В наши дни отраженные на картах заблуждения географов прошлого, – а особенно охотно их смелые домыслы и вдохновенные выдумки, – часто принимаются за тщательно скрываемую «правду». Удивляет лишь фиксация на изображённой Меркатором Арктиде. «Призрачных» островов было много. Особенно в Атлантике.
И сразу, чтобы не тянуть, – причина веры людей в существование островов на запад от Португалии и Ирландии известна. Это логика и опыт. Если на восток в море то и дело попадаются острова, логично ожидать, что земля будет и на западе. Причём, недалеко. Опыт плаваний в средние века ограничивался прибрежной зоной и внутренними морями. Представления об «океанах» ещё не сформировались. Соответственно, экипажи каравелл Колубма, – да и сам он, кстати, – были глубоко потрясены, когда дни плавания стали складываться в недели, но на горизонт оставался чист. Колумб примерно (и ошибочно) представлял себе расстояние до Китая, однако, к тому что по пути вообще не окажется земли, жизнь его не готовила… Ведь на картах-то острова были!
Речь об Антилии и Ройлло. Но ими перечень не исчерпывался. Просто, прочие призраки располагались далеко на север от маршрута. Там, примерно на широте Бретани должны были находиться небольшие острова Майда и Бразил. На северо-запад от них, на полпути между Азорами и Исландией, располагался ещё один остров, уже крупный, с Сицилию. Эта земля именовалась островом Демонов, Сатаназесом или Фрисландом. Западнее Фрисланда маячил островок Сайя. Севернее же, между ним и Исландией, – остров Бусс.
Не весь комплект наличествовал на каждой карте, – но потому-то в XV столетии и принято было брать с собой в плавание несколько карт… Однако, может возникнуть вопрос, – если сам факт существования островов тогда обосновывался логически, то откуда было известно их расположение? Пусть и примерно, о размере острова, направлении и длительности (в днях пути) плавания до него, могли сообщить только люди Атлантику пересекавшие, тогда как до Колумба… Стоп. Здесь происходит когнитивное искажение. Если викинги первыми, – севером, короткими перебежками, Атлантику пересекли, если Колумб первым решился пересечь океан не выбирая места, это не значит, что до них на запад от берегов Европы вообще не плавали. Азорские острова, находящиеся достаточно далеко в океане, посещали ещё пуны, потом норманны, а уже в XIII веке последний раз для контроля открыли (видимо) французские мореплаватели. То есть в Атлантический океан как таковой все кому надо бороздили, причём не считая это чем-то особенным, чуть не с начала времён.
...Наследие Карфагена не было сохранено римлянами, так что Атлантику пришлось исследовать заново, и первыми, кто этим занялся, оказались ирландцы. Им – это точно – удалось достигнуть Исландии, и возможно (хоть и вряд ли) Америки. Однако, на картах, тогда существовавших, конечно, только в виде описаний пути, причём устных, появилось и много земель вымышленных. В частности, Бразил, это, наверняка, ирландский О’Бразил – Яблоневый остров, он же Авалон, он же Тир-на-Ног, Страна Юности, он же Сид, – вечно скрытый туманах, благодатный, цветущий, и хоть и не делающий жителей бессмертными, но погружающий всех ступивших на его берега в заводь на реке времени. Остальные призрачные земли, в принципе, могут быть им же, – просто картографы толковали рассказы мореходов не одинаково. Но совершенно не обязательно. Сами ирландцы не сомневались в реальности этой земли, – откуда в Ирландию последовательно прибыли фоморы, дану и их предки, – даже после принятия христианства, когда Бразил стал Землёй Святого Брендона. Однако, отнюдь не считали её единственной сушей на запад.
В легендарном путешествии Майль-Дуйна упоминаются, например, помимо острова Яблок, оказавшегося, впрочем, окружённым не только туманом, но и не дающими подойти к берегу скалами, остров Муравьёв, населённый гигантскими насекомыми, и остров Хищных Лошадей. Удалось герою посетить остров с уходящей в облака меловой башней, окружённой покинутыми домами, призрачный остров с бронзовым замком, стеклянным мостом и заколдованной принцессой, остров с водяной аркой, остров амазонок, истосковавшихся по мужскому вниманию. И остров Хмельных Ягод… Наконец, стало меняться и само море, сначала ставшее гладким и прозрачным, как зелёное стекло, а потом превратившееся в подобие облака. Обшитая кожами лодка день за днём шла – будто парила – над затонувшими остовами, впереди же из пучины волн вырастал серебряный столп, с теряющейся в вышине вершины которого опускалась серебряная сеть… Короче, тут даже Майль-Дун догадался, что не стоило есть те ягоды, и как только путешественников отпустило, они повернули к родным берегам.
Примерно то же происходило и с картографами. В XVI веке их тоже отпустило. Но не совсем. Просто, все острова-призраки слились в один, – Фрисланд или Остров Демонов, хотя названия продолжали использоваться разные. Постепенно уменьшаясь от карты к карте, эта земля уходила на запад, – к Ньюфандленду. Однако, упорно не исчезала, потому что чёрные скалы за белой полосой прибоя в Атлантике часто видели… Ну, в те времена экипажи кораблей работали на роме, так что тут всё предсказуемо.
Остров Бусс был открыт в 1578 году, потерян, снова открыт и исследован в 1671, опять «потерян» и, когда уже ясно слало что вопрос над закрывать наглухо, в 1745 году официально признан «затонувшим в результате извержения».