Я решил сам протестировать главный дорожный проект последних лет и лично оценить трассу М-12 Москва – Казань. Скажу сразу: эмоций было столько, что хватило бы на отдельный фильм. С одной стороны, хотелось аплодировать. С другой, возникало желание сесть и написать длинное письмо с одним вопросом: «Неужели нельзя было иначе?».
👉 Масштаб проекта впечатляет: бюджет строительства трассы М-12 около триллиона рублей!
👉 Участок трассы от Москвы до Электроуглей, служащий для обхода вечно загруженной Балашихи, стал самым востребованным, принимая на себя до 37 тысяч автомобилей в сутки.
Сначала о хорошем, то есть, о дороге
Первые сотни километров ощущаешь себя героем фильма о будущем.
Дорога идеальна. Машина не едет, она плывет. Мосты настолько красивы, что хочется остановиться и фотографироваться на их фоне. Видно, что вся схема трассы М-12 продумана до мелочей: всё гладко, быстро, технологично.
В какой-то момент я поймал себя на мысли, что инженеры думали даже о лосях. Серьезно, там есть специальные экодуки, чтобы лесные жители могли безопасно перейти на другую сторону хайвея. В Татарстане их целых десять, во Владимирской области - один, но зато первый в истории региона. Это высший уровень заботы.
👉 Первый в России экодук для перехода диких животных был построен лишь в 2016 году, а к 2022 году их насчитывалось уже 257, что говорит о растущем внимании к экологии при строительстве дорог.
Ты летишь со скоростью 110 км/ч, и кажется, что весь мир подождет.
Никаких пробок, светофоров, внезапных ям. И в этот момент искренне гордишься страной и людьми, которые смогли построить такое в рекордные сроки — менее чем за три года.
Казалось бы, что может пойти не так в этом технологическом раю? Как выяснилось, свои нюансы есть и здесь.
Когда проезжаешь под футуристическими рамками потока, чувствуешь себя частью чего-то большого и современного. Никаких шлагбаумов, никаких очередей. Просто летишь, а умные камеры на М-12 безошибочно делают свою работу, считывая номер на любой скорости.
👉 Один из строителей трассы, Сунарчы Балыкчы, написал в комментариях, что его охотничья изба в лесу теперь оказалась всего в 4 километрах от новой магистрали, что кардинально изменило его логистику: «Хоть на запад, хоть на восток!»
А теперь о нюансах, или история одного чека
Рай закончился примерно там, где в баке стало заканчиваться топливо. Выяснилось, что современные заправки на М-12, эти оазисы цивилизации, пока еще встречаются нечасто. Постояв в небольшой очереди и заправившись, я решил ради интереса подсчитать полную стоимость М-12 на всем пути от Москвы до Казани. И здесь меня ждало главное открытие. Почти 5000 рублей!
Я не стану рассуждать, дорого это или нет. У всех свои доходы. Но в голове моментально сработал внутренний калькулятор, который есть у каждого водителя.
Тот самый, что помнит про транспортный налог, акцизы в топливе и обещания, что все сборы идут на дороги. И когда этот калькулятор выдал ощущение «повторной оплаты», я понял, почему трасса М-12 отзывы в сети собирает такие противоречивые.
Люди чувствуют себя так, будто они оплатили банкет, а на входе их просят еще раз купить билет.
👉 Один из комментаторов, Максим, привел точный расчет: поездка по платной М-12 на его минивэне обошлась в 9160 рублей, тогда как по бесплатной М-5 вышло дольше, но значительно дешевле. Это наглядно показывает экономический выбор, стоящий перед водителями.
Это чувство сложно игнорировать. Оно вызывает не просто желание сэкономить, а какое-то детское, но очень сильное ощущение, что это не совсем честно.
И как следствие - желание систему немного перехитрить.
👉 В комментариях Тимур рассказал, что его Nissan Patrol из-за запаски на крыше попадает под 2-ю категорию оплаты, что делает проезд неоправданно дорогим. Банальный автобокс может увеличить стоимость вдвое!
Народная смекалка и тоска по разбитой колее
И здесь начинается самое интересное. На трассе можно наблюдать настоящий парад изобретательности.
Автомобили с номерами, которые будто случайно испачкались грязью. Или с листочком, прилипшим в самом нужном месте. Это выглядит забавно, пока не осознаешь, что это своего рода молчаливый протест.
Когда официальные каналы коммуникации не работают, люди начинают общаться так, как могут.
👉 Хотя за умышленное сокрытие госномера предусмотрено серьезное наказание вплоть до лишения прав, некоторые водители все равно идут на этот риск.
При этом, пообщавшись с водителями, я понял, что вечный выбор М-12 или М-7 - это не только вопрос денег. Многие с теплотой вспоминают старые маршруты с их неповторимой атмосферой. С бабушками с ведрами ягод у обочины.
Трасса как капсула, которая доставляет тебя из точки А в точку Б, но лишает самого путешествия.
👉 В отличие от многих платных дорог, на М-12 нет пунктов оплаты со шлагбаумами, что полностью исключает пробки перед ними.
👉 Из-за особенностей рельефа в Нижегородской области и Чувашии дорога получилась очень живописной, с постоянными спусками и подъемами.
👉 Комментатор Владимир метко пошутил про арзамасского гуся: «Гусь "самоходом" в Москву 400 км - это диетический продукт».
Так что в итоге? Искать виноватых или решение?
Когда огни ночной Казани наконец показались на горизонте, я почувствовал облегчение. Путь был пройден. Но главный вопрос остался. Что делать со всем этим? Можно, конечно, бесконечно критиковать ответственных и находчивых водителей.
Ведь если мы смогли построить такую дорогу, неужели мы не сможем придумать для нее умные и справедливые правила?
Хотелось бы, чтобы будущие тарифы М-12 стали более гибкими и учитывали, местный ты житель или транзитный путешественник. Хочется верить, что со временем придорожная инфраструктура М-12 будет развиваться и на ней появится больше хороших заправок и нормальных, чистых уборных. Хотелось бы, чтобы с нами говорили не языком ценников, а языком уважения.
Любая дорога строится для людей. И чем больше на ней будет человечности, тем меньше останется поводов для споров.
Потому что в конечном счете любой маршрут по М-12 и в целом по России - это не только скорость. Это еще и люди, города, вкусы и впечатления.
И самая современная дорога должна не отрезать нас от этого, а делать ближе.
А пока мы так и будем мчаться по идеальному асфальту, одновременно гордясь технологиями и ворча на ценники.
В этом парадоксе, пожалуй, и есть весь наш особый путь.
А что вас больше всего удивило на М-12 — в хорошем или плохом смысле?
Жду ваше мнение внизу, в комментариях!
Популярное о трассах России: