Найти в Дзене
С книгой в обнимку

"Как трудно быть учителем!": рассказ Нагибина, вернувший меня в детство

Оглавление

Это рассказ о безуспешной попытке ребенка завоевать сердце учителя. Сначала мы проживаем всю историю вместе с рассказчиком, мальчиком 11-12 лет. И лишь в конце узнаем, какими те же события виделись учителю.

Читая рассказ, я постоянно откладывала книгу и вспоминала свою первую учительницу Валентину Ивановну (вы знаете, что её я вспоминаю часто), эпизоды из своего школьного детства. И Мария Владимировна вызывала у меня все больше недоумения.

Я не раскрою всей интриги, но если хотите совсем без спойлеров, прочтите рассказ (ссылка в конце статьи), а потом возвращайтесь, обсудим.

Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

Явление Хозяйки

...дверь решительно, но несуетливо распахнулась, и в класс вступила Хозяйка. Среднего роста, средней полноты женщина, с высокой грудью, подчеркнуто прямой спиной и гордо посаженной головой.

Хозяйка. Это слово может означать что-то уютное, как хранительница домашнего очага. Но Мария Владимировна хозяйка не в этом смысле - она хозяйка положения. Она не идет, а выступает, шествует, и пушистые волосы, выбившиеся из аккуратного пучка, светятся на солнце как нимб.

======================================================

А вот моя первая встреча с учителем. Стоим мы на крылечке нашей старенькой школы, как цыплята под крылом Валентины Ивановны, которая нас ещё не знает, но уже приняла в свое сердце.

1979 год. Я вторая слева во втором ряду.
1979 год. Я вторая слева во втором ряду.

И все 10 лет под тем же крылом. Не смогли расстаться после начальной школы.

1989 год. Валентина Ивановна пятая во втором ряду. Меня найдёте?)
1989 год. Валентина Ивановна пятая во втором ряду. Меня найдёте?)

"Сейф, ключ от которого потерян"

Мария Владимировна безупречна. Она хорошо объясняет, справедливо ставит оценки. Не повышает голоса - достаточно одного её взгляда, чтобы в классе воцарилась мертвая тишина. .

Юные души легко покоряются Марии Владимировне:

Она умела подать себя, заставить ценить малейший знак своего внимания, не то что благоволения. Добрая улыбка Марии Владимировны могла сделать человека счастливым.

Даже в этих позитивных вроде характеристиках что-то царапает, правда? Может, чувство, что добрую улыбку можно было заслужить только совсем уж выдающимися поступками?

Мария Владимировна держит дистанцию:

Она избегала прикосновения к ученикам. <…> самые липучие девчонки не осмеливались коснуться ее, не то что обнять или повиснуть на талии.

Она не интересуется, как там у ученика дома. Она дает детям знания, но не отдает душу:

…Она не растрачивала себя в классе, как другие учителя. Она давала нам не меньше, может быть, даже больше своих коллег, но душа ее оставалась сохранной, свободной.

Закрыть душу на замок, как сейф, не открывать её детям - как такое возможно? Кстати, Мария Владимировна экономит силы души не для своей семьи - её нет.

======================================================

Учителя нашей школы отдавали не только знания.

-4

Подобрать ключик

Нелегко прошибить такую закованную в латы спокойствия и самоуверенности душу.

Ни хорошей учебой, ни несчастным видом, ни даже хулиганством Марию Владимировну не проймешь. И тут героя рассказа осеняет.

Он подговаривает своих друзей задавать учительнице каверзные вопросы по географии - и сам же приходит ей на помощь.

-5

======================================================

Я не знаю, как разрулила бы наша учительница такую ситуацию, как в рассказе. Но уж точно не унижением ученика, не местью и не презрительным "смени пластинку".

Но нам и не нужно было бороться за внимание учителя, за доброе отношение, за любовь - Валентина Ивановна давала нам это постоянно и всем, никого не обделяя. И конечно знала, как у кого дома, и помогала, где можно помочь.

Но ситуацию с каверзными вопросами другому учителю создала я сама. Мотивы у меня были совершенно не те, что у Нагибина, совсем наоборот.

Это была учительница русского языка. У Людмилы Михайловны была одна особенность, которая меня очень раздражала - она произносила некоторые слова, требующие мягкого звука на конце, как с твердым. Например, "любов" вместо "любовь", "сем" вместо "семь", "голуб" вместо "голубь".

Если бы Людмила Михайловна преподавала любой другой предмет, это бы не так резало слух, но речь словесника, думала я тогда, да и сейчас, должна быть правильной.

И в надежде поставить Людмилу Михайловну в тупик, я спросила, как будет слово "кочерга" в родительном падеже множественного числа.

И тогда меня вызвали к доске и мы вместе стали склонять это слово во всех падежах. Увидев мой честный ступор на родительном множественного числа, Людмила Михайловна похвалила меня за любознательность, сказала, что это действительно сложное слово и пришла на помощь. Конечно, она все поняла, а мне стало капец как неловко.

-6

Болезнь как шанс

В начале весны мальчик тяжело заболел. И на родительском собрании по окончании учебного года Мария Владимировна спрашивает мать о его здоровье и обещает навестить.

Даже безотносительно дальнейших событий рассказа вот этот временной разрыв поверг меня в шок. То есть на момент обещания ребёнок месяца так 2 уже болеет! Впрочем, Мария Владимировна никогда не навещает своих учеников.

=====================================================

И снова я откладываю книгу и вспоминаю.

Я в 1 классе, болею. Валентина Ивановна приходит со мной позаниматься, чтобы я не отстала, хотя я давно и бегло читаю, а класс только проходит букву "Ы" (почему-то помню)) и мы с ней просто читаем какую-то интересную книжку.

А в 6 классе я лежу в больнице в хирургии. И однажды я слышу, как с улицы кричат мое имя и я вижу в окно мой класс и учительницу.

В палату никого не пускают и даже через окно поговорить невозможно - высокий этаж, зима, нельзя открыть окна. Они приехали на автобусе, который идет час и ходит раз в 2 часа, просто постоять под моим окном, чтобы я их увидела.

Я радуюсь и не удивляюсь - мы уже ездили так к тем, кто болел. И уж точно нашей учительнице не требовалось родительское собрание, чтобы узнать о здоровье заболевшего ученика, она заходила сама или спрашивала нас, кто был у Димы, Тани, Сережи, отнесли ли уроки и как дела.

Финал

Читать об обманутых ожиданиях ребёнка очень больно. Я думаю, это не было сделано намеренно. Просто ей было все равно.

Я не знал, почему она так поступила, да и не думал об этом. Моя Мария Владимировна перестала существовать…

Но вдруг много лет спустя Мария Владимировна спрашивает: "За что он меня так ненавидел?..»

Нельзя сказать, что Мария Владимировна совсем не разбиралась в детской психологии - вон как ловко она перевела Агафонова из хулиганов в лидеры, а Юрину из двоечниц - в прилежные ученицы.

Неужели обида на ребёнка застила ей глаза? Или все-таки это душевная слепота от равнодушия?

"Как трудно быть учителем, но и как трудно быть учеником!" - завершает рассказ Нагибин. Я считаю, ответственность всегда на взрослом, по крайней мере пока ученик не вырос. А вы?

Прочитать рассказ бесплатно можно здесь. Нагибин пишет так, что каждое слово в предложении не случайно, каждый мелкий штрих важен.

А я о нем узнала из отзыва автора канала "Аннушка и масло | книжки 📕". Анна сравнивает Марию Владимировну с Безумной Евдокией из повести Алексина и рассказывает о своих ощущениях - человека и учителя:

А здесь об учителях, непохожих на героиню рассказа:

Что думаете о рассказе и персонажах? Расскажите о своем первом учителе.