26 июня Архангельскому трамваю исполнилось бы 104 года. Сегодня мы вспомним его историю.
Трамвайное движение в Архангельске планировали пустить еще в конце 19 века. Впервые о необходимости запустить трамвайное движение в Архангельске было озвучено в 1896 году на заседании Городской Думы. Несмотря на необходимость в общественном транспорте - гласные идею создания трамвая отклонили. После этого «трамвайный вопрос» вставал регулярно на заседаниях в Городской Думе. Гласные все никак не решались строить трамвай в Архангельске.
После поездки городского главы Якова Лейцингера в Псков, где трамвайное движение уже существовало было решено строить трамвай в Архангельске.
Трамвайное движение торжественно было открыто 26 (12) июня 1916 года. Первый маршрут связал Общину Красного Креста и улицу Архиерейскую. Линия прошла по Троицкому проспекту и односторонним кольцом по Печорской улице (ул. Выучейского), Петроградскому проспекту (просп. Ломоносова), ул. Архиерейской (ул. Урицкого) и Набережной. Для работы поступили двухосные вагоны с Мытищинского завода.
Для работы трамвая была построена электростанция, а рядом с ней трамвайный парк. Они расположились на окраине города, так называемом загородном квартале "на Быку" - сейчас это район улицы Ильинской.
До революции успели построить трамвайную линию по Никольскому проспекту (до Морского собора) в Соломбале. Туда организовывался трамвайный маршрут зимой по льду реки Кузнечихи, летом - по временному мосту. В 1917 году так же был открыт маршрут по служебной линии к трамвайному парку, но проработал он совсем не долго.
Трамвай продолжил свое развитие и в годы гражданской интервенции. В 1918 году продлевается соломбальская линия дальше на север по Никольскому проспекту до Преображенской площади (пл. Терехина). А в 1919 году начинает работать новая трамвайная линия, построенная вдоль Почтового тракта до 6-ой версты (Лесозавод № 3). Все новые линии - однопутные, с разъездами для пропуска встречных вагонов.
После освобождения города от интервентов трамвай Архангельска продолжает развиваться. В 1924 году строится первый постоянный мост через Кухнечиху вместе с трамвайной линией. Так же соломбальская линия продлевается дальше на север до Лесозавода № 14. Но, первый же весенний ледоход снес мост не оставив от него и следа.
Активному развитию трамвая мешало малое количество вагонов. В 1922 году в Архангельск поступили вагоны Ф, ранее использовавшиеся в Москве.
В 1927 году начала работу, построенная в 1923 году однопутная трамвайная линия вокруг квартала по улице Суворова, Петроградскому проспекту, улице Комсомольской и проспекту Павлина Виноградова, сюда продлен городской маршрут.
В 1929 году соломбальская линия продлевается до Лесозавода № 25. В 1930 году город получает вагоны бывшего употребления МФ (моторные) и ПФ (прицепные) - теперь уже из Ленинграда.
в 1932 году продлевается южная трамвайная линия, сначала до деревни Варавино, а к концу года - до Лесозавода № 2. В 1933 году северная линия продлевается до Лесозавода № 26. В 1932 году город получил партию моторных вагонов Х и прицепных вагонов М, уже новых, а не "поношенных".
В 1935 году северная линия продлевается до самой крайней "северной" точки в мире - порта Экономия. Трамвайная сеть достигла своего "апогея"- на 3-х маршрутах можно доехать от Экономии до Лесозавода № 2.
Во время Великой Отечественной войны трамвайное хозяйство страдало от артобстрелов: были повреждены контактная сеть, трамвайные пути, вагоны. Из-за нехватки запчастей, вагонов и обслуживающего персонала выпуск вагонов на маршруты сокращался. Ряд остановок были отменены.
С началом войны северный трамвайный маршрут укоротили до Лесозавода № 26. Линию на порт Экономия разберут в 1945 году.
В 1946 году открывается однопутная линия до Соломбальского ЦБК, линию начали строить еще до войны.
В 1951 году поступила партия использованных вагонов из Москвы: моторных Ф, КМ и прицепных КП. Списаны вагоны, открывавшие движение в 1916 году.
В 1953 году продлена сульфатская трамвайная линия от СЦБК до самого поселка.
В 1956 году открыт новый железобетонный мост через Кузнечиху, связавший центр города и Соломбалу. Для работы линии по новому мосту построена однопутная линия по Петроградскому проспекту (проспект Ломоносова), Госпитальной улице (улице Гагарина), проспекту Павлина Виноградова. Центральный маршрут продлен до улицы Гагарина, сюда же продлены соломбальские маршруты.
В 1959 году построена уже двухпутная линия по улице Валявкина. До новой конечной у завода "Красная Кузница" продлен Центральный маршрут, сульфатский и маймаксанский маршруты укорочены так же до "Красной Кузницы". Появление общего участка вынудило дать нумерацию маршрутам. Центральный маршрут - № 1 (ул. Урицкого - СРЗ "Красная кузница"), южный маршрут - № 2 (ул. Выучейского - Лесозавод № 2), северный маршрут - № 3 (Лесозавод № 26 - СРЗ "Красная кузница") и сульфатский маршрут - № 4 (поселок СЦБК - СРЗ "Красная кузница").
