Найти в Дзене

Методы плавания в шторм от Скипа Новака, часть 2: проектирование экспедиционной яхты

перевод статьи с сокращениями

Чтобы объяснить, что требуется от прочной лодки для штормового плавания, Скип Новак рассказывает о своих двух яхтах Pelagic — 54-футовой яхте для любых условий и более новой 74-футовой яхте с рулевой рубкой.

 Pelagic исследует высокие широты.
Pelagic исследует высокие широты.

Не требуется глаз опытного моряка, чтобы понять, что Pelagic и Pelagic Australis — это совершенно разные платформы: как по размеру, так и по сложности. Однако, как экспедиционные суда для штормового плавания, они выполняют по сути одну и ту же функцию.

Назвать их яхтами в классическом смысле слова было бы натяжкой. Я предпочитаю думать о них как о транспортных средствах – средстве для путешествия в отдаленных районах, а не как о самоцели. Как только вы принимаете эту философию, такие вещи, как стиль ради стиля, инновационная внешность, обслуживание для устранения чисто косметических проблем – все это становится в некоторой степени неактуальным.

Обе Pelagic – это рабочие лодки; построенные надежно для штормового плавания и с минимумом сложных систем. Это вопрос нашей философии в той же мере, что и концепции плавания. Я постоянно удивляюсь круизерам, которые говорят, что хотят "от всего этого" уйти, а затем нагружают лодку теми же (или большими) удобствами, которые были бы у них дома.

-2

Pelagic
Мне нравится описывать оригинальный Pelagic как лодку с историей. Трое партнеров, Фил Уэйд, Чак Гейтс и я, все бывшие члены экипажа макси-яхты
Drum в гонке Whitbread 1985-86, вынашивали идею построить экспедиционную круизную лодку по сути для расписанного год за годом «таймшер». Патрик Бэнфилд, также с Drum, набросал свои идеи в блокноте на последнем этапе гонки через Атлантику и согласился спроектировать лодку бесплатно.

После болезненной, недофинансированной постройки своими руками и "несколько травматичной" первой доставки на юг для ее первой антарктической экспедиции осенью 1987 года, она вступила в строй и по сей день остается проверенным и испытанным младшим членом флота Pelagic Expeditions, состоящего из двух судов.

Четверть века безупречной службы
Она ни разу не подвела нас за более чем 25 лет плавания в высоких широтах. Состав персонажей, которые ходили с нами под парусом, легендарен, хорошо задокументирован в печати и в десятках экспедиционных фильмов многих стран мира – некоторые смотрибельные, многие не очень.

Основой Pelagic являются стальная конструкция, выдвижной балластный киль. Вдохновением послужила линейка французских лодок 1980-х годов с выдвижными килями, с небалансирным фиксированным пером руля на развитом скеге полной высоты.

Жером Понсе, который открыл концепцию привычных плаваний как образа жизни в высоких южных широтах, прославил эти проекты Мишеля Жубера своей шхуной Damien II. Дамьен стал именем нарицательным для любой металлической яхты с подъемным килем длиной около 55 футов.

Для Pelagic мы спроектировали более эффективную форму корпуса с вооружением типа «шлюп» и более глубоким балансирным рулем не выступающим за скег, что всегда важно при заходе на мелководье, чтобы укрыться от непостоянных ветров на якорных стоянках и избежать дрейфующих льдов в Антарктике, не говоря уже о том, чтобы дать вам возможность обсыхать на отливе.

Топливо всегда является проблемой для длительных проектов, поэтому мы максимизировали емкость, заполнив трюм топливом (в баках, заметьте;). Запас 2800 литров.

Грубоватая на вид рубка-будка из стекловолокна была добавлена прямо перед спуском на воду (задним числом, признаюсь), и она была расширена в Кейптауне в 1992 году. Это была эпоха задолго до нынешней тенденции сначала проектировать подходящую рубку как основное жилое пространство, а затем планировать остальную часть лодки под ней.


Крупным планом и с глазу на глаз

Планировка интерьера была продиктована находящимся в середине судна подъемным килем, что вынуждает размещать основную зону салона и камбуза в корме у транца. Двухместные каюты расположены по обе стороны от килевой коробки, и две одноместные для вахтенных смещены к корме.

Перемещение — по кругу вокруг килевой коробки. Если проход слева занят — идите справа. Яхта может принять восемь человек в общей сложности, мило и уютно; пять-шесть – даже с бОльшим комфортом.

Честно говоря, эта планировка в старом стиле круизинга, где приватность – это иллюзия, а шумы и запахи из камбуза (и, что более важно, из единственного гальюна) ощутимы. Я никогда не забуду американку, которая осматривала лодку перед поездкой на Огненную Землю. «Что значит, у вас только один туалет?!» – требовательно спрашивала она.

С самого начала мы знали, что пространство для размещения будет принесено в жертву экспедиционному оборудованию. В любом случае, тенденция запихивать каюты далеко в нос, чтобы увеличить количество людей на борту ради дополнительного дохода, не соответствовала нашим интересам. Уж точно это не соответствовало бы интересам того несчастного парня, которому пришлось бы там спать в море. Следовательно, просторный форпик начинается сразу за основанием мачты и легко вмещает верстак, наши два надувных плота, два подвесных мотора, запасное якорное снаряжение, экспедиционное снаряжение (дайвинг или альпинистское снаряжение), плюс место для фруктов и овощей в прочных пластиковых ящиках.

Когда я смотрю на большинство современных проектов яхт, практически без форпика и с жалким рундуком, я представляю часы борьбы, ушибленные пальцы и бесконечное разочарование при попытке вместить все оборудование, необходимое для высоких широт. Сваливать снаряжение на палубу во время перехода, как бы хорошо оно ни было закреплено, – это табу. По крайней мере, там, где мы ходим.

Палуба с катушками полипропиленовых канатов для расчалки на берег
Палуба с катушками полипропиленовых канатов для расчалки на берег

Салон и две койки для вахтенных в корме
Салон и две койки для вахтенных в корме

Pelagic Australis
Созданная после 14 лет экспедиций на Pelagic и с устоявшимся чартерным бизнесом, базирующимся в проливе Бигля, Pelagic Australis стала кульминацией всего, чему мы научились. Концепцию придумал я, но проектировал ее Тони Кастро, и я должен отдать ему огромную дань уважения как профессионалу в отношениях клиент/дизайнер; он спроектировал то, что я хотел, несмотря на несколько конфликтов по поводу эстетических соображений.

Построенная в 2002-03 годах на коммерческой верфи в Дурбане, Южная Африка, она сертифицирована DNV (Det Norske Veritas), имеет маркировку CE и лицензию на перевозку пассажиров по всем океанам, Категория 0. Мы не жалели средств на то, чтобы документация была правильной, каким бы болезненным это ни было. Она алюминиевая, а не стальная, в основном некрашеная – чисто по соображениям стоимости.

Основным требованием для роста чартерного бизнеса был больший объем, но без значительного увеличения количества людей на борту. Мы можем взять восемь чартерных гостей с комфортом, плюс три члена экипажа. Правило MCA для судов длиной до 24 м позволяет взять до 12 гостей и трех членов экипажа, что у нас иногда случалось при оказании транспортной поддержки. Два гальюна были сочтены достаточными.

Pelagic Australis на якоре в проливе Бигля
Pelagic Australis на якоре в проливе Бигля
-6

Современная спутниковая связь была обязательна, особенно для медиапроектов. Не менее важен мощный движительный комплекс: Cummins мощностью 250 л.с. с четырехлопастным гребным винтом. Эффективное перемещение из точки А в точку Б – вот в чем суть игры на юге, не в последнюю очередь чтобы иметь возможность уклониться от погоды. Мы редко идем под парусом ниже шести узлов, поэтому пожертвовали значительной частью ходовых качеств в слабый ветер с укороченным рангоутом и парусами, скроенными минимальными.

Повышаем градус
Только будучи напористым и точно зная, какую лодку я хочу, чтобы достичь того же стиля экспедиционного плавания, что и на Pelagic, мне удалось смягчить дополнительные усложнения, которые приходят с бОльшим судном и всегда навязываются поставщиками – что неудивительно. Когда вы разобрались с вашим маршевым двигателем, трансмиссией, системой управления, такелажем и надежными приборами (наши – от Raymarine), вы можете отчаливать – все остальное излишне для путешествия.

Исключением для высоких широт является хорошая система отопления. У нас работает дизельная печь для рыболовных судов Refleks (Дания), которая работает 24/7 и одновременно служит камбузной плитой. Большинство людей удивляются, что у нас нет опреснителя. Мы предпочитаем брать воду из водопадов Огненной Земли и стока с ледников Антарктиды. Первая лучше для вашего виски, вторая повсюду, так почему бы и нет?

Хотя это и на пределе возможностей для шлюпа длиной 74 фута, у нас все еще полностью ручные лебедки и закрутки, и они работают десять лет. Я хотел относительно плоскую рабочую палубу с минимальной погибью по всей длине и без углубленных кокпитов. Этот подход начинается, когда вы выходите из водонепроницаемой двери, и продолжается в корму, а затем вперед, включая зоны вокруг мачты и для рифления.

Как зона мачты, так и кокпит заключены внутри открытых с торцов приподнятых «пальцев», которые дают чувство защищенности. Кокпит исключителен с рабочей точки зрения; он не загроможден и безопасен при работе с лебедками на удобной высоте пояса. Сдвижной люк продолжает крышу рулевой рубки в корме, так что люди могут сидеть снаружи под укрытием, не облачаясь в полную экипировку. Это было продумано для тошнящих гостей – передай им ведро и пусть занимаются своим делом.

Интерьер следует тем же концепциям, что и Pelagic, с учетом компоновки балластного киля: три двухместные каюты по обе стороны от коробки киля и зона салона в корме, где за столом могут разместиться 12 человек, позади которой расположена библиотека на всю ширину корпуса (лицом вперед, чтобы книги не выпадали). Уровень палубы одинаковый от носа до кормы, за исключением подъема на уровень рулевой рубки, с более чем достаточной высотой над головой по всему судну – никаких наклонов и ныряний, кроме как при проходе через три водонепроницаемые переборки. Обширный форпик, куда можно входить в полный рост, вмещает все тяжелое снаряжение.

Безопасная рабочая зона возле мачты, защищенная комингсами, также дает место для хранения 4-метрового Zodiac на палубе
Безопасная рабочая зона возле мачты, защищенная комингсами, также дает место для хранения 4-метрового Zodiac на палубе

Сердце судна – дизельная печь Refleks и водонагреватель снабжают все радиаторы кают в носовой части
Сердце судна – дизельная печь Refleks и водонагреватель снабжают все радиаторы кают в носовой части

Комната с видом
Однако сердце лодки – это рулевая рубка. На ходу ли, на якоре ли - это центр притяжения с 360-градусным обзором с диванов. При проходе проливом Дрейка это популярное место кучкования, чтобы наблюдать за состоянием моря и погоды в полном комфорте.

Идея круизной лодки, где вы либо внизу и не видите условий снаружи, либо снаружи на гладкой палубе лицом к лицу с погодой, теперь кажется абсурдной. Но я осознал это, только когда мне исполнилось 50.

Право хвастаться? Что ж, я однажды прошёл проливом Дрейка (правда, на полном бакштаге при устойчивых 30-35 узлах), ни разу не надев штормовку или морские сапоги; ставя и убирая стакселя и регулируя грота-шкот, одетый только в свой средний слой одежды и тапочки. Ну, по крайней мере, мы это делали на моей вахте!

Предыдущая 1 часть

Следующая 3 часть

Оригинал статьи тут

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм, там много интересного, а мои контакты Whatsapp +79262463088 Телеграм @liubimova
А по ссылке наш образовательный проект по яхтингу https://alfa-sailing.ru/
Яхты
4360 интересуются