Ещё одним ярким СХВ, активно употреблямым как в художественных текстах, так и в разговорной речи, является метонимия.
МетонИмия - троп, при котором происходит ЗАМЕНА одного слова другим на основании СМЕЖНОСТИ предметов или явлений. Смежность - это не сходство. Смежность - это взаимосвязь.
Рассмотрим, как могут быть связаны тарелка и суп, который в ней. Очевидно, что сходства никакого нет. А вот взаимосвязь есть - суп находится в тарелке, то есть он её содержимое. Фактически суп занимает объём посудины. Именно поэтому мы так и говорим: "Я целую тарелку съел! И ещё от тарелочки не отказался бы!" Мы же понимаем, что не фарфор был вкусен, не его ели, а суп. Это и есть метонимия!
Или ещё пример.
"Мне Пушкина ещё учить, а следом Лермонтова сдавать! " - воскликнет ученик. Как же так? Вряд ли поэт раскроется страницами книги, а вот его произведения займут не один вечер школьника. И это тоже метонимия!
"У бабушки хрусталь в шкафу совсем запылился," - скажете вы. И ведь ясно, что речь идёт о посуде из хрусталя, которую не помешает помочь бабушке вымыть. И снова метонимия!
"Наш магазин устраивает распродажу старой коллекции,"- предупредил менеджер своих покупателей. И ведь и тут ясно, что не магазин будет радовать скидками, а те, кто там работает. Опять метонимия!
"Москва слезам не верит!" - воскликнула героиня одноимённого фильма. Москва, конечно, похожа на живой органиизм, жизнь в котором кипит каждую минуту. Но вот только не дано городу верить или не верить. Это способность москвичей. Поэтому перед нами ещё один пример метонимии.
Таким образом, мы, называя один предмет, подразумеваем другой, в некотором роде сложив их "матрёшкой".
Разновидностью метонимии является художественное средство, призванное ЦЕЛОЕ заменить ЧАСТЬЮ, ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО МНОЖЕСТВЕННЫМ (или наоборот). Это синЕкдоха.
" Что ждёт от кинематографа зритель?" - задаётся вопросом кинокритик. Очевидно, не ради одного зрителя работает индустрия... "Копейка рубль бережёт," - гласит истина. Но вряд ли речь идёт об одной копейке, когда мы говорим о разумной экономии. 😉
"К нему и птица не летит..." - именно так про Анчар сказал А.С.Пушкин. Но ведь не про одну птицу писал поэт - про всё живое! Это и есть синекдоха!
"А эта розовая кофточка того и гляди первой в очереди окажется," - скажем мы про активную дамочку в приметной одежде. И понятно каждому, что речь не о двигающейся к кассе кофточке (хотя она так и воспринимается), а о её обладательнице. И снова синекдоха!