Если в предложении слова (однородные члены) следуют друг за другом в порядке возрастания/убывания смысловой или эмоциональной значимости, то перед нами ГРАДАЦИЯ (одна из фигур речи).
✔️Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)
✔️ Не час, не день, не год пройдёт. (Е.Баратынский)
✔️ Найду. Догоню. Доконаю. Замучу! (В.Маяковский)
✔️ Не жалею, не зову, не плачу (С.Есенин)
Что общего у всех примеров? Конечно же, расположение слов по принципу НАРАСТАНИЯ смысловой значимости и эмоциональной окрашенности. Это ВОСХОДЯЩАЯ ГРАДАЦИЯ.
______________
НИСХОДЯЩАЯ ГРАДАЦИЯ используется значительно реже.
✔️ Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах. (А.Белый)
Здесь мы видим переход от глобального ("миры") к частному ("часы"). То есть это условное движение "вниз по лесенке" - НИСХОДЯЩАЯ ГРАДАЦИЯ.
В ряде случаев градация охватывает целое произведение. В качестве примера можно вспомнить "Сказку о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. Старуха, не желая довольствоваться малым, с каждым разом становится требовательнее:
корыто ➡️ изба ➡️ столбовая дворянка ➡️ вольная царица ➡️ владычица морская.