Рассуждаем, почему в 2025 году конкурентноспособными остаются только команды из двух регионов
Первую половину 2025 года можно считать одним из самых необычных и ярких периодов для профессиональной сцены по Dota 2. Ведь, казалось бы, на мировой и международной арене киберспорта, где когда-то были сильные команды из Китая, Юго-Восточной Азии или Северной Америки, все крупные турниры стали выигрывать коллективы исключительно из Восточной и Западной Европы. Будь то чемпионат серии BLAST Slam, PGL Wallachia или ESL One, — все кубки и трофеи едут в СНГ и страны ЕС.
Почему же другие регионы так сдали позиции? Неужели фанаты больше не увидят легендарных сражений, как битва Восточной Европы и Китая в гранд-финале The International 10? Тогда в напряженной серии столкнулись Team Spirit и PSG.LGD.
Превращается ли мировая профессиональная сцена Dota 2 в битву Западной и Восточной Европы, где другим нет места? Разберемся в этом материале.
Статистика, которая не оставляет шансов
Результаты крупных турниров — главное доказательство того, что нынешняя профессиональная сцена Dota 2 представляет собой битву двух гигантов: Восточной и Западной Европы. Да, победить на чемпионате нелегко. Однако многие коллективы из других регионов даже с трудом выходят из групповых (самых начальных) этапов. Рассмотрим на примерах:
- На PGL Wallachia Season 3 были приглашены команды из Восточной Европы, Южной Америки, Западной Европы (Team Faclons учитывается как команда из Западной Европы) и Китая, а также через квалификации прошли коллективы из MESWA (Ближний Восток и Юго-Западная Африка) и Северной Америки. Однако «пережили» самую первую стадию турнира только два состава из Китая, остальные — из Восточной и Западной Европы.
- ESL One Raleigh 2025 ситуация схожая: 4 команды из Западной Европы, 3 команды из Восточной Европы и по одной из Китая, Юго-Восточной Азии, MESWA, Северной и Южной Америки. До основной стадии турнира, помимо Западной и Восточной Европы, смогла дойти лишь Nigma Galaxy — представительница региона MESWA (Ближний Восток и Юго-Западная Африка).
А теперь обратимся к списку участников главного ежегодного чемпионата мира по Dota 2 — The International 14:
- На турнир прямое приглашение получили 3 команды из Восточной Европы (Team Spirit, BetBoom Team и PARIVISION), 3 — из Западной Европы (Team Liquid, Gaimin Gladiators, Team Falcons и Tundra Esports), и 1 из Китая (Team Tidebound).
- По результатам региональных отборочных квалификаций на чемпионате выступят еще по два коллектива из Западной Европы и Юго-Восточной Азии, а также по одному из Восточной Европы, Северной и Южной Америки, Китая.
При этом в закрытых отборочных на TI14 с регионами творился хаос. Например, в квалификации для Западной Европы половина соревновавшихся за место на чемпионате команд была из Восточной Европы. В квалификации для Восточной Европы боролись еще 10 коллективов из стран СНГ.
Почему же другие почти не способны конкурировать?
Перейдем к самому трудному вопросу: почему коллективы из других регионов перестали быть сильными? Ведь было время, когда профессиональную сцену покоряли китайские коллективы (например, PSG.LGD или Vici Gaming), североамериканские (Evil Geniuses) и так далее. Перечислим основные возможные причины:
- Китай: отсутствие молодых талантов из-за ужесточения регуляций в гейминге (несовершеннолетние могут проводить в играх лишь ограниченное время, что не позволяет достичь высокого мастерства), возросшая популярность League of Legends, влияние мобильного гейминга, а также отсутствие новых звезд и ориентиров. Вдобавок «старички» переживают закат славы и уже не способны показывать прежний уровень.
- Северная Америка: уход из дисциплины топовых киберспортивных клубов (Evil Geniuses, TSM, Quincy Crew), недостаток молодых талантов, и отток игроков в другие регионы (чаще в Западную Европу), а также популярность конкурирующих игр.
- Азия и Южная Америка: отсутствие молодых талантов, разница в мастерстве по сравнению с другими регионами, популярность конкурирующих игр (особенно в сегменте мобильного гейминга, где хватает своих звезд и доминирующих команд).
Другой причиной может послужить банальная разница в подходе киберспортсменов из разных регионов к игре. Например, китайские команды любят долго фармить (зарабатывать золото) и избегать любые сражения при проигранных линиях. Южноамериканские составы фанаты «бесконечных» драк, которые зачастую оказываются неоправданными (теряют экономику и отстают по уровням).
Несмотря на это, кстати, стоит отметить Valve, которая при доминирующей силе двух регионов не забывает о «слабых братьях». К примеру, на отборочных квалификациях к The International 14 компания выделила два места для Юго-Восточной Азии, когда у Китая, Восточной Европы, Северной и Южной Америки всего по одному слоту. В итоге на главном чемпионате выступят:
- Восточная Европа — 5 команд.
- Западная Европа — 5 команд.
- Китай — 2 команды.
- Юго-Восточная Азия — 2 команды.
- Южная Америка — 1 команда.
- Северная Америка — 1 команда.
В чем сила, Европа?
Еще в конце 2023 года менеджер Team Spirit Дмитрий «Korb3n» Белов называл Восточную и Западную Европу самыми сильными на профессиональной сцене. По его словам, это происходит из-за того, что команды сохраняют свои составы из лучших игроков или делают точечные замены.
По теме:
Саппорт команды BetBoom Team Виталий Save- Мельник считает, что главное преимущество Восточной Европы — это появление молодых игроков, которые находятся в составах сильнейших коллективов региона.
«Некоторые из них играют в Spirit и PARIVISION — rue, 9Class, Satanic, Dukalis. Для СНГ это преимущество перед остальными. В других регионах нет молодых игроков, а у нас есть. Именно поэтому наш регион так силён в последние годы», — отметил Мельник.
Бывший профессиональный игрок в Dota 2 и стример Александр Nix Левин же считает, что на успех и мастерство киберспортсменов из Восточной Европы в последние годы, в основном, повлияла победа Team Spirit на The International 10.
«„Дота“ в СНГ держится на наследии Team Spirit с The International 2021. Исключительно. Потому что пять ноунейм пацанов стали миллионерами долларовыми. Огромное количество детей пошло повторять их мечту. Слишком [большой] хайп был. Слишком [крутая] история. $40 млн, плюс ещё это с COVID-19 совпало. Это то самое время, когда компьютерные игры на пике были: и стримы, и так далее», — считает Левин.
В какой-то степени, можно сказать, что успех западноевропейской «Доты» возрастает благодаря победам команд на турнирах серии The International. С 2017 года победителями всех TI, за исключением TI в 2021-м и TI в 2023-м, были составы из Западной Европы.
Главный минус битвы двух регионов
Несомненно, фанатам киберспортивной сцены из Восточной и Западной Европы приятно наблюдать, как на каждом турнире выступает их любимая команда, побеждает или занимает приличные места.
Однако подобные турниры, откровенно говоря, просто надоедают. Фанаты устают от чемпионатов, где в гранд-финале в очередной раз встречаются пары PARIVISION — Team Spirit, Team Liquid — Tundra Esports или Gaimin Gladiators — Team Liquid. Учитывая, насколько плотный график турниров в последние годы на киберспортивной сцене «Доты», за подобными сражениями следить уже не столь интересно.
Итог
Нельзя отрицать, что первая половина 2025-й — период расцвета и яркого успеха коллективов из Западной и Восточной Европы. Ведь статистика твердит, что профессиональная сцена «Доты» сейчас — битва двух регионов.
Все же существует маленькая вероятность, что другие команды смогут навязать борьбу. Поэтому нам остается только продолжать следить за киберспортивной сценой.
Как вы считаете, доминирование двух регионов — это временное явление или все же конец мировой конкуренции? Делитесь своим мнением в комментариях.