Сильный характер помог Тамаре Дегтяревой воплотить в жизнь свою главную мечту — стать актрисой. Однако в личной жизни ей не сопутствовал такой же успех: ни целеустремлённость, ни выдающиеся способности не помогли обрести счастье в любви и познать радость материнства.
Будущая артистка родилась в обычной семье в подмосковном Королёве. В детстве Тамара часто болела, и чтобы хоть как-то отвлечь внучку, бабушка устроила во дворе настоящий кукольный театр, который быстро стал местной достопримечательностью. Именно тогда девочка впервые окунулась в волшебный мир сцены. В школьные годы она с увлечением участвовала в художественной самодеятельности и занималась балетом.
Отец не одобрял мечту дочери о театральной карьере и уговаривал её поступить в престижный технический вуз — «Бауманку». Но вмешался случай: оказавшись в Москве с друзьями, Тамара случайно увидела объявление о прослушиваниях в Щепкинское училище.
Первые попытки оказались неудачными — комиссия посчитала девушку недостаточно зрелой и порекомендовала прийти через год. Однако сдаваться Дегтярева не собиралась: серьёзно подготовившись, она пришла на основные вступительные испытания и с лёгкостью прошла конкурс.
«Меня так задело, что я засела за книги и уже по-настоящему, основательно стала готовиться», — вспоминала актриса.
Так, в 1965 году она получила диплом актрисы, положив начало успешной творческой карьере.
Казалось бы, с такой решимостью ей были по плечу любые цели. Но, увы, личное счастье оказалось недостижимым.
Тамара Дегтярева заслуженно считалась одной из самых выдающихся студенток своего курса. Её яркий талант и самоотдача не остались незамеченными — студентку активно привлекали к участию в студенческих постановках, таких как «Двадцать лет спустя» и «Мещане». А во время работы над спектаклем «Дама и гусары» актриса не только играла роль, но и использовала навыки из своего балетного прошлого, самостоятельно придумывая хореографические сцены.
После окончания училища Тамара начала профессиональную карьеру в Театре юного зрителя под руководством Павла Холмского. Её дебют в роли Джульетты сразу же заявил о ней как о серьезной актрисе. Она также исполняла главную роль в пьесе Галича «Наташа», принимала участие в спектаклях «Убить пересмешника» и «Варшавский набат». Однако спустя пять лет Тамара поняла: ей тесно в рамках прежнего театра, и душа требует новых высот.
Так она оказалась в труппе «Современника» — театра, с которым её имя было связано вплоть до конца жизни. С 1970 года Дегтярева играла на его сцене, лишь изредка сотрудничая с другими театрами. Среди её ярких ролей — образы в постановках «Вечно живые», «Двенадцатая ночь», «Три товарища», «Бесы» и «Время женщин». Последнюю пьесу специально для Тамары Васильевны поставил режиссёр Егор Перегудов. К сожалению, болезнь не позволила актрисе выйти на премьеру, но спустя несколько месяцев она всё же вернулась к репетициям и воплотила образ Евдокии на сцене.
Свою кинематографическую карьеру Тамара Дегтярева начала в 1968 году — и сразу с главной роли в фильме «Встречи на рассвете». Затем последовала работа в картине «Дорога домой», где актрисе досталась эпизодическая роль, но уже в «Нюркиной жизни» она снова оказалась в центре внимания. Несмотря на многообещающий старт, настоящая слава пришла позже.
Настоящим прорывом стала роль Агаты, супруги Ивана Савельева, в культовом телесериале «Вечный зов». Её героиня впервые появилась в шестой серии и сопровождала зрителей до 17-го эпизода. За это яркое воплощение образа Дегтярева была удостоена Государственной премии СССР, а главное — получила признание, закрепив своё имя в истории советского и российского кино.
После успеха предложения от режиссёров поступали одно за другим. В фильме «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» она перевоплотилась в археолога-историка, в «Острове Серафимы» сыграла главную роль, а в «Расписании на послезавтра» предстала в образе учительницы физкультуры. Среди других заметных работ — ключевые роли в картинах «Багряные берега», «Где ваш сын?» и «Свет в окне».
Однако в 1990-е годы творческая активность артистки пошла на спад: кинематограф переживал кризис, и новых значимых ролей было всё меньше. В 2000-х Тамара Васильевна появлялась в основном в телеспектаклях, а из-за проблем со здоровьем ей пришлось значительно сократить работу на сцене.
Согласно одной из версий, Тамара Дегтярева познакомилась с единственным мужчиной, которого по-настоящему любила, ещё в студенческие годы, по другой — судьбоносная встреча произошла уже на сцене «Современника». Им оказался режиссёр Юрий Погребничко — обаятельный, безупречно одетый, остроумный и обходительный. Его галантность, добрые слова и внимание быстро покорили сердце молодой актрисы.
