Найти в Дзене
Люблю русский язык!

Подготовка к заданию 22 ЕГЭ

В этом году 22-е задание, посвящённое изобразительно-выразительным средствам, представлено в новом формате. Теперь это 5 самостоятельных фрагментов из различных текстов, преимущественно стихотворных.

Учащиеся отметили, что в обновлённом варианте задание стало легче. Результаты работ говорят о том же.

Напомню: за задание, выполненное без ошибок, можно получить 2 первичных балла (что очень здорово). Если экзаменуемый допустит не более двух ошибок, то заработает 1 балл. Как видим, есть за что побороться.

Начинать подготовку к 22-му заданию я всегда советую со знакомства с информацией из раздела ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ, находящегося в НАВИГАТОРЕ САМОПОДГОТОВКИ официального сайта ФИПИ.

-2

Учащиеся могут ознакомиться с полным списком средств выразительности, а также получить всю необходимую для выполнения задания теоретическую информацию.

-3

Кроме того, здесь даны подробные и чёткие разъяснения по выполнению задания.

-4

Всегда обращаю внимание ребят на то, что текстовых примеров в задании 5, а перечисленных средств выразительности - 9. **Аналогичный образом построено и 8-е задание теста.

Как лучше/легче/продуктивнее выполнить работу - каждый выбирает сам.

Чаще всего мы начинаем с правой колонки, где перечислены в столбик изобразительно-выразительные средства. Предлагаю ребятам вспомнить, что значит каждое из них (подготовленные ученики делают это за минуту и даже быстрее). Далее советую выбрать самые узнаваемые. Так, ребята знают, что всегда жирным шрифтом обозначены в примерах ассонанс, аллитерация и метонимия. Кроме того, ассонанс и аллитерация ещё и подчёркнуты. Быстро и легко можно вычислить вопросно-ответную форму, бессоюзие и многосоюзие. Не вызывает особых сложностей анафора и эпифора.

Чуть сложнее (но ребята находят тоже очень быстро) обстоит дело с риторическим вопросом, риторическим восклицанием. Ищем в примерах все предложения с вопросительным и восклицательным знаком (а их может быть два) и вспоминаем, чем риторический вопрос отличается от обычного, и как будет звучать именно риторическое восклицательное предложение. Так же узнаём риторическое обращение, вспомнив его отличия от обычных обращений, используемых в повседневной жизни. Возможно, ребята найдут и другие "лёгкие" средства выразительности.

Также важно напомнить учащимся о том, что в любом из 5 примеров может содержаться НЕ ОДНО средство выразительности. Как быть? Помнить, что "лишние" средства никогда не будут указаны в правой колонке задания! То есть в предложении они могут быть, но, если в задании средство не названо, то мы его просто не учитываем и не ищем.

Кроме того, обращаю внимание учащихся на то, что средства в примерах могут повторяться. Как быть? Навигатор самоподготовки рекомендует разобрать примеры с повторяющимся средством выразительности и найти в одном из примеров второе/неповторяющееся средство и сопоставить его с перечнем правой колонки.

Давайте разберём один из вариантов 22-го задания. ⤵️

Вот так выглядит задание 22
Вот так выглядит задание 22

Попробуем найти в левой колонке риторический вопрос и риторическое обращение.

Риторический вопрос, также как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность.

Риторический вопрос - это вопросительное предложение. Особенность риторического вопроса - очевидность ответа на него.
Риторическое обращение - это обращение к отсутствующему лицу, неодушевлённому предмету или даже отвлечённому понятию.

И именно риторическое обращение находим в левой колонке под буквой Д. Риторический вопрос представлен во втором примере - Б.

Итак, Б - 1

Д - 5

Далее определим наличие метонимии.

Метонимия - это замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("лес поёт" вместо "птицы поют в лесу").

Метонимия в примерах 22-го задания - это существительное, напечатанное жирным шрифтом. Как видим, в разбираемом варианте этого средства нет.

Литота встречается нечасто, при этом средство достаточно легко определяется.

Литота - это преуменьшение или ослабление свойств предмета/явления; противоположно гиперболе.

В разбираемом задании литота не представлена.

Хорошо узнаваемы антитеза и парцелляция.

Антитеза - это противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста образов.

В - 9.

Парцелляция - намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков
Парцелляция (от французского parcell - частица) - это намеренное разделение предложения на несколько смысловых частей. Первая - базовая, в ней заключена основная мысль высказывания. Вторая - парцеллят (их может быть несколько), оторванный от базовой части, но полностью от неё зависящий. Таким образом, парцелляция дробит плавно текущую мысль на маленькие отрывки.  Как правило, на письме автор…
Люблю русский язык!27 октября 2023

Пример парцелляции -

Г - 4.

Лексический повтор ребята обычно находят безошибочно.

Лексический повтор - это намеренное повторение в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.

Молоды вы ещё, очень молоды!

Среди примеров первой колонки лексического повтора нет.

Сравнение, примеры которого ребята разбирали неоднократно на уроках литературы и русского языка, остаётся для многих одним из непростых художественных средств.

Сравнение - уподобление одного явления другому, подчёркивающее их общий признак. 

В задании сравнения нет.

И остаётся ещё одно средство - градация.

Градация - это расположение элементов текста (однородных членов предложения) в порядке нарастания или убывания их значимости, эмоциональности или интенсивности.

В нашем случае это А - 7.

Ответы:

А-7, Б-1, В-9, Г-4, Д-5

Обращаю внимание на то, что в примерах первого столбика можно заметить и другие средства выразительности: "сходил с ума"(фразеологизм), "горы не улыбались"(олицетворение), "свободная стихия" (перифраза) и др. Про них в правой колонке нет ни слова -> ИСКАТЬ, ОПРЕДЕЛЯТЬ НЕ НАДО.