Ребята, мне снова написали интересный комментарий: «Почему Россия умеет делать отличные танки и военную технику, но так и не смогла создать по-настоящему конкурентоспособные легковые автомобили?». А на самом деле, почему? Что с нами не так? Давайте разбираться вместе.
На первый взгляд это кажется странным. Ведь танк – это гораздо сложнее, чем машина. Там и мощные двигатели, и броня, и прицелы, и сложные системы управления. Тем не менее, российские танки, такие как Т-90 или новейший «Армата», считаются одними из лучших в мире. А вот с легковыми автомобилями – всё гораздо хуже: отстаём по качеству, дизайну, технологиям и сервису.
Военная техника – это штучный продукт
Танки, бронетехника, да и вся военная техника производятся в ограниченных количествах, под конкретные нужды армии. Это техника, сделанная под боевые задачи. Здесь главное:
- надёжность;
- мощность;
- современные технологии;
- работа на госзаказ.
Россия унаследовала от СССР очень сильную инженерную и научную базу в области военной техники. В этой сфере работали лучшие умы, туда шли лучшие специалисты. Поэтому и получаются такие мощные танки и бронемашины.
Автомобили – это массовый продукт
Легковые машины – это массовый рынок с другой логикой, это продукт для миллионов обычных людей. А здесь важны совсем другие вещи:
- комфорт и внешний вид;
- цена и расход топлива;
- сервис, реклама и поддержка.
Чтобы быть успешным в автомобильной промышленности, нужно не просто уметь «сделать машину». Нужно понимать потребителя, следить за трендами, развивать дилерскую сеть, обеспечивать ремонт и запчасти. А вот с этим у нас как раз большие сложности.
Почему? Все довольно прозрачно…
Исторические причины
В СССР основное внимание уделяли оборонке: армия, танки, ракеты – всё это было в приоритете. А вот легковые автомобили для простого человека были вторичными. Их делали по плану, а не под запросы людей.
При СССР задача автопрома была в обеспечении ремонтоспособности в любых условиях. И это оправдывалось. Наши машины неплохо приобретал соцлагерь и страны третьего мира. Выполнялись два основных условия ремонтопригодность: без лишних затрат и малая стоимость. Опять же ставка делалась на массовость общественного транспорта. В капиталистических странах ставка же была на индивидуализм и минимальный общественный транспорт.
В отличии от капстран, где машины стояли в свободной продаже и любого качества, в СССР не было конкурентности – раскупалось всё. Люди в очередях стояли по 5-10 лет, а это не способствует улучшению качества. Всё равно купят и покупали, даже не смотрели на мелкие откровенные дефекты.
За границей покупатель капризный, да и цены на новые авто кусались, большая конкуренция. У них и по сей день есть множество островов «отстойников» забитыми новыми, но невостребованными авто.
После распада СССР автопром оказался в тяжёлом положении. Иномарки массово хлынули на рынок, а так как отечественные машины по качеству сильно проигрывали, то российский рынок буквально поглотили зарубежные машины.
Танки против автомобилей
Военная техника финансируется государством: крупные заказы, экспорт оружия, стабильное финансирование.
Цены на военную технику и оружие уже первоначально завышены в несколько раз от реальной стоимости. Это практически самая высокая статья дохода после нaркoтикoв, алкоголя и табака.
Платят не только за покупку БТР или танка, но и за гарантию работоспособности на 10 лет как минимум, платят за дополнительное оборудование, инструмент и запчасти (ЗИП), входящие при поставке в комплект. Платят за обучение специалистов и за документацию.
Судите сами, возьмем, например обычный автомат Калашникова. Покупается не только автомат, к нему идут комплектующие под заказ, штык-ножи, подствольные гранатометы, прицелы различного типа, дополнительные прицелы, запасные магазины, инструмент для ремонта и обслуживания, подсумки, пристрелочные приспособы, сошки и т.п.
А в автопроме всё зависит от рыночного спроса: если машина плохая её просто не покупают. А сделать современную машину – это дорого и требует много новых технологий.
Раньше работник годами, а порой и десятилетиями устанавливал в определенном месте определенные агрегаты и настраивал их. У нас были потомственные сверловщики и даже лекальщики. Такую практику перенимали и другие отрасли. Такая практика была и заграницей.
Теперь же с текучкой кадров и гастарбайтерами, такое невозможно, а массовость производства нужна, вот и плюют на качество. К тому же из-за санкций стало трудно получать комплектующие и технологии из-за границы. Вот и упало в России автомобилестроение до уровня плинтуса.
Приоритеты между строительством танков и автомобилей
На данный момент времени никто не хочет вкладываться в долгосрочные проекты, готовить специалистов. Всех интересует лишь быстрая прибыль. Поэтому танкостроение оказалось по сравнению с автомобилестроением на высоте (так как танки и в СССР были на высоте).
И даже оставленные нам советские автомобильные заводы никто приобретать не торопится: там нужны спецы, а наши предпочитают гастарбайтеров. Посмотрите объявления, кругом требуются специалисты с опытом работы, а где их брать? Надо вкладываться в их подготовку…
Кстати, в Европе и США обстановка ненамного лучше, просто по телевизору не видно всех развалюх, на которых ездят там счастливые американцы и европейцы. Но всё равно, сравнивать современные российские машины с немецкими, французскими, японскими, американскими, да даже с китайскими – сейчас просто невозможно.
Вместо заключения
Россия делает отличные танки и военную технику – это результат советской системы, где оборонка была главной отраслью и в наследство от СССР достались хорошие заводы танкостроения. А вот легковые автомобили изначально были «нехорошими» и сейчас требуют массового производства, ориентации на клиента, маркетинга и гибкости. И именно в этих вещах у нас пока пробелы.
Но это не потому, что мы «не можем» – а потому, что исторически делали ставку на другое. Нам не давали, не дают и не будут давать спокойно жить, поэтому мы обязаны защищаться.
Сейчас на канале читают:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!