Найти в Дзене
VK Play

Киберспортивная Dota 2 — для Европы: почему доминируют два региона?

Оглавление

Рассуждаем, почему в 2025 году конкурентноспособными остаются только команды из двух регионов

Киберспортивная Dota 2 — для Европы: почему доминируют два региона?
Киберспортивная Dota 2 — для Европы: почему доминируют два региона?

Первую половину 2025 года можно считать одним из самых необычных и ярких периодов для профессиональной сцены по Dota 2. Ведь, казалось бы, на мировой и международной арене киберспорта, где когда-то были сильные команды из Китая, Юго-Восточной Азии или Северной Америки, все крупные турниры стали выигрывать коллективы исключительно из Восточной и Западной Европы. Будь то чемпионат серии BLAST Slam, PGL Wallachia или ESL One, — все кубки и трофеи едут в СНГ и страны ЕС.

Тир-1 турниры 2025 года. Абсолютно все первые и вторые места заняли команды из Восточной и Западной Европы | Источник фото: Liquipedia
Тир-1 турниры 2025 года. Абсолютно все первые и вторые места заняли команды из Восточной и Западной Европы | Источник фото: Liquipedia

Почему же другие регионы так сдали позиции? Неужели фанаты больше не увидят легендарных сражений, как битва Восточной Европы и Китая в гранд-финале The International 10? Тогда в напряженной серии столкнулись Team Spirit и PSG.LGD.

Превращается ли мировая профессиональная сцена Dota 2 в битву Западной и Восточной Европы, где другим нет места? Разберемся в этом материале.

Статистика, которая не оставляет шансов

Результаты крупных турниров — главное доказательство того, что нынешняя профессиональная сцена Dota 2 представляет собой битву двух гигантов: Восточной и Западной Европы. Да, победить на чемпионате нелегко. Однако многие коллективы из других регионов даже с трудом выходят из групповых (самых начальных) этапов. Рассмотрим на примерах:

  • На PGL Wallachia Season 3 были приглашены команды из Восточной Европы, Южной Америки, Западной Европы (Team Faclons учитывается как команда из Западной Европы) и Китая, а также через квалификации прошли коллективы из MESWA (Ближний Восток и Юго-Западная Африка) и Северной Америки. Однако «пережили» самую первую стадию турнира только два состава из Китая, остальные — из Восточной и Западной Европы.
  • ESL One Raleigh 2025 ситуация схожая: 4 команды из Западной Европы, 3 команды из Восточной Европы и по одной из Китая, Юго-Восточной Азии, MESWA, Северной и Южной Америки. До основной стадии турнира, помимо Западной и Восточной Европы, смогла дойти лишь Nigma Galaxy — представительница региона MESWA (Ближний Восток и Юго-Западная Африка).

А теперь обратимся к списку участников главного ежегодного чемпионата мира по Dota 2 — The International 14:

  • На турнир прямое приглашение получили 3 команды из Восточной Европы (Team Spirit, BetBoom Team и PARIVISION), 3 — из Западной Европы (Team Liquid, Gaimin Gladiators, Team Falcons и Tundra Esports), и 1 из Китая (Team Tidebound).
  • По результатам региональных отборочных квалификаций на чемпионате выступят еще по два коллектива из Западной Европы и Юго-Восточной Азии, а также по одному из Восточной Европы, Северной и Южной Америки, Китая.

При этом в закрытых отборочных на TI14 с регионами творился хаос. Например, в квалификации для Западной Европы половина соревновавшихся за место на чемпионате команд была из Восточной Европы. В квалификации для Восточной Европы боролись еще 10 коллективов из стран СНГ.

Участники The International 14 (2025) | Источник фото: Valve
Участники The International 14 (2025) | Источник фото: Valve

Почему же другие почти не способны конкурировать?

Перейдем к самому трудному вопросу: почему коллективы из других регионов перестали быть сильными? Ведь было время, когда профессиональную сцену покоряли китайские коллективы (например, PSG.LGD или Vici Gaming), североамериканские (Evil Geniuses) и так далее. Перечислим основные возможные причины:

  • Китай: отсутствие молодых талантов из-за ужесточения регуляций в гейминге (несовершеннолетние могут проводить в играх лишь ограниченное время, что не позволяет достичь высокого мастерства), возросшая популярность League of Legends, влияние мобильного гейминга, а также отсутствие новых звезд и ориентиров. Вдобавок «старички» переживают закат славы и уже не способны показывать прежний уровень.
  • Северная Америка: уход из дисциплины топовых киберспортивных клубов (Evil Geniuses, TSM, Quincy Crew), недостаток молодых талантов, и отток игроков в другие регионы (чаще в Западную Европу), а также популярность конкурирующих игр.
  • Азия и Южная Америка: отсутствие молодых талантов, разница в мастерстве по сравнению с другими регионами, популярность конкурирующих игр (особенно в сегменте мобильного гейминга, где хватает своих звезд и доминирующих команд).

Другой причиной может послужить банальная разница в подходе киберспортсменов из разных регионов к игре. Например, китайские команды любят долго фармить (зарабатывать золото) и избегать любые сражения при проигранных линиях. Южноамериканские составы фанаты «бесконечных» драк, которые зачастую оказываются неоправданными (теряют экономику и отстают по уровням).

Размышляем, как проиграть игру за одно сражение | Источник фото: Valve
Размышляем, как проиграть игру за одно сражение | Источник фото: Valve

Несмотря на это, кстати, стоит отметить Valve, которая при доминирующей силе двух регионов не забывает о «слабых братьях». К примеру, на отборочных квалификациях к The International 14 компания выделила два места для Юго-Восточной Азии, когда у Китая, Восточной Европы, Северной и Южной Америки всего по одному слоту. В итоге на главном чемпионате выступят:

  • Восточная Европа — 5 команд.
  • Западная Европа — 5 команд.
  • Китай — 2 команды.
  • Юго-Восточная Азия — 2 команды.
  • Южная Америка — 1 команда.
  • Северная Америка — 1 команда.

В чем сила, Европа?

Еще в конце 2023 года менеджер Team Spirit Дмитрий «Korb3n» Белов называл Восточную и Западную Европу самыми сильными на профессиональной сцене. По его словам, это происходит из-за того, что команды сохраняют свои составы из лучших игроков или делают точечные замены.

По теме:

«30 тысяч матчей?»: почему геймеры тратят столько времени на Dota 2
Впервые в истории про-сцены Dota 2 победила команда, у которой упал трон

Саппорт команды BetBoom Team Виталий Save- Мельник считает, что главное преимущество Восточной Европы — это появление молодых игроков, которые находятся в составах сильнейших коллективов региона.

«Некоторые из них играют в Spirit и PARIVISION — rue, 9Class, Satanic, Dukalis. Для СНГ это преимущество перед остальными. В других регионах нет молодых игроков, а у нас есть. Именно поэтому наш регион так силён в последние годы», — отметил Мельник.

Бывший профессиональный игрок в Dota 2 и стример Александр Nix Левин же считает, что на успех и мастерство киберспортсменов из Восточной Европы в последние годы, в основном, повлияла победа Team Spirit на The International 10.

«„Дота“ в СНГ держится на наследии Team Spirit с The International 2021. Исключительно. Потому что пять ноунейм пацанов стали миллионерами долларовыми. Огромное количество детей пошло повторять их мечту. Слишком [большой] хайп был. Слишком [крутая] история. $40 млн, плюс ещё это с COVID-19 совпало. Это то самое время, когда компьютерные игры на пике были: и стримы, и так далее», — считает Левин.
Исторический момент, который запомнится фанатам «Доты» надолго | Победа Team Spirit на The International 2021
Исторический момент, который запомнится фанатам «Доты» надолго | Победа Team Spirit на The International 2021

В какой-то степени, можно сказать, что успех западноевропейской «Доты» возрастает благодаря победам команд на турнирах серии The International. С 2017 года победителями всех TI, за исключением TI в 2021-м и TI в 2023-м, были составы из Западной Европы.

-8

Главный минус битвы двух регионов

Несомненно, фанатам киберспортивной сцены из Восточной и Западной Европы приятно наблюдать, как на каждом турнире выступает их любимая команда, побеждает или занимает приличные места.

Однако подобные турниры, откровенно говоря, просто надоедают. Фанаты устают от чемпионатов, где в гранд-финале в очередной раз встречаются пары PARIVISION — Team Spirit, Team Liquid — Tundra Esports или Gaimin Gladiators — Team Liquid. Учитывая, насколько плотный график турниров в последние годы на киберспортивной сцене «Доты», за подобными сражениями следить уже не столь интересно.

Итог

Нельзя отрицать, что первая половина 2025-й — период расцвета и яркого успеха коллективов из Западной и Восточной Европы. Ведь статистика твердит, что профессиональная сцена «Доты» сейчас — битва двух регионов.

Все же существует маленькая вероятность, что другие команды смогут навязать борьбу. Поэтому нам остается только продолжать следить за киберспортивной сценой.

Как вы считаете, доминирование двух регионов — это временное явление или все же конец мировой конкуренции? Делитесь своим мнением в комментариях.