Найти в Дзене
Путешествия со смыслом

Новый мост через Волгу и Обход Тольятти: цена, экономия и мой вердикт - стоит ли платить

Если вы, как и я, часто ездите по трассе М5 в районе Самары и Тольятти, то наверняка знаете, что такое "пробка на ГЭС".

Наше местное проклятие, лотерея, в которой почти всегда проигрываешь время и нервы. Недавно открыли альтернативу — платную трассу "Обход Тольятти" с новым мостом через Волгу.

Я проехал по ней от начала и до конца на пути в Москву и решил сделать честный и подробный обзор: что почем, где реальная выгода, а где пустые обещания. Без восторгов и рекламы, здесь только факты и личный опыт.

Самый частый спор: это "отъем" или новая дорога?

Давайте начнем с самого больного для всех нас момента. Мы привыкли, что платные дороги часто появляются так: берут старую бесплатную трассу, которую строили еще наши отцы, наспех ремонтируют и ставят шлагбаум.

Это вызывает справедливое возмущение: почему мы должны платить за то, что и так было нашим?

С Обходом Тольятти ситуация иная. Я специально проверил: старая дорога через плотину Жигулевской ГЭС никуда не делась. Она осталась такой же бесплатной и такой же перегруженной. Новую трассу построили полностью с нуля, в чистом поле. Это не "переделка", а именно новая, дополнительная возможность. Хорошо это или плохо — решайте сами, но важно то, что теперь есть платная дорога в обход Тольятти, и выбора стало больше.

Вот так это выглядело на этапе стройки. Голое поле и лента асфальта. Это показывает, что дорогу строили с нуля, а не "отжали" старую
Вот так это выглядело на этапе стройки. Голое поле и лента асфальта. Это показывает, что дорогу строили с нуля, а не "отжали" старую

Маршрут и впечатления: за что, собственно, платим?

Сворачиваю с М5 у Зеленовки на новую развязку. Первое, что бросается в глаза, — качество.

Вот он, съезд на новую трассу. Указатели понятные, не запутаешься. С этого момента начинается "зона комфорта"
Вот он, съезд на новую трассу. Указатели понятные, не запутаешься. С этого момента начинается "зона комфорта"

Дорога — четыре полосы идеального асфальта с разделительным барьером. Никаких встречных фур, вылетающих на обгон. Освещение по всей длине, даже ночью будет светло как днем. Разрешенная скорость — 110 км/ч.

Пустая и ровная дорога провоцирует, но лучше не нарушать.
Пустая и ровная дорога провоцирует, но лучше не нарушать.

Самое сильное впечатление — это, конечно, новый Волжский мост (Климовский мост) около деревни Климовки. Его длина почти 3,7 километра. Когда едешь по нему, под тобой — огромное пространство и Волга. Ощущение полета.

Вид на мост при подъезде. Масштаб впечатляет даже издалека. На горизонте — трубы Тольятти, с которыми вы сейчас попрощаетесь
Вид на мост при подъезде. Масштаб впечатляет даже издалека. На горизонте — трубы Тольятти, с которыми вы сейчас попрощаетесь

По сути, вы платите за несколько вещей:

  • Безопасность: Встречные потоки разделены, что исключает самые опасные аварии.
  • Скорость и стабильность: Вы едете с постоянной скоростью 110 км/ч, не тормозя в деревнях и не упираясь в тихоход.
  • Нервы: Отсутствие необходимости постоянно обгонять и "бодаться" в потоке — бесценно.
  • Сохранность машины: Подвеска скажет вам спасибо за ровный асфальт без ям и колейности.
Обычная картина на новой трассе. Пусто. Для кого-то — скучно, для меня — безопасно и спокойно
Обычная картина на новой трассе. Пусто. Для кого-то — скучно, для меня — безопасно и спокойно

Сколько стоит: считаем вместе

Теперь к самому интересному — деньгам. Проезд по всему участку (почти 100 км) обошелся мне в 300 рублей для легкового автомобиля. Система простая: на въезде получаете талон, на выезде оплачиваете картой или наличными.

"Пункт оплаты 500м". Момент, когда нужно морально приготовиться расстаться с деньгами
"Пункт оплаты 500м". Момент, когда нужно морально приготовиться расстаться с деньгами

Так выглядит "касса". Все быстро и без очередей.

Заплатил и поехал дальше
Заплатил и поехал дальше

Много это или мало? Давайте считать.

  • Экономия времени: если на ГЭС сильная пробка (1-1.5 часа), то вы однозначно в выигрыше. Если пробки нет (что бывает редко), то по времени выйдет примерно так же, так как платный маршрут чуть длиннее. Главный плюс — предсказуемость. Вы точно знаете, что проедете этот участок за час, а не "как повезет".
  • Экономия топлива: движение с постоянной скоростью без пробок и резких ускорений снижает расход бензина. На 100 км можно сэкономить 1-2 литра, то есть 50-100 рублей. Это уже частично компенсирует стоимость проезда.
  • Экономия на штрафах: на узкой бесплатной дороге велик соблазн обогнать фуру через сплошную. Здесь такой проблемы нет.

Чисто финансовая выгода спорная и зависит от ситуации. Но если добавить к этому сохраненные нервы и повышение общей безопасности движения, картина становится другой.

Инфраструктура: уборные, заправки и зоны отдыха

Это важный момент, о который спотыкаются многие платные дороги. Что здесь?

  • Заправок и кафе НЕТ. Это основной минус. Перед въездом на трассу нужно обязательно залить полный бак и взять с собой термос с кофе.
  • Зоны отдыха ЕСТЬ. И они отличные. Расположены примерно каждые 20-30 км. Это не просто "карманы", а полноценные площадки с беседками, мусорными баками и, что самое важное, стационарными, чистыми и освещенными уборными.
Это фото со стройки, но оно хорошо показывает масштаб. Дорога идет через поля и леса, поэтому с инфраструктурой пока не густо
Это фото со стройки, но оно хорошо показывает масштаб. Дорога идет через поля и леса, поэтому с инфраструктурой пока не густо

Кому подойдет и что нужно знать

Кому и когда эта дорога будет полезна?

  • Если вы едете транзитом (на Москву, на Уфу) и вам важна скорость и предсказуемость. Однозначно ваш выбор. Вы обходите Тольятти, Жигулевск и самую проблемную часть М5.
  • Если вы едете с семьей, с детьми. Возможность спокойно ехать и останавливаться на чистых площадках для отдыха стоит этих денег.
  • Если вы не очень опытный водитель. Отсутствие встречки и сложных обгонов сделает вашу поездку гораздо спокойнее.
  • Если вы едете в Шигонский район или на Подвальские террасы. Раньше приходилось делать огромный крюк. Теперь, благодаря новому съезду, путь сокращается почти вдвое. Это ощутимая экономия времени.
Вот ради таких видов многие и ездят на Подвальские террасы. Теперь добраться сюда стало в разы проще
Вот ради таких видов многие и ездят на Подвальские террасы. Теперь добраться сюда стало в разы проще

Когда можно не платить?

  • Если вы едете один, у вас много времени, вы никуда не торопитесь и хотите сэкономить 300 рублей.
  • Если вы едете ночью или рано утром в будний день, когда вероятность пробки на ГЭС минимальна.

Итоговый вердикт

"Обход Тольятти" — это не волшебное решение и не "грабеж", как многие думают. Это инструмент. Как хороший гаечный ключ: он не нужен каждый день, но в определенной ситуации сильно облегчает жизнь.

Ключевое его отличие от многих других платных проектов - он честный.
Он не отнял бесплатную альтернативу, а построил рядом новую.
Да, у него есть минусы в виде отсутствия заправок. Но плюсы в виде безопасности и спокойствия для многих водителей их перевешивают.

Лично я для себя решил так: для дальних транзитных поездок буду использовать его. Для коротких поездок по городу - нет.

А что думаете вы? 300 рублей за предсказуемость и безопасность - это адекватная цена или все-таки дорого? Будет интересно узнать ваше мнение в комментариях.