Найти в Дзене
Армия и вооружение

Пьяница-Герой: как нарушитель дисциплины устроил крупнейшую морскую катастрофу в истории (и его запрещали вспоминать)

В ту ночь Балтика горела от пожаров на гигантском лайнере "Вильгельм Густлофф". А в черных глубинах советская подлодка С-13 уходила от погони. Ее командир, Александр Маринеско, только что нанес удар, потрясший Третий Рейх до основания. Но знали ли немцы, что их личный враг Гитлера едва не стал врагом собственного командования за пьяный дебош под Новый год? Это история неудобного гения, чья слава была выстрадана в ледяном аду. Представьте Одессу начала века. Здесь в 1913 году в простой рабочей семье румына и украинки родился Саша Маринеско. Море манило его с детства. Трудовая школа, школа юнг, он был матросом на судах Черноморского пароходства – вот его университеты. Одесский мореходный техникум дал путевку в жизнь. Но истинное призвание ждало его под водой. Путь от штурмана на "щуке" (Ш-306) до командира "малютки" (М-96) на Балтике был стремительным. В 1940 году его экипаж признали лучшим на флоте! Золотые часы и звание капитан-лейтенанта – казалось, звезда восходит. Но война обнажила
Оглавление

В ту ночь Балтика горела от пожаров на гигантском лайнере "Вильгельм Густлофф". А в черных глубинах советская подлодка С-13 уходила от погони. Ее командир, Александр Маринеско, только что нанес удар, потрясший Третий Рейх до основания. Но знали ли немцы, что их личный враг Гитлера едва не стал врагом собственного командования за пьяный дебош под Новый год? Это история неудобного гения, чья слава была выстрадана в ледяном аду.

Из Одесских юнг в Командиры субмарин

Представьте Одессу начала века. Здесь в 1913 году в простой рабочей семье румына и украинки родился Саша Маринеско. Море манило его с детства. Трудовая школа, школа юнг, он был матросом на судах Черноморского пароходства – вот его университеты. Одесский мореходный техникум дал путевку в жизнь. Но истинное призвание ждало его под водой. Путь от штурмана на "щуке" (Ш-306) до командира "малютки" (М-96) на Балтике был стремительным. В 1940 году его экипаж признали лучшим на флоте! Золотые часы и звание капитан-лейтенанта – казалось, звезда восходит.

Темная Борозда: Выпивка и Взыскания

Но война обнажила иные черты. "На берегу склонен к частым выпивкам" – так осторожно докладывал о своем подчиненном командир дивизиона. Осенью 1941-го – первый гром: исключение из кандидатов в партию! Причина? Пьянство и организация азартных игр. Чудом избежал лагерей, отправившись вместо этого на передовую – под воду. Даже успешная атака на тяжелую немецкую плавбатарею "Хелене" в августе 1942-го омрачилась инцидентом: возвращаясь раньше срока, подлодку Маринеско едва не потопили свои из-за неразберихи.

-2

Роковой Новый Год и "Штрафной" Поход

К 1944 году Маринеско – командир новой субмарины С-13. Но и старые привычки никуда не делись. Рапорты пестрят "пьяными историями". Оглушительным моментом стала предновогодняя ночь 1945-го. Командир самовольно сбежал с корабля на двое суток! Экипаж, оставшись без присмотра, учинил дебош. Командующий Балтфлотом адмирал Трибуц был в ярости: "Под трибунал!" Но война диктовала свои правила. Вместо расстрела – последний шанс: "штрафной" поход. 9 января 1945 года С-13 вышла в море. Никто не знал, что этот поход станет легендой.

Цель: "Вильгельм Густлофф". Военная или Гуманитарная?

Вечером того же дня в перископе С-13 появился гигант. Ярко освещенный, он шел без огней Красного Креста, хоть и числился плавучим госпиталем. Наоборот – камуфляжная окраска, зенитные орудия на палубах, сопровождение боевого корабля! Это был "Вильгельм Густлофф". Что вез этот колосс (в разы перегруженный)?

  • 1300 опытных подводников (целые экипажи для 70 субмарин!);
  • Сотни курсантов-подводников (чем дольше война – тем младше и менее обучены);
  • Около 1000 раненых солдат (готовых вернуться в строй);
  • Женщины вспомогательного флотского дивизиона;
  • Тысячи беженцев из Восточной Пруссии.

Для Маринеско выбор был ясен: вооруженный корабль, перевозящий элиту Кригсмарине – законная военная цель. Ответственность за гражданских на борту – на немецком командовании, нарушившем все нормы.

-3

"За Родину!", "За советский народ!", "За Ленинград!"

Около 21:00 С-13 совершила немыслимый маневр, зайдя со стороны берега. Три торпеды, несущие патриотические надписи, устремились к цели. Первый взрыв – немцы решили, что мина. Второй и третий разворотили машинное отделение. Капитан Петерсен понял: "Das war’s" ("Вот и все"). Начался ад. Паника, давка, ледяная вода. Через час лайнер, размером с айсберг, скрылся в пучине, унеся около 5300 жизней (по современным оценкам). Это была крупнейшая морская катастрофа в истории!

Возмездие и Забвение

Через две недели С-13 отправила на дно еще один гигант – транспорт "Генерал Штойбен" с 3600 солдатами и офицерами. Маринеско стал самым результативным советским подводником войны! Его представили к Звезде Героя. Но... "Неудобный" герой. Пьяницы и нарушители дисциплины, даже гении, редко становятся официальными иконами. Звание отложили.

После войны – забвение. Отстранение с флота за пьянство и халатность, скромные должности (от заместителя директора НИИ до снабженца на заводе), обвинение в "разбазаривании социалистической собственности". Он умер в 1963 году от тяжелой болезни, почти забытый. Несправедливость была вопиющей.

-4

Справедливость, Добытая Товарищами

Память о Маринеско сохранили его боевые товарищи. В 1977 году на собранные моряками деньги в Лиепае был установлен первый памятник. Давление общественности и публикации в "Известиях" сделали свое дело. Лишь 5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Рядом с его могилой на Богословском кладбище в Петербурге теперь стоит Музей подводных сил России имени А.И. Маринеско.

Цена Гения

История Александра Маринеско – не просто военная хроника. Это история о человеке со всеми его слабостями и величием. О том, как в кромешном аду войны героизм может прорасти сквозь пороки. О том, что "атака века", изменившая ход подводной войны и унесшая тысячи жизней (включая невинных), была совершена капитаном, едва не расстрелянным своими за пьяный побег. Его торпеды "За Родину" несли не только смерть врагу, но и искупление ему самому. И в этом – вся трагическая, неудобная, но непобедимая правда нашей Великой Победы.

А как вы думаете, должен ли героизм на поле боя искупить человеческие слабости? Или образ Героя обязан быть безупречным? Поделитесь вашим мнением в комментариях! И подписывайтесь на канал "Армия и вооружение".

Здесь всё о военной технике, новых разработках, подвигах и людях, для которых защита Родины – важнее жизни. История и будущее нашей армии – на одном канале.

Армия и вооружение | Дзен