Найти в Дзене
Путешествия со смыслом

Съездил по трассе М-12 Восток за 5000 рублей: рассказываю, что в итоге дороже - время или деньги

Я решил сам протестировать главный дорожный проект последних лет и лично оценить трассу М-12 Москва – Казань. Скажу сразу: эмоций было столько, что хватило бы на отдельный фильм. С одной стороны, хотелось аплодировать. С другой, возникало желание сесть и написать длинное письмо с одним вопросом: «Неужели нельзя было иначе?».

👉 Масштаб проекта впечатляет: бюджет строительства трассы М-12 около триллиона рублей!

Так выглядит утро, когда ты решил сократить 12-часовой путь до 6,5 часов
Так выглядит утро, когда ты решил сократить 12-часовой путь до 6,5 часов

👉 Участок трассы от Москвы до Электроуглей, служащий для обхода вечно загруженной Балашихи, стал самым востребованным, принимая на себя до 37 тысяч автомобилей в сутки.

Сначала о хорошем, то есть, о дороге

Первые сотни километров ощущаешь себя героем фильма о будущем.

Дорога идеальна. Машина не едет, она плывет. Мосты настолько красивы, что хочется остановиться и фотографироваться на их фоне. Видно, что вся схема трассы М-12 продумана до мелочей: всё гладко, быстро, технологично.

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что инженеры думали даже о лосях. Серьезно, там есть специальные экодуки, чтобы лесные жители могли безопасно перейти на другую сторону хайвея. В Татарстане их целых десять, во Владимирской области - один, но зато первый в истории региона. Это высший уровень заботы.

👉 Первый в России экодук для перехода диких животных был построен лишь в 2016 году, а к 2022 году их насчитывалось уже 257, что говорит о растущем внимании к экологии при строительстве дорог.

Ты летишь со скоростью 110 км/ч, и кажется, что весь мир подождет.
Никаких пробок, светофоров, внезапных ям. И в этот момент искренне
гордишься страной и людьми, которые смогли построить такое в рекордные сроки — менее чем за три года.

Казалось бы, что может пойти не так в этом технологическом раю? Как выяснилось, свои нюансы есть и здесь.

Спидометр показывает не просто скорость, а сэкономленные часы жизни
Спидометр показывает не просто скорость, а сэкономленные часы жизни

Когда проезжаешь под футуристическими рамками потока, чувствуешь себя частью чего-то большого и современного. Никаких шлагбаумов, никаких очередей. Просто летишь, а умные камеры на М-12 безошибочно делают свою работу, считывая номер на любой скорости.

Эта рамка считывает ваш номер на скорости до 350 км/ч. Не пытайтесь повторить это дома!
Эта рамка считывает ваш номер на скорости до 350 км/ч. Не пытайтесь повторить это дома!

👉 Один из строителей трассы, Сунарчы Балыкчы, написал в комментариях, что его охотничья изба в лесу теперь оказалась всего в 4 километрах от новой магистрали, что кардинально изменило его логистику: «Хоть на запад, хоть на восток!»

А теперь о нюансах, или история одного чека

Рай закончился примерно там, где в баке стало заканчиваться топливо. Выяснилось, что современные заправки на М-12, эти оазисы цивилизации, пока еще встречаются нечасто. Постояв в небольшой очереди и заправившись, я решил ради интереса подсчитать полную стоимость М-12 на всем пути от Москвы до Казани. И здесь меня ждало главное открытие. Почти 5000 рублей!

«До следующей заправки 120 км». Фраза, которая заставляет нервничать даже самых опытных водителей
«До следующей заправки 120 км». Фраза, которая заставляет нервничать даже самых опытных водителей

Я не стану рассуждать, дорого это или нет. У всех свои доходы. Но в голове моментально сработал внутренний калькулятор, который есть у каждого водителя.

Тот самый, что помнит про
транспортный налог, акцизы в топливе и обещания, что все сборы идут на дороги. И когда этот калькулятор выдал ощущение «повторной оплаты», я понял, почему трасса М-12 отзывы в сети собирает такие противоречивые.

Люди чувствуют себя так, будто они оплатили банкет, а на входе их просят еще раз купить билет.

Кофе из автомата - святой ритуал любого путешествия. Маленькая радость, которая помогает смириться с большими расходами
Кофе из автомата - святой ритуал любого путешествия. Маленькая радость, которая помогает смириться с большими расходами

👉 Один из комментаторов, Максим, привел точный расчет: поездка по платной М-12 на его минивэне обошлась в 9160 рублей, тогда как по бесплатной М-5 вышло дольше, но значительно дешевле. Это наглядно показывает экономический выбор, стоящий перед водителями.

Это чувство сложно игнорировать. Оно вызывает не просто желание сэкономить, а какое-то детское, но очень сильное ощущение, что это не совсем честно.
И как следствие - желание систему немного перехитрить.

«А я вам так скажу...» — начало многих историй, рожденных в долгом пути
«А я вам так скажу...» — начало многих историй, рожденных в долгом пути

👉 В комментариях Тимур рассказал, что его Nissan Patrol из-за запаски на крыше попадает под 2-ю категорию оплаты, что делает проезд неоправданно дорогим. Банальный автобокс может увеличить стоимость вдвое!

Народная смекалка и тоска по разбитой колее

И здесь начинается самое интересное. На трассе можно наблюдать настоящий парад изобретательности.

Автомобили с номерами, которые будто
случайно испачкались грязью. Или с листочком, прилипшим в самом нужном месте. Это выглядит забавно, пока не осознаешь, что это своего рода молчаливый протест.

Когда официальные каналы коммуникации не работают, люди начинают общаться так, как могут.
Синхронный глоток кофе. Лучшие моменты путешествия - это не пункты на карте, а время, проведенное с друзьями
Синхронный глоток кофе. Лучшие моменты путешествия - это не пункты на карте, а время, проведенное с друзьями

👉 Хотя за умышленное сокрытие госномера предусмотрено серьезное наказание вплоть до лишения прав, некоторые водители все равно идут на этот риск.

При этом, пообщавшись с водителями, я понял, что вечный выбор М-12 или М-7 - это не только вопрос денег. Многие с теплотой вспоминают старые маршруты с их неповторимой атмосферой. С бабушками с ведрами ягод у обочины.

Трасса открыла легкий доступ к городам, которые раньше были «не по пути»
Трасса открыла легкий доступ к городам, которые раньше были «не по пути»

Трасса как капсула, которая доставляет тебя из точки А в точку Б, но лишает самого путешествия.

👉 В отличие от многих платных дорог, на М-12 нет пунктов оплаты со шлагбаумами, что полностью исключает пробки перед ними.

Совместная трапеза сближает. Особенно, когда это трофейный пряник
Совместная трапеза сближает. Особенно, когда это трофейный пряник

👉 Из-за особенностей рельефа в Нижегородской области и Чувашии дорога получилась очень живописной, с постоянными спусками и подъемами.

👉 Комментатор Владимир метко пошутил про арзамасского гуся: «Гусь "самоходом" в Москву 400 км - это диетический продукт».

Этот важный гусь - неофициальный символ Арзамаса, встретить которого теперь стало проще благодаря новой трассе
Этот важный гусь - неофициальный символ Арзамаса, встретить которого теперь стало проще благодаря новой трассе

Так что в итоге? Искать виноватых или решение?

Когда огни ночной Казани наконец показались на горизонте, я почувствовал облегчение. Путь был пройден. Но главный вопрос остался. Что делать со всем этим? Можно, конечно, бесконечно критиковать ответственных и находчивых водителей.

«Татарстан». Въезд в другой мир, с другими традициями и невероятной архитектурой
«Татарстан». Въезд в другой мир, с другими традициями и невероятной архитектурой

Ведь если мы смогли построить такую дорогу, неужели мы не сможем придумать для нее умные и справедливые правила?

Хотелось бы, чтобы будущие тарифы М-12 стали более гибкими и учитывали, местный ты житель или транзитный путешественник. Хочется верить, что со временем придорожная инфраструктура М-12 будет развиваться и на ней появится больше хороших заправок и нормальных, чистых уборных. Хотелось бы, чтобы с нами говорили не языком ценников, а языком уважения.

Любая дорога строится для людей. И чем больше на ней будет человечности, тем меньше останется поводов для споров.
Спасская башня Казанского Кремля. История, к которой можно прикоснуться, преодолев 810 километров современности
Спасская башня Казанского Кремля. История, к которой можно прикоснуться, преодолев 810 километров современности

Потому что в конечном счете любой маршрут по М-12 и в целом по России - это не только скорость. Это еще и люди, города, вкусы и впечатления.

И самая современная дорога должна не отрезать нас от этого, а делать ближе.
А пока мы так и будем мчаться по идеальному асфальту, одновременно
гордясь технологиями и ворча на ценники.
В этом парадоксе, пожалуй, и есть весь наш
особый путь.

А что
вас больше всего удивило на М-12 — в хорошем или плохом смысле?
Жду ваше мнение внизу,
в комментариях!

Популярное о трассах России: