У МЮ было время поразмыслить и ответить на запросы наших читателей. Читайте его новую заметку о венгерском роке. БиС.
Сегодня мы все-таки решили вернуться к самым истокам венгерского рока и посвятить заметку группе, считающейся первой, которая стала исполнять рок на венгерском языке.
Ансамбль Illés был образован еще в далеком 1957 году братьями Иллеш: Лайошем (Illés Lajos) — клавишные и Кароем (Illés Karoly) — духовые инструменты. Изначально команда не была ни рок- и даже бит-группой, а оставалась танцевальным ансамблем, исполнявшим традиционный набор из инструментальных пьес, западных эстрадных шлягеров, итальянских канцоне, ранних рок-н-роллов — в общем все на потребу танцующей публике. За первые пять лет существования через Illés прошло несколько десятков гитаристов, вокалистов, басистов и барабанщиков, из которых в составе закрепился только ударник Янош Керменди (Körmendi János). С начала 60-х в репертуаре команды все большее место стали занимать вещи лидеров «британского вторжения» — The Beatles, The Animals, The Kinks, появились и собственные, пока инструментальные композиции. В 1964 году произошло знаменательное событие — вышла первая пластинка «иллешей» с двумя англоязычными стандартами, один из которых исполнила восходящая звезда местной рок-сцены Жужа Конц (Koncz Zsuzsa), и парой собственных инструменталок.
Ютуб-канал jrgbello
Жужа же познакомила братьев с другим молодым музыкантом, в последствии постоянным участником «золотого» состава группы — гитаристом и поэтом Яношем Броди (Bródy János). Тогда же участники ансамбля окончательно расстались с любительским статусом, а годом позже, объединившись с двумя другими «героями» будапештской бит-сцены — братьями Сереньи — вокалистом и гитаристом Левенте (Szörényi Levente) и басистом Сабольчем (Szörényi Szabolcs), прочно утвердились на вершине венгерского «рок-н-ролльного олимпа». Одним из важнейших достижений «иллешей» считается то, что именно им принадлежит честь сочинения первых рок-композиций на родном языке. На это звание претендуют две песни, обе записанные в 1966 году — «Még fáj minden csók» (Каждый поцелуй причиняет боль):
Ютуб-канал jrgbello
и «Légy jó Kicsit Hozzám» (Будь со мной ласковее):
Ютуб-канал GoldenE89
Последующая пятилетка стала периодом наивысшего успеха группы. Она очень активно гастролировала, участвовала в многочисленных телевизионных конкурсах и шоу, много снималась в кино — как в игровых, так и в музыкальных фильмах. Так у нас «иллеши» стали известны благодаря появлению на большом общесоюзном экране в боевике (довольно слабеньком, впрочем) «Лев готовится к прыжку»:
Ютуб-канал asdasd1957
Помимо плодотворного сотрудничества с Жужей Конц Illés много выступали и записывались с другими местными солистами и солистками, имена бОльшей части которых вряд ли что-то скажут современному любителю венгерского рока: Илоной Ач, Дьердем Кордой, Кири Амбруш, Жужей Матраи, Йожефом Неметом, Жужей Мари. В 1968 году наконец вышли два знаменательных для группы лонгплея — совместный с Omega и Metro «Ezek A Fiatalok» (Эта молодежь) с материалом из музыкального телефильма, на котором «иллешем» принадлежало большинство композиций, и первый собственный полнометражник — «Nehéz az út» (Трудная дорога), представлявший сборник из предыдущих «сорокопяток» команды:
Ютуб-канал Wayne Burrows
К тому времени произошли изменения в составе группы: Керменди сменил Золтан Пастори (Pásztory Zoltán), а Карой Иллеш все больше отходил от дел, в результате чего Illés по-сути стали квинтетом. В 1969 году вышел в свет, пожалуй, лучший альбом группы — «lllések és pofonok» (Иллеши и пощечины), в котором музыканты, помимо обращения к венгерскому фольклору, успешно использовали темы из балканской и даже индийской народной музыки.
Ютуб-канал GoldenE89
В 1970 году «иллеши» отправились на гастроли в Англию и Германию, и тут их ждала «подстава». Ушлые западные журналисты, бравшие многочисленные интервью у венгерских рокеров, ловко выворачивали безобидные в целом ответы музыкантов и даже темы их песен на «протест против социалистической действительности», чего там в помине не было. Однако в результате Illés по возвращении оказались отлучены от грамзаписи, участия в телеэфирах и даже от концертов в столице. Год прошел в попытках группы реабилитироваться в глазах властей, итогом чего явилась «политизированная» музыкальная оратория «Human Rights», посвященная процессу против темнокожей американской активистки Анджелы Дэвис (об этом релизе мы рассказывали в прошлом выпуске «венгерского рока» — Венгерский рок. Часть 10. Рок-оперы.). После этого «иллеши» возвращаются на столичную сцену, телеэкраны и в национальные хит-парады. Очередной вершиной в творчестве группы становится альбом 1972 года «Add A Kezed» (Дай мне руку), интересный тем, что был выпущен большим тиражом в СССР на фирме «Мелодия».
Ютуб-канал GoldenE89
Однако в группе назревал кризис. Броди и братья Сереньи настаивали на «осовременивании» звука команды, Лайош Иллеш выступал за продолжение в прежнем ключе. Компромисс, ввиде записанных в 1973 году для пластинки «Ne sírjatok, lányok!» (Не плачьте, девчонки!) старых песен в новой аранжировке, не сработал. Броди и Сереньи формируют собственную группу Fonograf (о которой мы расскажем в следующий раз), а Лайош остается один и в течение нескольких лет пытается воссоздать Illés с другими музыкантами. В 1978 году он даже выпускает альбом «Boldog Város» (Счастливый город), музыка на котором содержит элементы хард-рока и новой волны:
Ютуб-канал selmeczil
Пластинка остается практически незамеченной, несмотря на предпринятый в ее раскрутку тур по странам соцлагеря. В скором времени Лайош Иллеш оставляет попытки «подняться» с новым составом группы и сосредотачивается на выпуске сборников со старым материалом Illés, а также, помирившись со старыми коллегами, вплоть до 2010-х годов участвует в многочисленных концертных реюньонах, проходивших с неизменным успехом.
Ютуб-канал GoldenE89
Продолжение следует.
Предыдущие заметки о венгерском роке: первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая.