Найти в Дзене
НТВ

Эстетика постапокалипсиса: как в России решают проблему с заброшенными зданиями

[ Смотреть видео на сайте НТВ ]

В России сейчас числится более 50 тысяч объектов незавершенного строительства. Таковы данные Счетной палаты. Речь идет не только о многоквартирных домах, но и промышленных зданиях, офисных и торговых комплексах. Заброшенные стройки не только портят внешний облик городов, но даже могут нести угрозу. Имеет ли эта проблема решение? Найдут ли пустые здания своих хозяев?

Больше 180 тысяч заброшенных зданий насчитывается в России. Есть на любой вкус: заводы, усадьбы разных эпох, торговые центры и просто жилые дома всевозможной этажности. Если собрать их вместе, прочертить улицы, раскинуть площади, получится город больше Петербурга, только мертвый. Свои обитатели у него появятся быстро, территорию обязательно облюбуют маргиналы и гуляющая молодежь. О этом даже написано на стене брошенной стройки в спальном районе Ярославля.

В таких балабановских декорациях две компании подростков встречали весну. Среди них девочка 12 лет и 15-летний мальчик. Она пролетела три этажа, сорвавшись с лестницы, получила тяжелые травм и попала в больницу. Он выпал с четвертого и отделался ушибами.

Собственники недостроев отделываются штрафами за ненадлежащее содержание объектов. Владельцу одного из них за несколько лет их выписывали дважды — на 30 и 60 тысяч рублей. По меркам строительного рынка это смешные деньги, откупиться выходит дешевле, чем поставить забор и нанять охранника. При этом власти практически бессильны, так как, согласно закону, тратить деньги на частный объект не могут.

Артём Цымбалов, главный архитектор города Ярославля: «Приходится мэрии, в том числе и главной территориальной администрации. Они, во-первых, изыскивают средства, наверное, у неравнодушных граждан, у бизнеса, выходят вместе на субботники и прекращают доступ на данную территорию. Но, к сожалению, это такая временная мера».

Травма же останется на всю жизнь. Екатеринбуржец Даниил Мостицкий сломал позвоночник, упав в шахту лифта заброшенной больницы, когда гулял там с друзьями. Теперь он проводит встречи со школьниками, где на собственном примере доказывает, что быстро в таких местах не помогут, и главный барьер должен быть в собственной голове.

Даниил Мостицкий: «В их глазах читалось: с нами такого быть не может. Я объясняю, что может, потому что почвы для этого очень много сегодня по городам. Слава богу, остался жив. Кто виноват? Скорее всего, сам и виноват, раз пошел туда».

Мало того, что здания опасные и затратные, они еще некрасивы и могут понравиться максимум ценителям такой постапокалиптической эстетики. Костлявая бетонная громадина — самое заметное здание в центре тысячелетнего города. Ярославцы прозвали его «Мордором».

Виктория Марасанова, доктор исторических наук, профессор ЯрГУ им. П. Г. Демидова: «Покинутые районы могут рассказать историю, что-то о прошлом. В здании, которое за нашей спиной, скорее всего, чьи-то нереализованные надежды, инвестиционные ожидания».

Решать проблему зачастую приходится уже государству. Для этого нужно через суд передать объект новому собственнику. Однако длиться такое разбирательство может годы. Как вариант, чтобы хотя бы новые стройки подолгу не стояли, сразу подписывать с застройщиками не пространные контракты, а полноценные дорожные карты, где будут расписаны все сроки по проекту.

Михаил Евраев, губернатор Ярославской области: «У нас больше нет таких двухлетних, трехлетних, пятилетних садов, как это было ранее. Мы разбили на этапы — два месяца, три месяца, четыре месяца. Первый этап, второй этап, третий этап. Ничего не делаешь — все, мы выходим с иском в суд».

Иначе будет как с «Мордором». Он ушел с молотка спустя почти 20 лет после начала стройки.

Артём Цымбалов: «Просто инвестор долго собирался, что называется, с силами. Мы-то были готовы всегда. У каждого незавершенного строительства есть своя история и индивидуальные особенности. Не все объекты можно достроить в тех параметрах, в которых они были начаты».

Пока идут суды и торги, вкладчики ждут обещанное. Башня делового центра в Екатеринбурге — один самых высоких недостроев в России, за которым вот уже больше 10 лет обреченно наблюдают инвесторы.

Максим Каштанов, представитель инвестора ООО «Инвек»: «Это работа правоохранительных органов. Если они действительно смогут доказать, что денежные средства инвесторов через группу аффилированных компаний перетекли в какое-то другое юридическое лицо, которое сейчас процветает, тогда, я думаю, объективно могут быть предъявлены претензии. Эти деньги могут быть взысканы с наследников или иных лиц, которые это каким-то образом получили».

Либо же вернуть деньги сможет лишь новый собственник, если такой появится. А вот проблемы с долевым жилым строительством в стране, похоже, удалось решить. Готовиться к новоселью обманутой дольщице Ольге Михайлиной из Красногорска пришлось больше семи лет. Были и митинги, и обращения к президенту, в итоге дом достроил Фонд развития территорий.

Ольга Михайлина: «Когда ленту перерезали, помню, заходили, волнительно было. Со многими сблизились в то время, соседи до сих пор помогают, выручают друг друга».

Вадим Омельяненко, руководитель подразделения «Управление проектами» Фонда развития территорий: «С 2019 года удалось восстановить права порядка 256 тысяч дольщиков. Фонд оказал помощь 60 с лишним тысячам гражданам путем выплаты денежной компенсации. Практически для такого же количества граждан, для примерно 60 тысяч, было достроено жилье».

Что же касается недостроенных или заброшенных зданий, которые изначально в федеральной собственности, их на торгах реализует «Дом.РФ», и с каждым годом все чаще. Один из недавних примеров: бывшая тюрьма «Кресты» ушла с молотка за миллиард рублей и должна стать новой точкой притяжения в Петербурге. Задача весьма амбициозная: продать и восстановить порядка тысячи объектов культурного наследия.

Анатолий Азизов, управляющий директор «Дом.РФ»: «Мы сопровождаем это специальной программой льготного финансирования под все виды работ, которые необходимо провести с таким объектом, и подготовку всей необходимой документации».

Наконец, 1 марта вступили в силу поправки к закону об освоении земель. Согласно им, теперь у собственников есть три года на приведение своих участков в порядок. Но главное, что их обяжут использовать построенное.

Надежда Косарева, руководитель комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ: «А дальше есть такое, что правительство должно установить признаки неиспользования земельного участка. Но пока постановление еще не вышло, но есть еще три года вот эти для освоения, после чего территории могут быть изъяты».

В противном случае юридическим лицам грозят штрафы в размере 1,5–2% процентов от кадастровой стоимости земли. По идее, бросать здания будет уже невыгодно.

[ Смотреть видео на сайте НТВ ]