Начиналось всё как обычно: директор монотонно зачитывал привычные требования.
— Следите, чтобы у девочек волосы были собраны в хвост или косичку, — говорил он, не поднимая глаз от бумаг. — Скоро сдавать ЕГЭ, времени остаётся всё меньше. Наша гимназия попала в ТОП-10 лучших учебных заведений города, и мы просто обязаны соответствовать этому высокому статусу...
Родители привычно зевали, кто-то украдкой проверял телефоны. В душном актовом зале витала атмосфера скуки и обязательности. Казалось, что это родительское собрание пройдёт так же уныло, как и все предыдущие.
Но тут неожиданным солнцем в пасмурный день появилась пожилая учительница математики Людмила Петровна. Ей было лет шестьдесят пять. Учебник алгебры в её руках был обёрнут в яркую обложку с изображением рыжей собаки, а геометрия — в персикового пушистого кота с голубыми глазами.
— Дорогие родители, — сказала она, и в её голосе звучала такая искренность, что все невольно притихли. — Я очень хочу научить ваших детей математике, но без вашей помощи мне точно не обойтись. Понимаете, дети должны приходить ко мне сытые, выспавшиеся и обязательно в хорошем настроении, иначе мне просто не с кем будет шагать в удивительный мир науки.
Родители один за другим перестали зевать и стали внимательно слушать.
— Вот, к примеру, — продолжала эта чудесная женщина, поправляя очки, — Артём Викторович на прошлой неделе списал из интернета решение задачи, которую я вообще не задавала. Представляете? Я подхожу к нему после урока и говорю: «Артёмочка, вы меня очень-очень огорчили, лапочка. Неужели вы серьёзно полагаете, что ваш учитель прямиком из Страны Дураков? Будьте любезны, к следующему уроку сдать мне эту работу, но уже решённую самостоятельно». И знаете что? Он сдал! Причём решил даже лучше, чем было в интернете.
Людмила Петровна обвела взглядом притихший зал.
— И вам, дорогие родители, я хочу сказать вот что. Если сегодня ребёнок вас чем-то опечалил, получил плохую оценку или не выучил урок, пожалуйста, не надо его за это прессовать и устраивать домашний допрос. Иначе на следующий день он придёт ко мне совершенно без настроения, а грустного ребёнка научить чему-либо практически невозможно. Говорите с ним ДУ-ШЕВ-НО, — она по слогам произнесла последнее слово.
В зале установилась необычная тишина. Папа Артёма Викторовича, крупный мужчина в костюме, который обычно молчал на собраниях, робко поднял руку и спросил:
— Людмила Петровна, скажите, пожалуйста, а когда вы пишете в дневнике слово «печально...» — это значит двойка?
Учительница улыбнулась так тепло, словно он задал самый важный вопрос в мире:
— Печально — это значит именно печально, и не более того. Это значит, что сегодня у нас что-то не получилось, но это ведь только сегодня! А завтра всё уже может быть совершенно по-другому — радостно, интересно, увлекательно!
Из третьего ряда поднялась худенькая женщина в строгом сером костюме:
— Знаете, Людмила Петровна, — сказала она, и голос её дрожал от волнения, — у моего сына Кости стоит двойка по геометрии за четверть, но он вас просто обожает! Каждый день приходит домой и рассказывает, что вы говорили на уроке, как объясняли теоремы...
— А как же иначе? — удивилась учительница. — Костя у нас просто замечательный мальчик! Да, с геометрией пока не складывается, но зато какой он внимательный, как старается! А вы знаете, что он после уроков остаётся и помогает мне мыть доску? И всегда спрашивает, не тяжело ли мне нести журналы...
Родители один за другим начали кивать, на многих лицах появились улыбки. В зале словно стало светлее и теплее.
А я, сидя в последнем ряду, тихонько достала носовой платок и вытерла выступившие слёзы. Когда в последний раз я слышала, чтобы учитель говорил о детях с такой любовью? Когда видела, чтобы педагог так искренне переживал за каждого ученика?
«Если бы все учителя были такими, как Людмила Петровна, — думала я, — я бы ходила на каждое родительское собрание с удовольствием. Более того, завтра же испеку для неё самый вкусный торт — может быть, тот самый наполеон, который так хвалила моя бабушка».
После собрания многие родители не спешили расходиться. Они окружили Людмилу Петровну, задавали вопросы, благодарили. А она стояла, по-прежнему прижимая к груди учебники в весёлых обложках, и терпеливо отвечала каждому, словно у неё было всё время мира.
— Людмила Петровна, — обратилась к ней мама одной из девочек, — а как вы находите подход к каждому ребёнку?
— А очень просто, дорогая, — ответила учительница. — Я просто их люблю. Каждого. Со всеми их двойками, ошибками и проблемами. И они это чувствуют.
Автор: Елена Стриж ©