При слове «гаджет» в воображении обычно появляются смартфоны, фитнес-браслеты и роботы-пылесосы. Сложно совместить это слово с образом советской коммунальной квартиры: ковёр на стене, телевизор «Юность», телефонная трубка на комоде и вдруг – беспроводные наушники, светомузыка и игровая консоль. Тем не менее, всё это действительно существовало в СССР. В этой статье расскажем о советских технологиях, о которых сегодня мало кто помнит. В чём-то наивные, в чём-то амбициозные и даже почти фантастические, они до сих пор вызывают восхищение.
«Мираж» – почти Bluetooth-наушники
В конце 1970-х в Советском Союзе появился гаджет, который сегодня можно было бы назвать прообразом беспроводных наушников. «Мираж» – это звуковая приставка к телевизору, передающая звук через радиосигнал. Устройство подключалось к гнезду телевизора («Дополнительный громкоговоритель»), антенна передавала сигнал в радиусе до 20 метров, а миниатюрный приёмник с наушником принимал его без единого провода между человеком и телевизором. Весил этот чудо-девайс около 200 граммов, питание получал от одной батарейки.
Созданный в Ивано-Франковске, «Мираж» решал насущную задачу советского быта: как смотреть телевизор, не мешая спать соседям по комнате. В коммуналках и многодетных семьях это было особенно актуально. Несмотря на практичность, устройство было редкостью – большинство советских граждан, увы, знало о нём разве что по слухам.
Светомузыкальные аппараты
История светомузыкальных установок началась с идеи композитора Александра Скрябина, мечтавшего ещё в начале XX века соединить музыку и цвет. В 1960-х её развил учёный Булат Галеев: в его лаборатории «Прометей» при Казанском авиационном институте создавались приборы, которые анализировали частотный спектр звучащей музыки и в реальном времени управляли лампами разного цвета. Низкие частоты зажигали красный, средние – зелёный, высокие – синий. Это позволяло получить не просто абстрактное мигание, а визуальный ритм, синхронизированный с мелодией.
В 1970–80-х в СССР было выпущено около 80 моделей таких приборов. Их производили на заводах в Казани, Гомеле, Ленинграде. Многие схемы печатались в журналах «Юный техник», «Наука и жизнь», «Радио», и светомузыку собирали дома радиолюбители. Затем они продавали её на барахолках или по знакомым. На школьных дискотеках, домашних праздниках и застольях светомузыкальные блоки превращали обычную комнату в мини-клуб.
«Электра-001» – гаджет для чистки пластинок
Для любителей винила в СССР существовал весьма экзотический прибор: электростатический очиститель грампластинок «Электра-001». Выпущенный в 1990 году Рязанским радиозаводом, этот аппарат должен был за 20 секунд очищать винил от пыли и статического электричества.
Идея хорошая, но с практикой были проблемы: соединительный провод цеплялся за край пластинки, рискуя испортить как носитель, так и проигрыватель. Поэтому большинство меломанов предпочитали старую добрую бархатную тряпочку. Но важен сам факт: в СССР был бытовой гаджет только для чистки пластинок.
Электровикторины – интерактивная обучающая платформа
С 1950-х по 1980-е в СССР выпускались электровикторины. Это были небольшие настольные устройства, часто размером с тетрадь, с панелью, покрытой иллюстрациями, текстом и отверстиями – по одному для вопроса и нескольким для ответов. Они в увлекательной форме помогали детям изучать географию, биологию, английский язык и многое другое.
Принцип работы был элементарен: с помощью металлического щупа нужно было соединить вопрос и предполагаемый ответ. Если цепь замыкалась верно, загоралась лампочка. Ничего не вспыхнуло? Значит, ответ неверный. Некоторые модели шли с комплектом сменных карточек, чтобы разнообразить тематику: от дорожных знаков до основ астрономии.
Популярные серии вроде «Проверь себя» или «Что? Где? Когда?» продавались в магазинах, но многие школьники собирали свои викторины сами – по схемам из журналов «Юный техник» или «Радио». Такие игры развивали внимание и память, а заодно знакомили с электроникой и логикой. По сути, это были предшественники интерактивных обучающих платформ.
