Найти в Дзене

"Эдем": кислотная короткометражка о вреде наркотиков с библейскими отсылками

Оглавление

В феврале 2025 года я сходил в кино на фильм "Пророк. История Александра Пушкина". Лента оставила после себя приятное впечатление, поэтому захотелось познакомиться с творчеством режиссера проекта. Им выступал молодой кинематографист Феликс Умаров. Ему 30 лет, а в его официальной фильмографии всего 3 проекта.

Следом за "Пророком" посмотрел более ранний сериал режиссера "Домашнее поле". По моему мнению, он оказался уже не таким удачным. В итоге захотелось завершить знакомство с Умаровым, посмотрев его первую работу - короткометражку "Эдем". Ниже поделюсь своими впечатлениями от нее.

Коротко о сюжете

В центре сюжета влюбленная пара, которая отрывается на танцполе в ночном клубе. В порыве страсти и молодой энергии каждый из них принимает некое вещество, которое расширяет границы сознания и отправляет в подобие библейского Эдема.

Чего-то большего о сюжете сказать не выйдет, потому что основу ленты составляют не события и диалоги (их тут вообще нет), а визуальные метафоры.

Актеры и персонажи

Пару влюбленных играют Анастасия Щеглова ("Абрек", 2022) и Игорь Бычков ("Естественный отбор", 2020-2022). Изготовителя опасного веществ сыграл Федор Гамалея ("Бизон: Дело манекенщицы", 2023), а распространителя Елена Идигешева. Экранного времени у актеров было не так много. Сама короткометражка идет всего 7 минут. Но стоит отметить, что образы, которые они воплотили, удались. Влюбленная пара дала энергии, страсти, и отчаяния, а изготовитель и распространитель вещества выглядели опасно и самоуверенно.

Впечатления от просмотра

Центральная идея метра напрямую связана с библейскими сюжетами. Вещество (запретный плод) погружает влюбленную пару (Адам и Ева) в мир удовольствий (грех), но финал истории остается трагичным (изгнание из Эдема). Вещество им предлагает распространитель (змей), а изготовитель (видимо, бог) создает его, чтобы испытать людей. Идейная основа будет вполне понятна всем, кто хоть немного знаком с библейскими историями о сотворении мира. Однако главная фишка тут не в идее (она проста), а в реализации.

Кадр из короткометражки "Эдем", 2019
Кадр из короткометражки "Эдем", 2019

"Эдем" - короткометражка с ярким, даже кислотным клиповым монтажом. Сразу виден опыт прошлых коммерческих съемок Феликса Умарова. Кадры сменяют друг друга с поразительной скоростью. Кажется, что самый большой статичный эпизод тут длится максимум 5 секунд. В остальном нарезка такая плотная, что не всегда даже успеваешь понять, что происходит на экране. Короткий метр не дает выдохнуть. Он напалмом вываливает кучу различных образов и визуальных решений.

При этом видны прямые референсы в сторону больших режиссеров. В первую очередь, Гаспару Ноэ и его "Экстазу". Короткий метр буквально признается в любви французскому галлюциногенному фильму про наркоманов с печальным исходом. И даже концептуально "Эдем" все о том же. Во вторую очередь, Ларсу фону Триеру с его параллельным монтажом. Эту фишку, которую можно было увидеть в его "Нимфоманке", когда люди ассоциируются с животными и их поведением. Перекладывание одного образа на другой. В этом коротком метре это змея и мышка - хищник и жертва - распространитель и потребитель.

Кадр из короткометражки "Эдем", 2019
Кадр из короткометражки "Эдем", 2019

В целом, как первая режиссерская работа "Эдем" выглядит очень даже хорошо. Заимствования выглядят не нагло, а их применение вполне уместно в рамках короткого метра. Это лента с большим количеством метафор, образности и двойных смыслов. Она может понравиться тем, кто любит эстетику и визуальные детали. По большому счету это большой музыкальный клип с некой сюжетной наполненностью, моралью в лоб и резким монтажом.

Если вам понравился этот материал и вы хотите видеть больше подобного в вашей ленте, то поддержите канал лайком и подпиской.

Также рекомендую к прочтению: