Михалоглу – это турецкая фамилия, которая переводится, как «потомок Михаила». Ее носители представляли из себя знатный род, сыгравший немалую роль в истории ранней Османской империи. Представители этой аристократической династии до 16-го века владели наследственным титулом командиров акынджи, то есть, вели в бой всю легкую тюркскую кавалерию. В дальнейшем род обеднел, но не угас: его многочисленные потомки до сих пор живут в Болгарии и Турции в районе Эдирне.
Давайте расскажем их историю.
Знатный грек по имени Михаил (возможно, он являлся младшим представителем императорской династии Палеологов) в начале 14-го века был комендантом небольшой крепости Чирменкия и хозяином прилегающих областей. Его владения напрямую граничили с землями бея Османа, ставшего основателем одноименной империи.
В одной из битв с турками этот человек был взят в плен, но отпущен за свою храбрость. Он принял ислам и стал известен под именем Абдулла Михал Гази, но гораздо чаще его величали по прозвищу Кёсе Михал (Безбородый Михаил). Приставка к имени гази означает, что мусульмане считали его воином за веру.
Это был первый грек благородного происхождения, ставший соратником Османа, его военачальником и ближайшим другом. Для своего повелителя и его сына Орхана он часто выполнял дипломатические поручения. Так, например именно Кёсе Михал уговорил сдаться жителей Прусы (Бурсы), которая стала первой османской столицей.
Предполагается, что Михаил ушел из жизни около 1340-го года, то есть, дожил до того времени, когда Османское княжество получило независимость от монголов. Как уже сказано, его потомки сохранили за собой пост предводителей акынджи и еще не раз мелькали в истории.
Сыновья и внуки Михаила участвовали в сражении на Косовом поле 1389-го года и Ангорской битве 1402-го. После поражения от Тамерлана глава рода Михалоглу перешел на сторону Мехмеда Iи сумел совместно с ним добиться восстановления единства империи.
В нескольких битвах Михалоглу Мехмед-бей командовал авангардом армии будущего султана, который шел войной на своих братьев. В дальнейшем он подавил восстание анатолийских беев, которые опасались наказания за то, что десятью годами ранее перешли на сторону среднеазиатского завоевателя. В 1422-м году Мехмед-бей ранее прибытия султана начал третью османскую осаду Константинополя.
В 15-м веке род настолько разросся, что его представители воевали и на Балканах, и в Малой Азии, нередко становясь наместниками новых санджаков. В это время старшая линия семейства получила от падишаха крупные земельные пожалования в Болгарии неподалеку от Плевны, а отпрыски боковых ветвей имели пожалования в Анатолии. В местах своего действия они построили немало мечетей, фонтанов и текке – обителей суфийских дервишей.
В начале 16-го столетия Искендер-паша Михалоглу выдал свою дочь Мухсине-хатун за Ибрагима-пашу Паргалы – личного друга султана Сулеймана, назначенного великим визирем (теория о том, что Ибрагим женился на сестре султана признана ошибочной).
Ахмед Михалоглу, живший в середине 16-го века в правление султана Сулеймана, по всей вероятности, был последним из членов своей семьи, кто владел влиятельным званием командира акынджи. Но после этого семья начала приходить в упадок, а представители старой османской аристократии начали постепенно заменяться новобранцами из числа новой элиты, взятой в рамках системы девширме из христианских семей.
Вместе с тем, потомки Михаила Безбородого были слишком многочисленны, чтобы просто так исчезнуть. По сей день они живут в Болгарии, а также в Турции в районе Бурсы и Амасьи. Причем, окрестности первого из указанных городов являются их исторической родиной.
Кроме этого, меч Михаила является важной реликвией, которая сохранилась по сей день. Она считается самым старым из османских артефактов.