Найти в Дзене

"Пророк. История Александра Пушкина": каким получился фильм и почему его ругают?

Оглавление

"Пророк. История Александра Пушкина" - новая экранизация биографии знаменитого русского поэта, снятая молодым поколением. Лента вопреки всем представлениям не является исторической драмой о жизни выдающегося деятеля литературы. Это живой и драйвовый фильм с элементами мюзикла, который изобилует яркими сценами и отличается высоким визуальным стилем. Однако далеко не всем пришлась такая трактовка жизни Пушкина по душе. В статье ниже расскажу о чем фильм, чем он меня зацепил и попытаюсь разобраться, почему его не все тепло приняли. Погнали!

Коротко о сюжете

В сюжетном плане никто ничего нового для себя не откроет. Эта самая простая история жизни Александра Пушкина, которую все знают еще со школы. В фильме показаны молодые годы в лицее, юношеские бурные гулянки в Петербурге, ссылки на Юг и в Михайловское, дерзость к власть имущим, восстание декабристов, любовная линия с Натальей Гончаровой и смертельная дуэль. Думаю, подобное описание точно не станет спойлером для тех, кто еще не посмотрел фильм. К тому же, сама лента не хочет удивить сюжетом. Ее главные достоинства в другом.

Кто снимается в фильме?

В главной роли тут оскаровский номинант Юра Борисов. Он исполнил роль того самого Александра Пушкина. Изначально мне этот каст казался сомнительным. Актер мне импонирует, но вот в образе поэта 19-го века я его никак не мог себе представить. После просмотра фильма могу сказать, что Борисов хорош в образе знаменитого поэта. По крайней мере лично для меня.

Ему удалось воплотить осовремененный образ известного литератора. Он тут не архаичный персонаж из истории, а живой, даже рок-н-рольный герой, за жизнью которого становится интересно смотреть. Острый на язык, любитель выпить и покутить с дамами, горячо чувствующий, гениальный в своем деле - вот таким Юра Борисов показал Александра Пушкина.

На вторых ролях тут не менее заметные актеры, которые отлично справились со своей задачей. Среди них особенно хочется отметить Аню Чиповскую и Сергея Гилева. Оба актера исполняют роли персонажей, которые прямым образом влияют на жизнь Пушкина и его развитие как драматического героя.

-2

Аня Чиповская сыграла графиню Елизавету Воронцову, с которой молодой поэт крутил роман в южной ссылке. Именно она показала ему путь из государственной службы в писатели и поэты. Химия между персонажами чувствовалась в каждом кадре, а это заслуга актеров.

-3

Сергей Гилев сыграл Александра Бенкендорфа. Это был видный политический и государственный деятель, который стоял у истоков Корпуса жандармов. В рамках фильма он выступал противовесом для свободолюбивого и красноречивого поэта. Каждое их взаимодействие это буквально схватка "льда и пламя". В этом образе Сергей Гилев смотрелся очень внушительно.

Кто снимал фильм?

С этим вопросом важно разобраться для того, чтобы понять особенности фильма. Режиссером ленты выступил Феликс Умаров. Если вы раньше ничего о нем не слышали, то это нормально. Парню всего 30 лет, и фильм "Пророк. История Александра Пушкина" для него является дебютом в мире большого кино. До этого он снял сериал "Домашнее поле" 2022 года и короткометражку "Эдем" 2019 года. На этом его фильмография на текущий момент заканчивается. Однако это не значит, что режиссер не имел другого опыта в съемках.

-4

В послужном списке Феликса Умарова числятся десятки рекламных роликов для крупных компаний (от Adidas до Chanel), а также музыкальные клипы для исполнителей рэпа и хип-хопа. Именно этот опыт он и перенес в свой фильм, который буквально разделил зрителей на два лагеря. Одни поют фильмы оды, другие же "посылают проклятия". Почему так произошло?

За что ругают фильм?

Мне кажется, что фильм получает критику преимущественно от тех людей, которые не готовы видеть классическую историю в современной обложке. Простые зрители и профессиональные журналисты ругают картину за следующие аспекты:

  • мало сюжета,
  • персонажи не раскрыты;
  • стихи исполняются в стилистике рэпа.

Личное мнение о фильме

Как мне кажется, все эти аспекты критики сугубо субъективные. Пройдусь по каждому из пунктов.

  • "Мало сюжета". А что еще нужно рассказать про биографию Пушкина, чего не знает каждый школьник? Разве фильмы сильны только за счет сюжета? Кто решил, что нужно углубляться в каждое событие, чтобы фильм получился хорошим? Я согласен, что сюжет прост. Да, фильм галопом скачет от события к событию, пытаясь уместить в себя все важные вехи биографии поэта. Но сюжета тут ровно столько, сколько нужно. А многие недостающие в разговорах элементы как раз передаются за счет визуальных и эмоциональных сцен. Сюжет и так всем заранее известен. Фишка фильма совсем в другом.
  • "Персонажи не раскрыты". Мне кажется, что персонажей раскрыли с той стороны, с которой хотели. Фильм при всей своей историчности совсем неисторический. Он использует образы, а не конкретные судьбы. Для раскрытия характера героев используются песни и визуальные элементы. Это для ценителей мюзиклов, а не разговорных драм.
  • "Стихи исполняются в стилистике рэпа". Тут чистейшая субъективщина. Мне как раз эти моменты понравились. Как человек, относящий себя к современному поколению, могу сказать, что мне близок и приятен этот стиль повествования. Феликс Умаров на то и был выбран продюсерами, чтобы показать такой взгляд на историю знаменитого поэта. Если бы хотели сделать классическую душную экранизацию позвали бы совсем других режиссеров. Тут же решились на эксперимент. И лично на мой вкус он получился успешным.

Чем фильм выделяться на фоне других биографических фильмов о Пушкине?

Главные достоинства фильма это визуальная эстетика и элементы мюзикла. С самых первых сцен видно, что лента будет невероятно красивой. Санкт-Петербург первой половины 19-го века воссоздан с большим трепетом к деталям. Он эстетичный, масштабный, яркий и живой. Как раз таким мы его себе и представляем, когда читаем произведения заглавного поэта и писателя.

-5

Многие сюжетные детали разрешены за счет элементов мюзикла. Песни являются полноценной частью сюжета, в котором каждая строчка может пролить свет на эмоции, характеры или боли персонажей. Поставлены эти сцены также на высоком уровне. Кажется, что из этого фильма можно совершенно спокойно ставить театральную постановку. И менять в ней даже ничего не придется.

Это фильм для современной аудитории. Для тех, кого не пугает вольная интерпретация истории. Для тех, кто ценит визуальные элементы чуть больше самих сюжетных линий. Лично мне радостно, что такие качественные с визуальной и эстетической точки зрения фильмы появляются в российском кинематографе. Надеюсь, что это веяние сохранится и даст начало новым проектам, которые будут привлекать молодых зрителей в кинотеатры.

Если вам понравился этот материал и вы хотите видеть больше подобного в вашей ленте, то поддержите канал лайком и подпиской. Также ждем ваши предложения по интересующим вас темам!

Для проекта важна Ваша благодарность в виде подписки на мою группу ВК. Спасибо за прочтение!

Также рекомендую к прочтению: