С введением санкций со стороны США в 2022 году киноплёнки «Кодак» оказались недоступны для прямой закупки в России. Логистика их поставки через другие страны усложнилась, из-за чего резко, более чем в 2 раза, возросла их стоимость. Это вызвало необходимость поиска альтернативных решений для обеспечения работы лаборатории Госфильмофонда.
Дело в том, что Госфильмофонд России, выполняя обязательства по сохранению уникальной коллекции кинофильмов, переводит фильмы с горючей нитратной основы на современную негорючую, лавсановую. Фильмы на нитратной основе выпускались примерно до середины 60-х годов ХХ века. Нитратная основа подвержена гидролизу, разложению. За десятилетия пленка высыхает,
сжимается, наблюдается сильная «усадка» – уменьшение геометрических размеров на 2-3%. Таким образом, физическая длина рулона в 300 метров уменьшается на 4-6 метров. Изменяется геометрия кадра как вдоль пленки, так и по ширине. Но самое губительное - саморазложение нитроцеллюлозной основы. Причём разрушение происходит автокаталитически - ускоряясь по мере начала губительного процесса.
Приведу такой пример. В Госфильмофонде хранятся срезки уничтоженного фильма С.Эйзенштейна "Бежин луг" (1935-1937).
В прошлом, 2024 году, мы их оцифровали на ручном фотосканере с разрешением 4К. Об этом на канале была статья. Примерно 55 лет назад, в 1967 году, на основе этих срезок кинорежиссёр Сергей Юткевич совместно с Наумом Клейманом смонтировали 30-минутный фотофильм «Бежин луг» из статичных кадров — это была попытка реконструировать незавершённую картину Сергея Эйзенштейна. Приведём сравнение, как выглядел один и тот же кадр в 1967 году и как выглядит сейчас. Вот кадр из фильма 1967 г.:
А теперь - как это изображение выглядит сейчас.
Понимая необратимость процессов разложения основы и разрушения изображения, Госфильмофонд работает на опережение и делает страховые копии фильмов, которым более 60 лет.
В условиях ограниченного доступа к зарубежным материалам Госфильмофонд начал поиск отечественных аналогов. Одним из перспективных решений стала продукция казанской кинофабрики «Тасма». "Тасма" была основана в Казани, в 1933 году, сначала она называлась "фабрика киноплёнки №8". В годы Советского Союза "Тасма" выпускала цветную и чёрно-белую кинофотоплёнку. Но после распада Союза остался выпуск только чёрно-белой продукции: рентгеновские плёнки, плёнки для микрофильмирования, фотопленки для аэросъёмки.
В марте 2024 г. в Казани состоялись переговоры между Госфильмофондом и ООО «НПП «Тасма» о выпуске киноплёнки для нужд Госфильмофонда.
До этой встречи исследовательский отдел Госфильмофонда провел анализ выпускаемой продукции ООО "НПО "Тасма" на предмет соответствия параметров аэрофотопленок и пленок для микрофильмирования параметрам чёрно-белых материалов, используемых в Госфильмофонде. Выбор был остановлен на фотоплёнке "Микрат МФН". Плёнка обладает мельчайшей зернистостью и высоким разрешением, более 500 линий на миллиметр.
При использовании этой фотопленки в качестве позитива мы увидели, что изображение на ней получается коричневатым (как будто сепия) вместо нейтрально-чёрного.
Вот результаты печати негатива фильма "Сержант Фетисов" (1961) на чёрно-белый позитив "Кодак 2302" и на "Микрат МФН".
Плёнка "Микрат" подходила по всем параметрам, кроме цветности - она не обеспечивала нейтрально-серые оттенки. Поэтому использовать её в качестве чёрно-белого позитива оказалось невозможным. Поиски выхода из ситуации продолжились, развернулась целая научно-исследовательская работа.
В мае 2025 года в первом номере журнала "Вестник Госфильмофонда" вышла статья ведущего технолога ГФФ Л.Коновалова
ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КИНОПЛЕНОК: ОПЫТ ГОСФИЛЬМОФОНДА РОССИИ
Надеюсь, вам будет интересно прочитать рассказ о поисках решения и неожиданных моментах, с которыми мы столкнулись в рамках импортозамещения. Статья в Вестнике Госфильмофонда занимает 6 страниц (стр. 19-24). Пройдите по ссылке, далее нажмите на картинку журнала.
*
Леонид Коновалов – ведущий технолог Госфильмофонда, начальник лаборатории и заместитель директора производственного департамента ГФФ