём ведут себя так же, монструозно бегая вразвалочку и картинно протягивая руки к очередной жертве.
При этом, как раньше умел Тарантино, тут каждый персонаж - это целостный образ, врезающийся в память. Братья получились забавными в своих отношениях персонажами, будучи по своему колоритны. Сет, исполненный Клуни как харизматичный мерзавец, вроде бы более трезво мыслящий, «мозг» их мини-банды, чей крутой норов виден в мимике персонажа, которая в нервные моменты резко становится колюче-дёрганной. А вот Ричи - настоящий тихий омут. Всегда мягок и обходителен с жертвами, но за кадром это совершенно бешеное неуправляемое животное.
Тарантино, возможно не зря закопал свой талант актёра, выбрав карьеру режиссёра авторского кино - это чертовски меткое редкое выступление. При этом нельзя не оценить определённую дерзость автора, не преминувшего воспользоваться служебным положением. Пока Фред Олен Рей снимал копеечные эротические триллеры, чтобы поглазеть на голую Таню Робертс, Тарантино бесцеремонно устроил для себя самый близкий контакт с женскими ступнями, которые он так обожает.
Изумляют и остальные исполнители. Например Джульетт Льюис, до этого сыгравшая абсолютную дуру в «Калифорнии», а позже - психопатку Мэллори в «Прирождённых убийцах». И после такого - скромная дочь пастора. Ту же трансформацию совершает и Харви Кейтель, напрочь растворяя за очками и бородой свой привычные badass манеры. Из ярких эпизодов стоит выделить Тома Савини, которому просто позволили быть собой, продемонстрировав на экране его таланты каскадёра и снабдив самым эпичным оружием.
В общем давайте просто перечислим набор тех элементов, которые в обстановке максимальной серьёзности делают это кино абсолютно уникальным и дико смешным трэшем, возвышая его над всеми фильмами категории B.
- Тарантино в роли маньяка-футфетишиста с дырой в руке
- половинка Харви Кейтеля
- презервативы со святой водой
- целый склад из мёртвых стриптизёрш
- самое эпичное оружие - паховый револьвер
- Чич Марин в роли Дьявола и его эпичнейший монолог про пуссиз
- дьявольский оркестр, чем-то напоминающий музыкантов на «Титанике»: не бросились сосать кровь, а играли до последнего; не сдались врагу, а пошли ко дну вместе с заведением
- Инструментарий оркестра как произведения искусства - саксофон из головы и позвоночника; гитара из торса, ноги и головы; ну и черепа-маракасы
- ветеран Вьетнама, вырывающий сердца голыми руками
- один из самых важных моментов в истории человечества произошёл на 50-й минуте фильма «От заката до рассвета». Это танец Сальмы Хайек.
- глаза Дэнни Трехо в бильярдных лузах
- диско-шар как средство орудия массового поражения против вампиров
Талант Квентина Тарантино заключается в том, что как шибко насмотренный синефил, он умел надёргать единичные удачный находки из второсортного кино и забить ими собственные фильмы до отказа. Глядя на то, что позже наснимал Роберт Курцман, понимаешь, что в любых других руках этот материал был бы не более, чем унылым вампирским фильмом с неловкими попытками пугать зрителя кровью и чудовищами. Тарантино и Родригес напротив решили остановиться на архаично нелепых монстрах, а битву с ними и вовсе решили в стиле разборок крутых парней, пуская в ход самые нетипичные подручные средства. Собрать мусор в такую кучу, чтобы она вызывала смех и восхищение - это однозначно уникальный талант.
Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о фильме!