Найти в Дзене
Hyundai XTeer

Это важно знать: как масло для двигателя проходит проверку на прочность

В мире моторных масел существует невидимая для большинства автомобилистов, но критически важная система оценки качества. Вы ведь читали нашу предыдущую статью про порядок получения сертификатов API? Так вот, за каждым таким сертификатом, равно как и за каждым официальным допуском автопроизводителя, стоят десятки лабораторных испытаний, разработанных Американским обществом по испытаниям и материалам (ASTM International). Именно эти тесты определяют, сможет ли масло защитить двигатель в реальных условиях эксплуатации, включая экстремальные. Основанное в 1898 году как Американское общество по испытанию материалов, ASTM начинало с разработки стандартов для сталелитейной промышленности. Первые стандарты касались качества рельсов для стремительно развивающейся в США того времени сети железных дорог. Однако с наступлением автомобильной эры организация постепенно переключилась на нефтепродукты. Переломный момент наступил в 1920-х годах, когда резкий рост количества автомобилей потребовал созда
Оглавление

В мире моторных масел существует невидимая для большинства автомобилистов, но критически важная система оценки качества. Вы ведь читали нашу предыдущую статью про порядок получения сертификатов API? Так вот, за каждым таким сертификатом, равно как и за каждым официальным допуском автопроизводителя, стоят десятки лабораторных испытаний, разработанных Американским обществом по испытаниям и материалам (ASTM International). Именно эти тесты определяют, сможет ли масло защитить двигатель в реальных условиях эксплуатации, включая экстремальные.

Потребитель имеет право знать, как именно было проверено качество моторного масла!
Потребитель имеет право знать, как именно было проверено качество моторного масла!

От железнодорожных рельсов к моторным маслам: история ASTM

Основанное в 1898 году как Американское общество по испытанию материалов, ASTM начинало с разработки стандартов для сталелитейной промышленности. Первые стандарты касались качества рельсов для стремительно развивающейся в США того времени сети железных дорог. Однако с наступлением автомобильной эры организация постепенно переключилась на нефтепродукты.

Переломный момент наступил в 1920-х годах, когда резкий рост количества автомобилей потребовал создания единых методов оценки моторных масел. Первые стандарты ASTM для нефтепродуктов появились в 1924 году – почти одновременно с созданием API. С тех пор две организации идут рука об руку: API разрабатывает классификации, а ASTM предоставляет методы их проверки.

Как тестируют моторные масла по стандартам ASTM?

Современные стандарты ASTM для моторных масел представляют собой тщательно выверенный комплекс из более чем 30 различных испытаний. Каждое из них моделирует экстремальные условия работы двигателя.

К примеру, тест CCS (ASTM D5293) имитирует холодный пуск двигателя. В специальной камере масло охлаждают до температуры от -10°C до -35°C, после чего измеряют усилие, необходимое для проворачивания коленчатого вала. Этот параметр критически важен для северных регионов – слишком вязкое зимой масло просто не позволит двигателю завестись.

Не менее важным является испытание на высокотемпературную вязкость (ASTM D4683). Здесь масло нагревают до 150°C – температуры, характерной для турбированных двигателей под нагрузкой. Специальный вискозиметр с коническими подшипниками измеряет, насколько хорошо масло сохраняет защитные свойства в экстремальных условиях.

Особое место занимает тест NOACK (ASTM D5800) на испаряемость. В течение часа масло выдерживают при 250°C, после чего измеряют потери массы. Для современных стандартов этот показатель не должен превышать 15%. Чрезмерная испаряемость приводит к увеличению расхода масла и образованию отложений в двигателе.

ASTM стандарты охватывают не только физические, но и химические свойства масел. Например, ASTM D2896 определяет щелочное число – показатель, характеризующий способность масла нейтрализовать кислоты, образующиеся при сгорании топлива.

Пена в масле может привести к масляному голоданию мотора.
Пена в масле может привести к масляному голоданию мотора.

Отдельная группа тестов оценивает защитные свойства масла. ASTM D4172 проверяет способность масла предотвращать износ в условиях граничного трения, когда масляная пленка становится слишком тонкой. А ASTM D892 измеряет склонность масла к пенообразованию – чрезмерная пена может привести к масляному голоданию двигателя.

Так выглядит перечень тестов, необходимых для сертификации масел по классам API S.
Так выглядит перечень тестов, необходимых для сертификации масел по классам API S.

Стендовые испытания: экзамены в реальных условиях

Но лабораторные испытания – это лишь первая ступень проверки. Настоящий экзамен масла проходят на двигательных стендах, где воссоздаются условия, максимально приближенные к реальной эксплуатации. Ярким примером служит тест Sequence IIIH (ASTM D8111), проводимый на соответствие стандарту моторных масел для бензиновых двигателей API SP.

В качестве испытательного устройства в тесте используется 3,6-литровый двигатель Chrysler Penstar. В течение 90 непрерывных часов масло подвергается жесточайшим испытаниям: температура поддерживается на уровне 151°C, двигатель работает при 3900 оборотах в минуту, постоянно выдавая мощность в 137 лошадиных сил. После такого марафона специалисты тщательно анализируют состояние масла и деталей двигателя, оценивая степень загустения смазки, образование отложений на поршнях и химическую стабильность масляной основы.

Так выглядит стенд для симуляции работы двигателя в реальных условиях.
Так выглядит стенд для симуляции работы двигателя в реальных условиях.

Российские реалии: невозможность испытаний

С введением санкций российские производители столкнулись с двойной проблемой:

  1. Физическая недоступность испытательных стендов последнего поколения.
  2. Невозможность получить международное признание результатов даже при теоретическом наличии оборудования.

Особенно критична ситуация с двигательными тестами, такими как описанный выше Sequence IIIH. Для их проведения требуются не только сертифицированные двигатели конкретных моделей, но и точные системы контроля параметров, которыми отечественные лаборатории не располагают. Все это вкупе ставит крест на самой возможности стендовых испытаний российских масел.

Какой из всего этого вывод? Он достаточно пессимистичный. Для мировой автомобильной индустрии стандарты ASTM были и остаются чем-то вроде универсального «языка качества». Для России же этот язык становится все менее доступным – не из-за отсутствия компетенций, а из-за разорванных связей в глобальной системе сертификации. Пока международное сообщество продолжает совершенствовать методы испытаний, российским производителям приходится искать обходные пути. Или же создавать собственные стандарты – эту тему мы уже поднимали в одной из наших статей.