«Колибри» и «Радиус» – детские советские рации
Детские рации появились в Союзе ближе к его закату – в конце 1980-х. Самые известные модели назывались «Сигма», «Дуэт», «Радиус», а ещё был «Колибри» – но не для голосовой связи, а для общения азбукой Морзе. Ребёнок с таким гаджетом мог передавать сигналы, как настоящий радист в военных фильмах. Радиус действия – всего 50-70 метров, но в условиях двора или школы этого хватало, чтобы поиграть в шпионов. Учитывая, что настоящие рации в то время были военной техникой, «игрушечные» устройства производили почти с конспиративной таинственностью. Это был настоящий хай-тек для подростков.
«Дружок» и «Перекличка» – телефонная связь со щенячьей мордочкой
Советские дети мечтали о собственных средствах связи. Телефоны вроде «Дружок» и «Перекличка-М» были одними из немногих доступных решений. Эти устройства представляли собой пару пластиковых аппаратов, соединённых проводом длиной около десяти метров. «Дружок», выпускавшийся с начала 1980-х на Горьковском заводе, имел особенно запоминающийся дизайн – в форме двух улыбающихся щенков с телефонными трубками вместо ушей.
Питание обеспечивала батарейка «Крона», размещённая в одном из телефонов. Устройства работали в режиме дуплексной связи, что означало: собеседники могли говорить одновременно, без кнопок или режима «по очереди», как в рациях. Это было довольно необычно для детской игрушки того времени. Сам сигнал передавался по простому двухжильному кабелю: если хватало длины, его можно было выбросить из окна и соединиться с другом этажом выше или ниже.
Хотя такие игрушки не сравнились бы с современными мессенджерами, для своего времени они давали детям ощущение автономности и взрослости. Что особенно важно, – были вполне рабочими устройствами, а не просто декорацией. Телефоны такого типа использовались не только в играх, но и как настоящие средства связи между комнатами в одной квартире или между соседними квартирами. «Перекличка-М», разработанная в Ленинграде, имела более утилитарный вид и часто использовалась даже в начальных школах как внутреннее переговорное устройство между кабинетами.
«Ну, погоди!» – Nintendo по-советски (и с дозиметром!)
Портативная консоль «Ну, погоди!» с ЖК-экраном – культовый гаджет конца советской эпохи. Эта простая, но затягивающая игрушка стала символом детства целого поколения. На самом деле она была не оригинальной разработкой, а неофициальной копией японской игры Nintendo Game & Watch: Egg, выпускавшейся с 1980 года. Советский вариант появился в середине 1980-х под маркой Электроника ИМ – «игра с микропроцессором».
Игровой процесс был идентичен: игрок управлял волком, передвигая его между четырьмя позициями, чтобы ловить яйца, катящиеся с полок. За каждое пойманное яйцо начислялись очки, а за упущенное – «штраф» в виде потери одной из трёх «жизней». После набора очков темп игры заметно ускорялся. В 1990-е в народе гуляла легенда: если набрать 999 очков, покажут мультик. На деле – счёт просто обнулялся.
В консоль были встроены ещё и часы с будильником, что усиливало ощущение «настоящего гаджета» у ребёнка. Помимо «Ну, погоди!», выпускались и другие варианты с тем же игровым движком: «Тайна океана», «Весёлые поварята», «Космический мост», «Лягушки-путешественницы». Все они имели примерно одинаковую механику, отличаясь оформлением и персонажами.
Самой необычной стала модель «Альтаир», выпущенная в 1991 году на орловском заводе «Научный прибор». Помимо стандартной игры, устройство было оснащено встроенным дозиметром, способным измерять уровень радиационного фона. Предположительно, идея родилась на волне общественного интереса к вопросам радиации после Чернобыльской аварии. Хотя точность измерений оставалась весьма условной (это был скорее бытовой индикатор, чем прибор), сам факт совмещения развлечения и контроля за средой выглядел крайне необычно. Таких устройств было выпущено немного, и сегодня они считаются редкостью и коллекционной диковинкой.