Дымковская игрушка – уникальное явление народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Эта яркая, наивная и невероятно выразительная керамика сохранила многовековые традиции и самобытность. В расписных фигурках – лошадках, оленях, птицах и фигурах людей – отразилась душа русского народа. Эта статья посвящена истории, технике изготовления и художественным особенностям дымковской игрушки.
Считается, что промысел возник в 15-16 веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки. Именно там развивалась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии – от матери к дочери.
Постепенно складывались династии мастериц, каждая из которых имела свой творческий подход. Игрушки изготавливали к местному празднику Свистопляска, который проводился в начале или середине мая. В этот день из слободы Дымково отправлялись лодки, груженые игрушкой, и устраивалась ярмарка, на которой дымковская игрушка была основным товаром.
В начале XX века древний промысел почти угас из-за невостребованности, но его спас Алексей Иванович Деньшин – живописец, театральный художник, а впоследствии – организатор и руководитель цеха дымковской игрушки при Вятском кооперативном товариществе работников изобразительных искусств «Вятский художник». Деньшин не только вернул популярность промыслу, но и открыл его для всего мира. В пятидесятых годах Союз художников взял под опеку оставшихся мастериц, сумел сохранить и приумножить творческий коллектив, а игрушки начали уходить на экспорт в 20 стран мира.
Самый популярный тип дымковской игрушки – свистулька. Они бывают в виде фигурок козликов, оленей, коров, лошадок, конских «двухголовок» и «трехголовок», уточек. Также используются образы всадников и гуляющих кавалеров-модников, одетых по моде XIX века. Наряду со свистульками, в промысле всегда изготавливали и не свистящие фигурки. Среди них много животных: лошадки, козлики, свинки, коровы, гусики и львы, медведи, самоеды на оленях. Одним из самых древних образов являются барыни: городская – нарядная и в шляпке, и крестьянка с кокошником и фартуком. Еще один распространенный образ промысла – птицы.
В музее Дымковской игрушки можно увидеть экспонаты, которым более ста лет. Они кажутся современному зрителю менее аккуратными, но это связано с тем, что мастерицы расписывали фигурки самодельными кистями из палочки и холстинки, а тонкие детали прописывали прутиками из веника или заточенными палочками. Современные мастерицы работают дорогими кистями, которые позволяют создавать тонкие и изящные узоры.
Процесс изготовления дымковской игрушки занимает около месяца и состоит из шести этапов. В слободе Дымково глина добывалась в ямах, а в наши дни предприятие закупает глину на керамическом заводе в Кировской области. В производстве игрушек используется только красная глина.
- Первый этап изготовления игрушки – лепка. Игрушка лепится по частям, элементы «примазываются» друг к другу.
- Второй этап – сушка. Игрушка может сохнуть от трех дней до двух недель, в зависимости от ее размера.
- Третий этап – обжиг. В прошлом обжиг происходил в русских печах, в наше время – в электрических промышленных печах. Игрушка обжигается сутки, самая высокая температура – 867 градусов.
- Четвертый этап – побелка. Раньше игрушки белили мелом, наведенным на молоке, а сейчас игрушки покрываются интерьерной белой краской.
- Пятый этап – роспись. Мастерицы работают темперой с добавлением яичного белка или желтка, как делали в слободе Дымково. Часть мастериц вместо яйца добавляют специальный клей.
- Шестой этап – нанесение потали.
Большая коллекция дымковской игрушки представлена в музее «Дымковская игрушка: история и современность» в Кирове. Экспозиция раскрывает этапы развития дымковского промысла от последней трети XIX века до настоящего времени. Здесь можно увидеть работы мастериц, посетить тематические выставки и мастер-классы по изготовлению игрушки.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, если вам нравятся наши материалы! Еще больше интересных статей о культуре и искусстве на сайте и в группе ВКонтакте.
Похожие статьи, которые могут вас заинтересовать: