Найти в Дзене
Путешествия со смыслом

Съездил по платнику - трассе М-4 Дон: 5 причин, по которым платную дорогу предпочту бесплатной

Вокруг платных дорог в России всегда много споров.
Особенно когда речь заходит о главной южной артерии, трассе М4 Дон. Комментарии в интернете пестрят фразами от «очередной грабеж» до «лучшее, что с нами случалось». Недавно я в очередной раз проехал по ней и хочу поделиться своими мыслями. Без гнева и пристрастия, просто как водитель, который ценит свое время. Вечный спор: дорого или выгодно? Давайте начнем с главного. Многие считают, что стоимость трассы м4 Дон завышена. Я часто слышу: «Если плюсовать стоимость бензина, то и не дешевле, чем на поезде». И в этом есть доля правды.
Давайте разберемся, сколько стоит проезд по трассе Дон. 👉 Изначально трасса М-4 «Дон» была построена в 1959-1966 годах и долгое время была полностью бесплатной Действительно, платная трасса Дон цены имеет не копеечные, если брать целиком весь маршрут. Стоимость проезда по всей трассе М4 «Дон» от Москвы до Краснодара составляет около 4600 рублей в будни и может доходить до 5600 в выходные. Это если у вас ест

На этом участке М4 пейзажи интереснее
На этом участке М4 пейзажи интереснее

Вокруг платных дорог в России всегда много споров.
Особенно когда речь заходит о главной южной артерии,
трассе М4 Дон.

Комментарии в интернете пестрят фразами от «очередной грабеж» до «лучшее, что с нами случалось». Недавно я в очередной раз проехал по ней и хочу поделиться своими мыслями. Без гнева и пристрастия, просто как водитель, который ценит свое время.

Вечный спор: дорого или выгодно?

Давайте начнем с главного. Многие считают, что стоимость трассы м4 Дон завышена. Я часто слышу: «Если плюсовать стоимость бензина, то и не дешевле, чем на поезде». И в этом есть доля правды.
Давайте разберемся, сколько стоит проезд по трассе Дон.

👉 Изначально трасса М-4 «Дон» была построена в 1959-1966 годах и долгое время была полностью бесплатной

Калькулятор расходов наглядно показывает, что топливо — основная статья затрат
Калькулятор расходов наглядно показывает, что топливо — основная статья затрат

Действительно, платная трасса Дон цены имеет не копеечные, если брать целиком весь маршрут. Стоимость проезда по всей трассе М4 «Дон» от Москвы до Краснодара составляет около 4600 рублей в будни и может доходить до 5600 в выходные. Это если у вас есть транспондер. Без него еще дороже.

Я ехал ночью, не скажу, что стоимость была для меня запредельной
Я ехал ночью, не скажу, что стоимость была для меня запредельной

👉 Пятница, по тарифам «Автодора», считается выходным днем, поэтому проезд в этот день обойдется дороже.

Для меня арифметика другая. Я ценю не только деньги, но и время.
Лично для меня экономия
нескольких часов в пути, которые можно провести с семьей на отдыхе или просто выспаться перед следующим днем, стоит этих денег. Спокойно еду с разрешенной скоростью 100-110 км/ч, без резких разгонов и торможений.

А ведь это еще и чистая экономика, как ни крути.
👉
Средний расход топлива при равномерном движении со скоростью 110 км/ч может быть на 20-25% ниже, чем при рваной езде «газ-тормоз» по бесплатной дороге с бесконечными обгонами. Это те самые сэкономленные литры, которые потом можно потратить на лишнюю порцию шашлыка у моря.

Ночью трасса освещена, что позволяет держать стабильную скорость и чувствовать себя в безопасности
Ночью трасса освещена, что позволяет держать стабильную скорость и чувствовать себя в безопасности

Придорожный сервис

Часто критикуют платную трассу: «За что платим? За грязные туалеты и дорогие кафе?». И отчасти я могу с этим согласиться. Не все остановки на трассе Дон идеальны. Но давайте будем честны: ситуация меняется.

👉 По нормам, на автомагистралях площадки для отдыха должны располагаться каждые 15-20 км, а АЗС — каждые 50-60 км. И это чувствуется! Появляются крупные сетевые заправки, где можно не только заправиться, но и выпить нормальный кофе, а не бурду из старого автомата.

Сейчас, планируя, где остановиться на трассе м4 дон, можно открыть Яндекс.Карты или 2gis и почитать свежие отзывы. Это сильно упрощает жизнь, когда ищешь ночлег на трассе м4 дон или просто место, где поесть.

👉 На трассе М-4 «Дон» работает служба аварийных комиссаров. Их помощь (подвоз топлива, замена колеса) бесплатна. Телефон 2323.

«Служба аварийных комиссаров». Ребята реально помогают
«Служба аварийных комиссаров». Ребята реально помогают

Конечно, всегда есть выбор. Можно съехать на бесплатную дорогу, найти там аутентичную столовую и гостевой дом. Но это снова вопрос времени и приоритетов.

Ремонты и пробки на платнике?

«Платишь за то, чтобы стоять в пробке!» — да, и такое бывает.
Пробки на трассе Дон, особенно в районе ремонтов или пунктов взимания платы,
не редкость. Прежде чем выезжать, всегда полезно проверить, какова обстановка на трассе м4 Дон сегодня.

Даже на платнике можно встретить плотный трафик, особенно на подъездах к крупным городам, как Ростов-на-Дону
Даже на платнике можно встретить плотный трафик, особенно на подъездах к крупным городам, как Ростов-на-Дону

👉 Мировая практика такова, что на время серьезного ремонта, снижающего пропускную способность, плата за проезд по участку либо снижается, либо отменяется полностью

Но тут есть нюанс. Пробка на четырехполосной освещенной трассе с разделителем и пробка на узкой двухполоске — это две большие разницы. На М-4 я чувствую себя в разы безопаснее. Разделительный барьер исключает самый страшный вид ДТП — лобовое столкновение. И для меня это весомый аргумент, особенно когда читаешь новости про трассу м4 Дон сегодня и видишь сводки про аварию на трассе дон.

Дневной трафик в сторону юга. Да, плотно, но это предсказуемое и организованное движение
Дневной трафик в сторону юга. Да, плотно, но это предсказуемое и организованное движение

👉 В некоторых европейских странах, например, в Германии, проезд по автобанам для легковых автомобилей полностью бесплатный

Пункты оплаты — самое узкое место. В пиковые часы здесь можно потерять время
Пункты оплаты — самое узкое место. В пиковые часы здесь можно потерять время

Транспондер - экономия времени, а не денег

Раньше транспондер трасса дон давал существенную скидку.
Сейчас его главное преимущество —
скорость проезда пунктов оплаты.
Вы просто едете по выделенной полосе, шлагбаум открывается, деньги списываются. Программа лояльности с баллами есть, но экономия там, честно говоря, получается
символическая.

👉 Батарейка в транспондере T-pass не подлежит замене и рассчитана примерно на 5-7 лет службы.

Еще одна сумма за часть пути. Психологически легче, когда она списывается частями
Еще одна сумма за часть пути. Психологически легче, когда она списывается частями

Бесплатные альтернативы

Конечно, существуют и бесплатные объезды. Но будьте готовы, что они часто проходят через населенные пункты с ограничением 40 км/ч. А иногда на бесплатных дублерах специально наносят сплошную разметку на десятки километров, чтобы сделать обгон невозможным и "выдавить" трафик обратно на платник.

👉 Важно помнить о мошеннических схемах. Никогда не соглашайтесь на услуги случайных "помощников" на дороге и всегда требуйте составления протокола при общении с ДПС.

Так за что же мы платим? Мой личный вердикт

Каждый раз, когда я выезжаю на М-4, я понимаю, за что плачу.

  1. За скорость и время. Я доезжаю до Ростова-на-Дону быстрее на 3-4 часа.
  2. За безопасность. Разделительные барьеры, освещение, служба комиссаров.
  3. За комфорт и предсказуемость. Я знаю, что меня ждет ровная автомобильная дорога с понятной инфраструктурой.
Ровное полотно и четкая разметка. Можно расслабиться и держать скорость
Ровное полотно и четкая разметка. Можно расслабиться и держать скорость

👉 А вот и вишенка на торте: участок трассы М-4 от Москвы до Воронежа имеет категорию IA, "автомагистраль" — а это, на простом языке, означает разрешенную скорость до 130 км/ч. Приятный бонус, согласитесь?

Ночная поездка по М-4... Красота! И это я не про звезды, а про фонари.
Ночная поездка по М-4... Красота! И это я не про звезды, а про фонари.

👉 А вот вам интересный факт: трасса М-4 «Дон» — это часть большого европейского маршрута E115, который тянется от Ярославля до Новороссийска. Так что, когда мчитесь к морю, знайте — вы на международной магистрали!

И вот он — Ростов-на-Дону! Финальная часть одного из главных этапов пути. Чувство облегчения и предвкушение горячего ужина
И вот он — Ростов-на-Дону! Финальная часть одного из главных этапов пути. Чувство облегчения и предвкушение горячего ужина

👉 М-4 пересекает знаменитую реку Дон, давшую ей название, 4 раза.

Развязка на Ростов и Новороссийск. Здесь потоки разделяются
Развязка на Ростов и Новороссийск. Здесь потоки разделяются

👉 Самый длинный платный участок на трассе М-4 «Дон» находится в Воронежской области и его протяженность составляет более 100 км.

Финальный рывок. Развилка на Джубгу и Новороссийск. Здесь начинается другая история
Финальный рывок. Развилка на Джубгу и Новороссийск. Здесь начинается другая история

Конечно, я понимаю людей, которые говорят: «Дороги строят на наши налоги, почему мы должны платить снова?».
Во многом, это справедливо. Но в текущей реальности я вижу простую альтернативу: либо ехать
долго, нервно и менее безопасно по бесплатным дорогам, либо заплатить и получить другой уровень сервиса.

А какой выбор делаете вы? И почему? Давайте обсудим в комментариях.
И - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал, всегда есть, что обсудить!