Найти в Дзене

Почему не устаревает пьеса М. Горького «Дачники»

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

Б. Пастернак

Классическая литература всегда говорит о фундаментальных вещах, которые остаются актуальными для любого поколения. К таким темам относятся смысл жизни, одиночество, любовь, боль, смерть, свобода. Если произведение искусства изначально волнует ум и душу, то и через многие столетия оно будет вызывать точно такие же эмоции, потому что эстетические ценности никогда не выходят из моды, человек в них нуждается в любую эпоху. К таким текстам культуры можно отнести и пьесу М. Горького «Дачники». Ведь сейчас на московских подмостках можно посмотреть несколько версий этой пьесы: пьесу играют в МХТ, в «Сфере», и на Малой Бронной. Все спектакли современные, публика к ним относится по-разному, но никого не оставляет равнодушными.

Первая сценическая версия «Дачников» состоялась в Театре Комиссаржевской в ноябре 1904 г. и вызвала настоящий фурор. Это был и провал на грани скандала, и успех, больше похожий на триумф. Горький написал о расколе в обществе, и обе части этого общества, представленные в зале, остро почувствовали замысел драматурга.

Пьеса «Дачники» написана Максимом Горьким более ста лет назад. В 1901 году он сообщил в письме Пятницкому о своих творческих планах: «Вы знаете, я напишу цикл драм. Это факт. Одну - быт интеллигенции. Кучка людей без идеалов и вдруг! - среди них один - с идеалом! Злоба, треск, вой, грохот!».

В этой пьесе много сложных вопросов, оставленных без ответа. Я хочу обратить внимание на проблемы искусства. Горький, как и Чехов, вводит в свой спектакль образ не сыгранной пьесы. Сцена в произведении – знак пустоты. Автор делает акцент на поведении участников пьесы во время назначенных репетиций любительского спектакля, результат которого так и не предстанет никогда перед зрителями. Атмосфера подготовки к театральному действу наполнена ощущениями суетной бестолковости, иллюзорной абсурдности происходящих с людьми событий. Герои отличаются опозданием, забывчивостью, неусидчивостью, при этом многие из них претендуют, выдвигая громогласные претензии, на исполнение главных ролей в будущем спектакле, однако по иронии судьбы всем им достаются комические персонажи.

Одновременно пьеса в заостренной форме затрагивала вопросы литературы. Горький отверг и бескрылый реализм, представленный творчеством писателя Шалимова, изменившего заветам своей молодости, и «чистое искусство», сторонники которого провозглашали независимость искусства от жизни и воспевали отвлеченную красоту.

«Ничего я не пишу... скажу прямо... Да! И какого тут черта напишешь, когда совершенно ничего понять нельзя? Люди какие-то запутанные, скользкие, неуловимые...Но - надо кушать, значит, надо писать. А для кого? Не понимаю...»

В попытке развеять монотонность и скуку, дачники решают поставить небольшой спектакль. Однако подготовка к нему становится катастрофой абсурдных ситуаций. Репетиции разрушаются из-за халатности артистов, занятых главными ролями, некоторые испытывают недовольство своими незначительными ролями и даже устраивают скандалы. Единственными ожидающими спектакля остаются зрители, но в итоге спектакль так и не удается поставить.

«Интеллигенция — это не мы! Мы что-то другое… Мы — дачники в нашей стране… какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… мы ничего не делаем и отвратительно много говорим»

Утверждение такой независимости на деле обретало весьма четкие социальные очертания: поэтесса Калерия явно обнаруживает неприязнь к народу, в котором видит варвара, желающего быть только сытым.

Герои постановки – дети мещан. Они называют себя интеллигенцией, по сути, ею не являясь. Люди живут для себя, ничего не отдавая другим и окружающему миру. Существование этих людей беспутное. Они не хотят покидать зону комфорта, что-то делать и идти дальше. В результате человека начинает незаметно разъедать пошлость, как итог – рушатся семьи. Если так продолжится, это приведет к гибели человека как личности.

Местом пребывания людей выбрана дача. Интеллигенция живет в мрачном темном доме. В нем неуютно и холодно, вокруг голые стены. Это характеризует дом без хозяйки. Также скрипучий пол и дует ветер из щелей. Хозяин дома не заботится о капитальном ремонте дома. Автор, описывая жилье передает читателю пустоту героев. Отношения действующих лиц лишены взаимопонимания, поддержки, комфорта. Жизнь как растение не каждому нравится, но люди изменить ее в состоянии.

Однажды на фестивале в Зальцбурге поставили пьесу Максима Горького «Дачники» и перевели ее название как «Летние люди» - на мой взгляд, очень точное метафорическое обозначение никчёмности.

Потом русский режиссер Сергей Урсуляк снял фильм «Летние люди» по пьесе Максима Горького «Дачники». Премьера состоялась 20 октября 1995 года.

-2

Горький написал драму, в которой никто не умрет. Все будут жить, но для одних это мучение, а для других поиск себя и лучшей жизни. Дачниками Горький называет общество людей живущих в иллюзии относительно себя и окружающих. Они превратились, к сожалению, в комических персонажей.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