Найти тему
Транспортная планета

Маршрутами архангельского трамвая. Маршрут № 2 от 2-ого лесозавода до улицы Выучейского

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Сегодня, 25 июня (12 июня по старому стилю) архангельский трамвай отметил бы 108 день рождения. Традиционно в этот день я публикую какую-либо статью в память о архангельском трамвае. Сегодня "прокатимся" по 2-ому маршруту от Лесозавода № 2 до улицы Выучейского. В этом нам помогут старые фотографии с сайта "Старый Архангельск".

Второй маршрут начинал свой путь на самой южной конечной города - "Лесозавод № 2". Однопутное кольцо располагалось среди деревьев недалеко от проходной завода.

кольцо "Лесозавод № 2" , 1994 г., СМЕ из вагонов РВЗ-6М2, маршрут № 2, автор фото Ааре Оландер, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4271:konechnaya-2-go-marshruta&catid=97&Itemid=105
кольцо "Лесозавод № 2" , 1994 г., СМЕ из вагонов РВЗ-6М2, маршрут № 2, автор фото Ааре Оландер, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4271:konechnaya-2-go-marshruta&catid=97&Itemid=105

Трамвай преодолев небольшую зеленую трассу выходил на обочину Ленинградского проспекта. С обоих сторон проспекта двухэтажные деревянные многоквартирные дома.

1966 г., Ленинградский просп., поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1, маршрут № 2, автор фото Владимир Усачев, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6697:vid-na-prospekt-s-kryshi-doma-leningradskij-350-1966-god&catid=97&Itemid=105
1966 г., Ленинградский просп., поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1, маршрут № 2, автор фото Владимир Усачев, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6697:vid-na-prospekt-s-kryshi-doma-leningradskij-350-1966-god&catid=97&Itemid=105

На пересечении с улицей Революции расположился Дом торговли на Фактории - в 1980-е годы одно из главных мест, где можно было приобрести дефицитные товары.

Ленинградский просп., СМЕ из вагонов РВЗ-6М2, маршрут № 2, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4286:dom-torgovli&catid=97&Itemid=105
Ленинградский просп., СМЕ из вагонов РВЗ-6М2, маршрут № 2, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4286:dom-torgovli&catid=97&Itemid=105

На пересечении с улицей Никитова располагалось трамвайное кольцо, где разворачивались вагоны для постановки в график.

1994 г., Ленинградский просп., вагон ЛВС-86Т, маршрут № 2, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4708:varavino&catid=97&Itemid=105
1994 г., Ленинградский просп., вагон ЛВС-86Т, маршрут № 2, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4708:varavino&catid=97&Itemid=105

Преодолев многоэтажки Варавино трамвай стремится к Краснофлотскому мосту.

Ленинградский просп., поезд из вагонов КТМ-2 и КТП-2, маршрут № 2, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4441:tramvaj-na-leningradskom-prospekte&catid=97&Itemid=105
Ленинградский просп., поезд из вагонов КТМ-2 и КТП-2, маршрут № 2, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4441:tramvaj-na-leningradskom-prospekte&catid=97&Itemid=105

Участок трамвайной линии от Лесозавода № 3 до Лесозавода № 2 был открыт в 1932 году.

Проехав под Краснофлотским мостом, преодолев поселок Лесозавода № 3 и нырнув под эстакаду этого же завода трамвай проходит вдоль промзоны. Далее будут новостройки Майской горки, частный сектор вдоль Ленинградского проспекта.

В районе современной улицы Ильинской располагался трамвайный парк из которого летом 1916-ого вышли первые трамваи. После постройки нового парка на улице Кехотской старый трамвайный парк был преобразован в ремонтные мастерские.

Участок трамвайной линии между Лесозаводом № 3 и трамвайным парком построен в 1919 году.

Старый трамвайный парк, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4863:tramvajnyj-park&catid=97&Itemid=105
Старый трамвайный парк, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4863:tramvajnyj-park&catid=97&Itemid=105

Ленинградский проспект и проспект Ломоносова разделяет железнодорожный путепровод под которым проходила трамвайная линия.

Ленинградский просп., поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1, маршрут № 2, источник:  https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4077:puteprovod-nad-leningradskim&catid=97&Itemid=105
Ленинградский просп., поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1, маршрут № 2, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4077:puteprovod-nad-leningradskim&catid=97&Itemid=105

Далее трамвай проходит по центру проезжей части проспекта Ломоносова. Местная застройка - кирпичные 5-и этажные дома.

1984 г., просп. Ломоносова, экскурсионный вагон Х, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5643:otrestavrirovannyj-tramvaj-na-ulitsakh-goroda-1984-god&catid=97&Itemid=105
1984 г., просп. Ломоносова, экскурсионный вагон Х, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5643:otrestavrirovannyj-tramvaj-na-ulitsakh-goroda-1984-god&catid=97&Itemid=105

После пересечения с улицей Урицкого однопутная трамвайная линия возвращается на обочину и идет вдоль проспекта. Кроме 2-ого маршрута здесь следовали трамваи 1-ого и 5-ого маршрутов.

просп. Ломоносова, СМЕ из вагонов РВЗ-6М2, остановка "Улица Северодвинская", источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5581:ostanovka-ulitsa-severodvinskaya&catid=97&Itemid=105
просп. Ломоносова, СМЕ из вагонов РВЗ-6М2, остановка "Улица Северодвинская", источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5581:ostanovka-ulitsa-severodvinskaya&catid=97&Itemid=105

На перекрестке с улицей Выучейского трамвай поворачивал на нее. Долгие десятилетия эта улица не имела проезжей части и представляла из себя вечную жижу.

перекресток проспекта Ломоносова и ул. Выучейского, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6118:povorot-tramvaya-s-lomonosova-na-vyuchejskogo&catid=97&Itemid=105
перекресток проспекта Ломоносова и ул. Выучейского, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6118:povorot-tramvaya-s-lomonosova-na-vyuchejskogo&catid=97&Itemid=105

Свой путь 2-ой маршрут заканчивал на остановке у Центрального рынка на пересечении улицы Выучейского и набережной. На заднем плане виден шикарный образец деревянной архитектуры - дом Беляевского, к сожалению сгорел.

ул. Выучейского, поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7678:ostanovka-naberezhnaya-imeni-lenina&catid=97&Itemid=105
ул. Выучейского, поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1, источник: https://pastar.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7678:ostanovka-naberezhnaya-imeni-lenina&catid=97&Itemid=105

Далее 2-ой маршрут поворачивал на Набережную, затем делал поворот на улицу Урицкого и возвращался на проспект Ломоносова для долгого пути до 2-ого лесозавода. Участок линии от старого трамвайного парка до улицы Выучейского был построен в 1916 году при открытии трамвайного движения в Архангельске.

По части трассы 2-ого маршрута трамваи впервые пошли в 1917 году, когда был организован маршрут между улицей Архиерейской (Урицкого) и трамвайным парком. Но этот маршрут проработал всего пару месяцев. Заново маршрут получивший наименование Южного был запущен в 1919 году на участке от улицы Урицкого до 6-ой версты (Лесозавод № 3), в 1932 году маршрут продлили сначала до Варавино, затем до Лесозавода № 2. В 1959 году Южный маршрут стал оборачиваться через квартал по Петроградскому проспекту (просп. Ломоносова), улице Выучейского, набережной и ул. Урицкого и получил номер № 2. В 2000 году маршрут № 2 был объединён с маршрутом № 5 и продлен до улице Гагарина. По трассе старой "двойки" по будням работал маршрут № 2к. После закрытия трамвайного движения по Троицкому проспекту в мае 2003 года маршрут № 2к был отменен, а № 2 укорочен до улицы Выучейского. В 2004 году маршрут следовал с заездом к трамвайному парку через ул. Октябрят и Касаткой при следовании к улице Выучейского. Отменен 21 июля 2004 года - став последним в истории архангельского трамвая.

В статье использовались фотографии с замечательного сайта "Старый Архангельск"

На сегодня все! Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи о трамвайном движении в Архангельске: