Вокруг платных дорог в России всегда много споров.
Особенно когда речь заходит о главной южной артерии, трассе М4 Дон.
Комментарии в интернете пестрят фразами от «очередной грабеж» до «лучшее, что с нами случалось». Недавно я в очередной раз проехал по ней и хочу поделиться своими мыслями. Без гнева и пристрастия, просто как водитель, который ценит свое время.
Вечный спор: дорого или выгодно?
Давайте начнем с главного. Многие считают, что стоимость трассы м4 Дон завышена. Я часто слышу: «Если плюсовать стоимость бензина, то и не дешевле, чем на поезде». И в этом есть доля правды.
Давайте разберемся, сколько стоит проезд по трассе Дон.
👉 Изначально трасса М-4 «Дон» была построена в 1959-1966 годах и долгое время была полностью бесплатной
Действительно, платная трасса Дон цены имеет не копеечные, если брать целиком весь маршрут. Стоимость проезда по всей трассе М4 «Дон» от Москвы до Краснодара составляет около 4600 рублей в будни и может доходить до 5600 в выходные. Это если у вас есть транспондер. Без него еще дороже.
👉 Пятница, по тарифам «Автодора», считается выходным днем, поэтому проезд в этот день обойдется дороже.
Для меня арифметика другая. Я ценю не только деньги, но и время.
Лично для меня экономия нескольких часов в пути, которые можно провести с семьей на отдыхе или просто выспаться перед следующим днем, стоит этих денег. Спокойно еду с разрешенной скоростью 100-110 км/ч, без резких разгонов и торможений.
А ведь это еще и чистая экономика, как ни крути.
👉 Средний расход топлива при равномерном движении со скоростью 110 км/ч может быть на 20-25% ниже, чем при рваной езде «газ-тормоз» по бесплатной дороге с бесконечными обгонами. Это те самые сэкономленные литры, которые потом можно потратить на лишнюю порцию шашлыка у моря.
Придорожный сервис
Часто критикуют платную трассу: «За что платим? За грязные туалеты и дорогие кафе?». И отчасти я могу с этим согласиться. Не все остановки на трассе Дон идеальны. Но давайте будем честны: ситуация меняется.
👉 По нормам, на автомагистралях площадки для отдыха должны располагаться каждые 15-20 км, а АЗС — каждые 50-60 км. И это чувствуется! Появляются крупные сетевые заправки, где можно не только заправиться, но и выпить нормальный кофе, а не бурду из старого автомата.
Сейчас, планируя, где остановиться на трассе м4 дон, можно открыть Яндекс.Карты или 2gis и почитать свежие отзывы. Это сильно упрощает жизнь, когда ищешь ночлег на трассе м4 дон или просто место, где поесть.
👉 На трассе М-4 «Дон» работает служба аварийных комиссаров. Их помощь (подвоз топлива, замена колеса) бесплатна. Телефон 2323.
Конечно, всегда есть выбор. Можно съехать на бесплатную дорогу, найти там аутентичную столовую и гостевой дом. Но это снова вопрос времени и приоритетов.
Ремонты и пробки на платнике?
«Платишь за то, чтобы стоять в пробке!» — да, и такое бывает.
Пробки на трассе Дон, особенно в районе ремонтов или пунктов взимания платы, не редкость. Прежде чем выезжать, всегда полезно проверить, какова обстановка на трассе м4 Дон сегодня.
👉 Мировая практика такова, что на время серьезного ремонта, снижающего пропускную способность, плата за проезд по участку либо снижается, либо отменяется полностью
Но тут есть нюанс. Пробка на четырехполосной освещенной трассе с разделителем и пробка на узкой двухполоске — это две большие разницы. На М-4 я чувствую себя в разы безопаснее. Разделительный барьер исключает самый страшный вид ДТП — лобовое столкновение. И для меня это весомый аргумент, особенно когда читаешь новости про трассу м4 Дон сегодня и видишь сводки про аварию на трассе дон.
👉 В некоторых европейских странах, например, в Германии, проезд по автобанам для легковых автомобилей полностью бесплатный
Транспондер - экономия времени, а не денег
Раньше транспондер трасса дон давал существенную скидку.
Сейчас его главное преимущество — скорость проезда пунктов оплаты.
Вы просто едете по выделенной полосе, шлагбаум открывается, деньги списываются. Программа лояльности с баллами есть, но экономия там, честно говоря, получается символическая.
👉 Батарейка в транспондере T-pass не подлежит замене и рассчитана примерно на 5-7 лет службы.
Бесплатные альтернативы
Конечно, существуют и бесплатные объезды. Но будьте готовы, что они часто проходят через населенные пункты с ограничением 40 км/ч. А иногда на бесплатных дублерах специально наносят сплошную разметку на десятки километров, чтобы сделать обгон невозможным и "выдавить" трафик обратно на платник.
👉 Важно помнить о мошеннических схемах. Никогда не соглашайтесь на услуги случайных "помощников" на дороге и всегда требуйте составления протокола при общении с ДПС.
Так за что же мы платим? Мой личный вердикт
Каждый раз, когда я выезжаю на М-4, я понимаю, за что плачу.
- За скорость и время. Я доезжаю до Ростова-на-Дону быстрее на 3-4 часа.
- За безопасность. Разделительные барьеры, освещение, служба комиссаров.
- За комфорт и предсказуемость. Я знаю, что меня ждет ровная автомобильная дорога с понятной инфраструктурой.
👉 А вот и вишенка на торте: участок трассы М-4 от Москвы до Воронежа имеет категорию IA, "автомагистраль" — а это, на простом языке, означает разрешенную скорость до 130 км/ч. Приятный бонус, согласитесь?
👉 А вот вам интересный факт: трасса М-4 «Дон» — это часть большого европейского маршрута E115, который тянется от Ярославля до Новороссийска. Так что, когда мчитесь к морю, знайте — вы на международной магистрали!
👉 М-4 пересекает знаменитую реку Дон, давшую ей название, 4 раза.
👉 Самый длинный платный участок на трассе М-4 «Дон» находится в Воронежской области и его протяженность составляет более 100 км.
Конечно, я понимаю людей, которые говорят: «Дороги строят на наши налоги, почему мы должны платить снова?».
Во многом, это справедливо. Но в текущей реальности я вижу простую альтернативу: либо ехать долго, нервно и менее безопасно по бесплатным дорогам, либо заплатить и получить другой уровень сервиса.
А какой выбор делаете вы? И почему? Давайте обсудим в комментариях.
И - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал, всегда есть, что обсудить!