После выхода великолепного альбома «Időrabló», упрочившего положение Omega на вершине венгерского музыкального олимпа, «омеговцы» и не думали останавливаться, выдав в течение последующих двух лет пару ещё более впечатляющих (по скромному мнению автора) релизов. Но сначала группа откатала с материалом «Похитителя времени» большой гастрольный тур, маршрут которого, помимо городов и весей Венгрии, пролегал через десяток восточно- и западно-европейских стран, включая Голландию и ФРГ, где Omega выступала совместно со Scorpions. Последний факт почему-то вызвал неудовольствие со стороны восточных немцев, которые даже нажаловались на «омеговцев» в Будапешт. Венгерские власти вняли голосу братьев по соцлагерю и строго, но по отечески, пожурили «омеговцев», попросив их на будущее более строго подходить к коллаборациям на сцене и не допускать «перекоса» в гастрольной деятельности в сторону Запада.
Тем временем в начале 1978-го года подоспел и очередной, восьмой студийник Omega, помимо порядкового номера вновь получивший и собственное название — «Csillagok útján» (Через звёзды). Альбом этот, начинающийся фрагментом из Восьмой «Патетической» сонаты Бетховена, считается «концептуальным», хотя какой-то «сквозной» темы на самом деле не имеет, а представляет собой набор классных, но не связанных между собой номеров, лишь заключенных в некую последовательность между увертюрой (Nyitány) и финалом (Finálé). Релиз был записан всё тем же «классическим» квинтетом Кобор-Бенкё-Михай-Молнар-Дебрецени, который оставался неизменным почти полвека, но содержал и новацию — помимо уже упоминавшегося Петера Шюйи часть текстов к композициям написал некий Габор Варсеги (Várszegi Gábor), с именем которого связана довольно странная, почти детективная история. На самом деле этот самый Габор Варсеги был лидером довольно популярной в Венгрии в 70-х годах команды Gemini, но в последствии оставил музыку, уехал в США, стал там успешным бизнесменом, после чего вернулся на родину. В конце 70-х другом и соседом Габора по дому был Янош Броди (Bródy János) — одна из влиятельнейших фигур в венгерском роке, участник групп Illés, Tolcsvayék и Fonográf, автор текстов песен множества исполнителей и либретто рок-опер и мюзиклов, о которых мы на нашем канале уже рассказывали
По словам Броди, ему было интересно попробовать написать что-то в непривычной для него манере, и он попросил Варсеги от своего имени предложить несколько текстов «омеговцам». Так Броди под чужим именем стал соавтором целого ряда лучших вещей Omega, вышедших не только на пластинке «Csillagok útján», но и на следующей — «Gammapolis». Занятно, что сам Габор Варсеги эту историю никогда не комментировал.
Ну вот теперь самое время в очередной раз насладиться музыкой Omega, а именно — выдающимся альбомом 1978-го года «Csillagok útján», слушать который, конечно же, нужно целиком, единым духом или, если угодно, залпом.
Само собой, вскоре после выхода венгерского релиза последовала и его англоязычная «экспортная» версия, названная «Skyrover». Затевать в очередной раз дискуссию на тему, «насколько венгерские релизы Omega лучше иноязычных», мы не станем и предлагаем ограничиться прослушиванием одного из лучших треков с пластинки, очень харАктерным и близким русской душе номера «Russian winter»:
Важным моментом стало то, что «Skyrover» был предложен и на очень специфическом американском рынке и даже вполне неплохо там продавался.
Выход обеих версий второго «космического» альбома был поддержан очередным большим концертным туром, что не помешало Omega интенсивно работать над очередным полнометражником, ставшим как бы завершающей частью своеобразной трилогии. Соавтором «омеговцев» вновь выступил Габор Варсеги (он же Янош Броди), на этот раз ставший автором текстов всех песен на пластинке. Весной 1979-го года альбом «Gammapolis», предварительно неплохо прорекламированный, был выброшен на прилавки музыкальных магазинов. Причем в Германии и вообще в Европе «экспортная» англоязычная версия альбома появилась даже чуть раньше, чем венгерская вышла на родине музыкантов. Этот нехитрый трюк сработал, и в Венгрии «Gammapolis» продавался просто с бешеной скоростью и, неудивительно, что по итогам стал самым успешным релизом в истории венгерского рока, будучи растиражированным в количестве более чем 660 тысяч экземпляров, что для десятимиллионной на тот момент страны цифра просто умопомрачительная, даже если учитывать, что какая-то часть венгероязычного тиража ушла в другие соцстраны. Стоит ли говорить, что «Gammapolis» (впрочем, как и его предшественник) стал в ВНР «лучшим альбомом года». Впрочем, отставим в сторону фанфары: многие критики и просто поклонники творчества Omega (и автор этой заметки в том числе) признавали, что первые две части «космической трилогии» в музыкальном плане были поинтереснее… Это, однако, не помешает нам предложить и этот альбом в очередной раз послушать целиком.
Венгерская версия.
Английская версия.
«Омеговцы», видимо, и сами понимали, что очередной этап в творчестве группы подошёл к концу, и потенциал «космической темы» исчерпан. Своеобразной «кодой» (и хорошим завершением монетизации идеи) стал записанный в сентябре 1979-го года на Малом Будапештском стадионе концертный «двойник» «Élő Omega Kisstadion '79», содержавший материал с трех последних альбомов команды. Концертник (многие считают его лучшим «живым» релизом Omega) открывался отсчетом на русском языке и действительно демонстрировал колоссальные возможности группы на самом пике её формы, а также неподдельный энтузиазм публики. К сожалению, на видео этот замечательный концерт в достойном качестве запечатлён не был, но желающие вполне могут получить удовольствие от его аудио-записи.
Впрочем, «точка» под «космическим» этапом в творческой биографии Omega была поставлена в следующем 1980-м году. И «точкой» этой стал совместный концертный тур с коллегами и бывшими «согруппниками» из Locomotiv GT и молодыми и дерзкими конкурентами из команды Beatrice. Заключительный концерт тура на том же самом Малом стадионе был записан и вышел как сплит (совместный релиз) под названием «Kisstadion ‘80». Его апофеозом стало совместное исполнение всеми музыкантами легендарной «Девушки с жемчужными волосами», которое как бы «подвело черту» под разладом между «бывшими» и «действующими» «омеговцами», а заодно и под вторым этапом в истории Omega.
Продолжение следует.
Автор заметки - МЮ
Предыдущие материалы по теме: