Всем привет! 25 июня Архангельский трамвай отметил бы 109 лет. Традиционно ко дню рождения трамвая в Архангельске я публикую статью в память об этом народном транспорте.
Сегодня решил показать, что осталось от трамвайной инфраструктуры за прошедшие 21 год после закрытия трамвайного движения.
Конечно за такой большой срок в Архангельске уже нигде не осталось трамвайных путей: их подчистую вырвали практически сразу. Кое-где пути оставались в асфальтовых пересечениях: но и здесь после ремонта дорожного покрытия покрытия нечего не осталось. Но о том, что в городе когда-то бы трамвай напоминают здания, мосты и торчащие из земли остатки деревянных шпал.
А начнем с трамвайного депо. Оно было построено в 1915 году на окраине города - "Загородном квартале на Быку" - сейчас это район пересечения Ленинградского проспекта и улицы Ильинской. Трудно представить, что вплоть до 1967 года из ворот этого парка выходили трамвайные вагоны на все маршруты города. После постройки нового парка на улице Кехотской здесь на территории старого парка расположились вагоноремонтные мастерские. Они прекратили свою деятельность в 2003 году, затем территория была продана.
Сейчас в этом здании расположился мебельный гипермаркет "Депо", который занимает не только центральное здание, но рядом находящиеся бывшие цеха. А на месте бывшего веера путей организована большая площадка не только с автомобильной парковкой, но и с лавочками и фонарями "под старину".
Еще одно здание, которое сохранилось с момента пуска трамвайного движения - тяговая подстанция № 1 на углу улицы Суворова и проспекта Ломоносова. Здание построено в 1914 году. Интересно, что тяговая подстанция - яркий образец небольшого промышленного здания, выполненного в формах функциональной архитектуры с чертами модерна. Состоит из двух частей: одноэтажной северной и двухэтажной южной. Подстанция использовалась по своему назначению до 2003 года. Памятник архитектуры, находится в очень плачевном, аварийном состоянии.
У здания бывшего Трамвайного управления, которое расположено по адресу улица Урицкого, 10 гораздо более долгая история. Оно построено в 1850 году по проекту архитектора Г. К. Иванова, как флигель жилой. Здание входило в состав архиерейского комплекса. Во время Первой мировой войны в этом здании располагался хоспис.
В советское время в здании располагалось трамвайное управление. На первом этаже была диспетчерская, где отмечались и отдыхали водители 1, 2 и 5-ого маршрутов. Рядом со зданием было два пути, где трамвайные вагоны отстаивались в ожидании своего времени отправления. Трамвайная диспетчерская выехала из этого здания на рубеже 2003-2004 годов. Сейчас в нем располагаются магазины, службы быта и т.п. Кстати, то же памятник архитектуры.
Еще одно здание, которое дошло до наших дней в неплохом состоянии - тяговая подстанция № 3 на углу Ленинградского проспекта и улицы Дачной. Здание было построено в 1934 году при продлении трамвайной линии на юг. Выполнено из красного кирпича. По назначению использовалось до 2004 года. В последствии здание было отремонтировано, обшито фальшпанелями. Сейчас в нем расположился магазин ритуальных услуг.
Еще одна тяговая подстанция расположилась на перекрестке проспекта Ломоносова и улицы Выучейского. Была построена в 1940 году и работала вплоть до закрытия трамвайного движения в 2004 году. В последствии здание было отремонтировано и в нем разместилась аптека.
Здание тяговой подстанции № 6 - типичный образец позднесоветской промышленной архитектуры. Здание построено в 1977 году и предназначалась для обслуживания троллейбусных линий на улицах Энгельса и набережной, попутно давая ток и на трамвайную линию по проспекту Павлина Виноградова. Использовалась до 2008 года. Сейчас не эксплуатируется.
Трамвайную линию на Сульфат начинали строить еще в довоенное время. В итоге она была введена в эксплуатацию в 1946 году. Через речку Соломбалку был построен деревянный мост. Уже гораздо позднее он был заменен на железобетонный. Несмотря на то, что линия была однопутная на мосту было уложено два пути - видимо с прицелом на будущее - из генплана в генплан перетекала идея строительство второго пути на Сульфат. Линия 4-ого маршрута закрыта в 2002 году. А мост так и остался неудел и используется только редкими автомобилистами.
Интересно, мосты с трамвайными путями сохранились вдоль бывшей трамвайной линии в Маймаксу. Первый мост - через речку Соломбалку на Маймаксанском шоссе в районе Затона, а второй мост с двумя путями - через речку Повракулку в районе Гидролизного завода. Второй путь видимо был уложен так же с перспективой на будущее. При этом линия на 25-ый лесозавод была закрыта в 1971 году, а на Гидролизный завод - в 1976 году. Грубо говоря трамвайные рельсы здесь лежат без дела более 50 лет. При последнем ремонте дороги рельсы закатали под асфальт.
Уникальность трамвайной линии на Сульфат в том, что часть ее трассы проходила через сельскохозяйственные поля и луга. Сейчас на месте бывшей трамвайной насыпи обустроена гравийная дорога из которой то и дело виднеются остатки шпал от трамвайной линии.
Еще один мост так же остатками трамвайной линии проложен через речку Соломбалку на Никольском проспекте. Движение трамваев здесь прекратилось еще в 2002 году. При последнем ремонте дорожного покрытия остатки линии закатали под асфальт.
Ну и конечно же на последок нужно сказать о единственном сохранившимся в Архангельске трамвайном вагоне - КТМ-1. Вагон был построен в 1957 году. Работал под № 58 в составе поезда с прицепным вагоном КТП-1. Трудился на маршрутах до 1975 года. Позднее стал использоваться как маневровый. В 1978 году получил новый № 8. Использовался в трамвайном депо в качестве служебного маневрового вагона до 2004 года, после чего был передан на баланс Архангельского краеведческого музея. В 2004-2012 годах был выставлен во дворе музейного комплекса "Гостинный двор". С 2012 года проходит реставрацию на судоремонтном заводе "Красная кузница". В 2020 году реставрация была закончена. Идет поиск места для размещения вагона на территории города.
Конечно, это далеко не все места, где сохранились остатки от трамвайной инфраструктуры. Уверен, что знатоки найдут еще не одно подобное место.
На сегодня все!
Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о трамвайном движении в Архангельске: