В этом году 22-е задание, посвящённое изобразительно-выразительным средствам, представлено в новом формате. Теперь это 5 самостоятельных фрагментов из различных текстов, преимущественно стихотворных.
Учащиеся отметили, что в обновлённом варианте задание стало легче. Результаты работ говорят о том же.
Напомню: за задание, выполненное без ошибок, можно получить 2 первичных балла (что очень здорово). Если экзаменуемый допустит не более двух ошибок, то заработает 1 балл. Как видим, есть за что побороться.
Начинать подготовку к 22-му заданию я всегда советую со знакомства с информацией из раздела ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ, находящегося в НАВИГАТОРЕ САМОПОДГОТОВКИ официального сайта ФИПИ.
Учащиеся могут ознакомиться с полным списком средств выразительности, а также получить всю необходимую для выполнения задания теоретическую информацию.
Кроме того, здесь даны подробные и чёткие разъяснения по выполнению задания.
Всегда обращаю внимание ребят на то, что текстовых примеров в задании 5, а перечисленных средств выразительности - 9. **Аналогичный образом построено и 8-е задание теста.
Как лучше/легче/продуктивнее выполнить работу - каждый выбирает сам.
Чаще всего мы начинаем с правой колонки, где перечислены в столбик изобразительно-выразительные средства. Предлагаю ребятам вспомнить, что значит каждое из них (подготовленные ученики делают это за минуту и даже быстрее). Далее советую выбрать самые узнаваемые. Так, ребята знают, что всегда жирным шрифтом обозначены в примерах ассонанс, аллитерация и метонимия. Кроме того, ассонанс и аллитерация ещё и подчёркнуты. Быстро и легко можно вычислить вопросно-ответную форму, бессоюзие и многосоюзие. Не вызывает особых сложностей анафора и эпифора.
Чуть сложнее (но ребята находят тоже очень быстро) обстоит дело с риторическим вопросом, риторическим восклицанием. Ищем в примерах все предложения с вопросительным и восклицательным знаком (а их может быть два) и вспоминаем, чем риторический вопрос отличается от обычного, и как будет звучать именно риторическое восклицательное предложение. Так же узнаём риторическое обращение, вспомнив его отличия от обычных обращений, используемых в повседневной жизни. Возможно, ребята найдут и другие "лёгкие" средства выразительности.
Также важно напомнить учащимся о том, что в любом из 5 примеров может содержаться НЕ ОДНО средство выразительности. Как быть? Помнить, что "лишние" средства никогда не будут указаны в правой колонке задания! То есть в предложении они могут быть, но, если в задании средство не названо, то мы его просто не учитываем и не ищем.
Кроме того, обращаю внимание учащихся на то, что средства в примерах могут повторяться. Как быть? Навигатор самоподготовки рекомендует разобрать примеры с повторяющимся средством выразительности и найти в одном из примеров второе/неповторяющееся средство и сопоставить его с перечнем правой колонки.
Давайте разберём один из вариантов 22-го задания. ⤵️
Попробуем найти в левой колонке риторический вопрос и риторическое обращение.
Риторический вопрос, также как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность.
Риторический вопрос - это вопросительное предложение. Особенность риторического вопроса - очевидность ответа на него.
Риторическое обращение - это обращение к отсутствующему лицу, неодушевлённому предмету или даже отвлечённому понятию.
И именно риторическое обращение находим в левой колонке под буквой Д. Риторический вопрос представлен во втором примере - Б.
Итак, Б - 1
Д - 5
Далее определим наличие метонимии.
Метонимия - это замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("лес поёт" вместо "птицы поют в лесу").
Метонимия в примерах 22-го задания - это существительное, напечатанное жирным шрифтом. Как видим, в разбираемом варианте этого средства нет.
Литота встречается нечасто, при этом средство достаточно легко определяется.
Литота - это преуменьшение или ослабление свойств предмета/явления; противоположно гиперболе.
В разбираемом задании литота не представлена.
Хорошо узнаваемы антитеза и парцелляция.
Антитеза - это противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста образов.
В - 9.
Парцелляция - намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков
Пример парцелляции -
Г - 4.
Лексический повтор ребята обычно находят безошибочно.
Лексический повтор - это намеренное повторение в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.
• Молоды вы ещё, очень молоды!
Среди примеров первой колонки лексического повтора нет.
Сравнение, примеры которого ребята разбирали неоднократно на уроках литературы и русского языка, остаётся для многих одним из непростых художественных средств.
Сравнение - уподобление одного явления другому, подчёркивающее их общий признак.
В задании сравнения нет.
И остаётся ещё одно средство - градация.
Градация - это расположение элементов текста (однородных членов предложения) в порядке нарастания или убывания их значимости, эмоциональности или интенсивности.
В нашем случае это А - 7.
Ответы:
А-7, Б-1, В-9, Г-4, Д-5
Обращаю внимание на то, что в примерах первого столбика можно заметить и другие средства выразительности: "сходил с ума"(фразеологизм), "горы не улыбались"(олицетворение), "свободная стихия" (перифраза) и др. Про них в правой колонке нет ни слова -> ИСКАТЬ, ОПРЕДЕЛЯТЬ НЕ НАДО.