В 1960-м открывается маршрут № 5 от улицы Урицкого по проспекту Павлина Виноградова до Госпитальной улицы.
В 1953-1960 годах в Архангельск поступали вагоны КТМ-1 и КТП-1. А в 1961-1968 годах - трамвайные вагоны КТМ-2 и КТП-2.
В 1967 году трамвайный парк получает 13 вагонов ЛМ-57.
В 1967 году 4-ый маршрут продлевается по улицам Кировской и Химиков в глубь поселка.
В том же году открывается новый трамвайный парк с однопутной трамвайной линией по улице Кехотской (ул. Касаткиной). В старом парке разместились вагоно-ремонтные мастерские.
В 1966 году году полностью перестроена в двухпутную трамвайная линия по Ленинградскому проспекту, что позволило сократить интервал с 6 до 2 минут на 2-ом маршруте.
В 1969 году город избавился от последних "деревянных" вагонов. В 1970 -1975 годах поступила партия из 56 вагонов ЛМ-68, а в 1975-ом - 15 вагонов ЛМ-68М.
В 1972 году закрывается участок 3-его маршрута от Лесозавода № 26 до Гидролизного завода, в 1976-ом - участок от Гидролизного завода до улицы Баумана.
В 1978 году выведены из эксплуатации вагоны КТМ-1 и КТП-1, в 1980-ом - вагоны КТМ-2 и КТП-2, в 1983-ем - ЛМ-57. В 1977-1987 годах в Архангельск поступают вагоны РВЗ-6М2, всего 110 шт.
В 1987 году построена однопутная трамвайная линия по улице Октябрят, до которой продлен 1-ый маршрут. в 1988-ом году маршрут № 1 вернули на улицу Урицкого, до улицы Октябрят продлили маршрут № 5, но не надолго в 1990-ом его вернут обратно на улицу Урицкого.
В 1988 году открыта последняя трамвайная линия по улице Химиков. Трамвайный маршрут № 4 продлен до улицы Малиновского.
В 1992-1996 годах маршрут № 5 продлевали снова до улицы Октябрят.
В 1993 году в Архангельск поступило 5 двухсекционных вагонов ЛВС-86Т, оборудованных ТИСУ. Из-за проблем с электроникой и запасными частями до 2000 года доработал только 1 вагон.
В 1995-году в город поступило 20 вагонов ЛМ-93.
В 2000 году была пересмотрена маршрутная сеть трамвая в центре и на юге города. Маршруты № 2 и 5 - объединяются в единый № 2 по трассе Лесозавод № 2 - улица Гагарина. Организуется маршрут № 2к по трассе старой "двойки" от Лесозавода № 2 до улицы Выучейского с режимом работы по будням в "часы пик".
В связи с аварийным состоянием Кузнечевского моста с мая 2002 года по нему осуществляются только "нулевые" рейсы. Маршрут № 1 укорачивается до улицы Гагарина (вместо СРЗ "Красная Кузница) с режимом работы только по будням.
С 1 октября 2002 года прекратили работу соломбальские маршруты № 3 и 4.
В мае 2003 года закрыто движение на центральном проспекте города - Троицком. Маршрут № 2 укорочен до улицы Выучейского, № 1 и 2к - отменены. Часть линии разобрана. Трамваю вменялась дороговизна содержания, убыточность, износ асфальта и создание "пробок" в центре.
В 2004 году маршрут № 2 следовал с заездом к трамвайному парку по улице Октябрят и Касаткиной при следовании к центру.
Трамвайное движение в Архангельске остановилось 21 июля 2004 года из-за долгов за электричество, как оказалось навсегда. Окончательной официальной датой закрытия трамвая в столице Поморья является 8 сентября 2004 года.
В течении осени 2004 года трамвайные пути на Ленинградском проспекте были разобраны, вагоны сожжены в феврале 2005-ого.
На территории трамвайного парка сейчас построен строительный гипермаркет "Леруа Мерлен", в цехах самого первого трамвайного парка на улице Ильинской разместился мебельный магазин "Депо" (спасибо владельцам, что сохранили здание). В городе сохранился один единственный трамвайный вагон КТМ-1 1957 года - сейчас он проходит реставрацию на заводе "Красная кузница".
Архангельск - стал одним из первых городов лишившихся трамвая, а позже и троллейбуса. Городские власти угробили вполне стабильно работающую систему с большим пассажиропотоком. Трамвайная линия на Ленинградском проспекте - пример идеальной обособленной трамвайной линии.
Трамваи и троллейбусы в городе сменили толпы маловместительных ПАЗов. Большая часть автобусных маршрутов организованы по трассе длинной "двойки" с Ленинградского с на Троицкий проспекты (как минимум 4 маршрута). При попытке сменить малые автобусы на более приличные большого (или на худой конец среднего) класса власти натыкаются на нежелание перевозчиков.
Фотографии взяты с замечательного сайта "Старый Архангельск".
Спасибо за внимание!