Найти тему
Модная лавка 19 века

Мода времён Пушкина. Рукава вечерних нарядов в стиле средневековья

Такие рукава мы видим на портрете, написанном Карлом Брюлловым в 1834 году. Посмотрите, какие они огромные. И как похожи на рукава платья девушки, жившей в 16 веке.

Однако ничего удивительного тут нет. Мода пушкинской поры подражала ушедшим эпохам. Создатели модных фасонов заимствовали элементы костюма с портретов 15-17 веков, приспосабливая их к современности.

Карл Брюллов. Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией, 1834 год.
Карл Брюллов. Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией, 1834 год.
Sofonisba Anguissola. Портрет девушки, 1580 год.
Sofonisba Anguissola. Портрет девушки, 1580 год.

Такие просторные рукава без манжетки появились в начале 1830-х.

Поначалу они были не очень широкими.

Иоганн Непомук Эндер. Портрет Паулины Вюртемберг, 1831 год.
Иоганн Непомук Эндер. Портрет Паулины Вюртемберг, 1831 год.

К 1835 году рукава на всех платьях, и дневных, и вечерних, и бальных, сделались невероятно пышны.

Просторный рукав тоже увеличился в размерах.

Leopold Fertbauer. Женский портрет, 1835 год.
Leopold Fertbauer. Женский портрет, 1835 год.
Иоганн Непомук Эндер. Семейный портрет, середина 1830-х.
Иоганн Непомук Эндер. Семейный портрет, середина 1830-х.

Ниже – портрет Авроры Демидовой, урождённой Шернваль.

В 1836 году она вышла замуж и могла носить пышные тюрбаны, предназначенные только для замужних дам. В таком тюрбане её и запечатлел Карл Брюллов.

  • Обратите внимание, что перстень надет на указательный палец руки. Такое встречается и на других портретах 19 века.
Карл Брюллов. Портрет Авроры Демидовой, 1837 год.
Карл Брюллов. Портрет Авроры Демидовой, 1837 год.

У дамы на портрете ниже платье тёмное, а просторный рукав подбит изнутри белым атласом. Как и на портрете Орловой-Давыдовой.

Иоганн Непомук Эндер Наталья Сангушко, урожённая Потоцкая, середина 1830-х.
Иоганн Непомук Эндер Наталья Сангушко, урожённая Потоцкая, середина 1830-х.

Принцесса прусская выглядит в платье с такими рукавами истинно по-королевски. Бархат цвета лесного мха, из которого сшито её платье, вызывает ассоциации с эпохой возрождения.

Если присмотреться, мы и здесь увидим белую атласную подбивку рукава.

Theodor Hildebrandt. Марианна Оранская-Нассау, принцесса Прусская, 1837 год.
Theodor Hildebrandt. Марианна Оранская-Нассау, принцесса Прусская, 1837 год.

Размещу для сравнения известный средневековый портрет. Потому что такие рукава появились именно в средние века, когда дамы носили два платья. Нижнее – «котт» и верхнее – «сюрко» («сюркотт»).

Вот тогда и появились такие просторные рукава на верхнем платье «сюрко». Они перекочевали в эпоху Возрождения...

А потом, в осовремененном виде, вошли в моду 1830-х.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини, 1434 год.
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини, 1434 год.

На платье Великой княгини Елены Павловны просторный рукав лёгкий и прозрачный.

Неизвестный художник. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1836 год.
Неизвестный художник. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1836 год.

А вот таким стал просторный рукав в 1840 году, когда мода изменилась.

То есть здесь такого рукава уже нет. Рукава платья узкие, а к ним прикреплена для красоты прозрачная ткань.

Пимен Никитич Орлов. Графиня Наталья Павловна Панина, 1840 год
Пимен Никитич Орлов. Графиня Наталья Павловна Панина, 1840 год

Какой рукав женских платьев во времена Пушкина называли «безумным»?

Мода времён Пушкина. Рукав бальных нарядов со странным названием «берет».

Как должны одеваться героини повести «Княжна Мери». Мода конца 1830-х.

Этот дивный прозрачный рукав… За что за дамы пушкинской поры его так любили?

Уважаемые читатели! Нажимайте на мою аватарку, чтобы увидеть все статьи, написанные за последнее время.

#стиль #мода и красота #портреты #искусство #женщины