Каждая встреча с Юрием становилась для Тамары настоящим праздником. И когда он однажды протянул ей две ладони — на одной лежало кольцо, на другой — ключи от квартиры, — девушка не смогла сдержать слёз радости. Она верила: впереди — счастливая семейная жизнь с внимательным, любящим мужчиной. Но всё оказалось далеко не так.
«Если хочу видеть человека, достану, где б он ни был. Я его любила и как мужчину, и как художника. Боготворила. Он сам говорил: „Ты меня придумываешь“», — рассуждала впоследствии Тамара Васильевна.
Всего за неделю до свадьбы поведение Погребничко резко изменилось. Он стал нервным, грубым, вспыльчивым, устраивал сцены по мелочам. Тамара решила, что это просто стресс, связанный с предстоящей церемонией. Увы, после росписи ситуация только ухудшилась. Юрий установил в доме множество абсурдных правил: полотенце должно висеть строго на крайнем крючке, кружка — стоять носиком вправо, потому что «так удачнее». Жить под постоянным давлением становилось всё труднее, и единственным спасением для Дегтяревой оставался театр — туда она уходила, как в убежище, прячась от домашнего деспотизма.
Каждый раз, когда слёзы наворачивались на глаза из-за унижений, Тамара Дегтярева всерьёз задумывалась о разводе. Но Юрий Погребничко умел мастерски раскаиваться — просил прощения с такой искренностью, что актриса, полная надежд, верила: он изменится, станет мягче, перестанет повышать голос. Увы, со временем вспышки гнева лишь усилились, а конфликты переросли в бытовое насилие. Порой малейшая мелочь — не тот чай, прикосновение к его вещам без разрешения — становилась поводом для грубого обращения и даже рукоприкладства.
Со временем Тамара начала опасаться не самого развода, а реакции мужа на возможный разрыв. Он был непредсказуем, и актриса боялась, к чему может привести его вспыльчивость. Но в какой-то момент решимость пересилила страх. После девяти лет мучительного брака Дегтярева оставила супругу записку с сообщением о своём решении и уехала к подруге.
Как выяснилось, её тревоги оказались напрасными: Юрий принял решение спокойно и не стал устраивать сцен.
Позже актриса с горечью говорила:
«Я тогда решила для себя, что больше никогда не выйду замуж. Так и случилось. А он — женился. У него теперь есть дочь».
Сама она, увы, матерью так и не стала.
«Ребенок соединяет на всю жизнь, как некая планета, которая освещает брак, притягивает людей друг к другу», — признавала артистка.
Сделав осознанный выбор в пользу одиночества, Тамара Дегтярева с головой ушла в творчество, которое стало для неё не просто профессией, а смыслом жизни. Однако годы не щадили актрису: здоровье постепенно подводило. Особенно тяжёлым испытанием оказался сахарный диабет. В 2012 году, из-за, казалось бы, незначительной ранки на пальце ноги, начался воспалительный процесс, который быстро перешёл в гангрену — слишком поздно обратились за медицинской помощью.
Сначала врачи были вынуждены ампутировать палец, но этого оказалось недостаточно — потребовалась ампутация стопы. Лишь спустя пять лет, в 2017 году, общественность узнала о тяжёлой ситуации, в которой оказалась легендарная актриса. На помощь пришли соцработники, студенты ВГИКа, коллеги и просто неравнодушные зрители. Команда телепередачи «Идеальный ремонт» переоборудовала квартиру Тамары Васильевны, сделав её максимально комфортной для передвижения в инвалидном кресле.
Несмотря на физические ограничения, Дегтярева не отказывалась от сцены — она продолжала выходить к зрителю в родном «Современнике», иногда даже в кресле-коляске. Театр оставался её отдушиной и смыслом жизни. Но одиночество не отступало, как и болезни. Помимо диабета, в последние годы актриса страдала от тяжёлых сосудистых нарушений.
Тамара Дегтярева ушла из жизни 9 августа 2018 года во сне, на 75-м году жизни.
Актер Николай Иванов, который сыграл ее мужа в сериале «Вечный зов», говорил:
"Тамара Васильевна Дегтярева была моей женой по истории "Вечного зова". У нас были с ней чрезвычайно трогательные отношения в самой истории. Дважды ждала своего Ивана Савельева из заключения. И потом она трагически погибла во время налета бандитов. А то, что касается человеческих качеств... Она человеком была замечательным, очаровательным человеком. Очень хорошая актриса... ".
Также смотрите: