Рассказ о реплике бронедрезины Tatra T 18
Железнодорожный транспорт является весьма специфичной вещью, особенно что касается военной составляющей. Впервые бронепоезда появились в годы Гражданской войны в США. При этом пик их применения пришелся на годы Гражданской войны уже в другой стране - Советской России. Другие страны также строили бронепоезда и бронедрезины, хотя и в меньших объёмах. Применялись они и в годы Второй мировой войны, впрочем, и тут наша страна оказалась впереди планеты всей. Причем не только количественно. По качеству и унификации советские бронепоезда оказались также в лидерах.
Помимо собственных бронепоездов, Красная Армия применяла и трофейные образцы. В том числе и те бронепоезда, что достались ей в ходе Освободительного похода. Так вот, по данным, которые не имеют однозначного документального подтверждения, в числе трофеев оказалась польская бронедрезина Tatra T 18. Это стало основанием для того, чтобы построить реплику такой дрезины. Она уже не раз показывалась на мероприятиях в Санкт-Петербурге, так что есть смысл про нее рассказать. Благо что штука интересная.
История этой бронедрезины начиналась совершенно мирно. В начале 20-х годов чехословацким железным дорогам понадобилась легкая многоцелевая мотодрезина. Изначально ее разработала фирма "Воганка" из Пршибрама. Случилось это в 1923 году, дрезина получилась удачная, одна беда - массово ее Wohanka выпускать не смогла. Этим воспользовалась Tatra, построив в 1924 году свою дрезину - Motorový vozík Tatra T 14. Оснащалась она двухцилиндровым мотором Tatra T 11 объемом 1,05 литра и мощностью 12 лошадиных сил. С 1924 по 1929 годы построили 29 таких дрезин. Это стало только началом. В период с 1936 по 1954 годы было выпущено 560 модернизированных дрезин, причем большинство сдали после Второй мировой войны.
Так вот, на Tatra быстро смекнули, что можно выпускать дрезины не только для мирного использования. Причем инициативу проявил не головной офис Tatra, а дилерский центр в Варшаве. Там получили информацию, что польские военные заинтересованы в некотором количестве бронедрезин, которые предполагалось использовать для сопровождения бронепоездов. 17 февраля 1925 года польским военным был представлен эскизный проект бронедрезины на базе Motorový vozík Tatra T 14. В отличие от исходной машины, он имел два поста управления.
Проект вызывал интерес и одобрение с польской стороны, что привело к его дальнейшему развитию. В течение лета 1925 года на Tatra разработали бронекорпус с башней. Исходно бронекорпус имел сложные, выпуклые формы, по аналогии с броневиком Škoda PA-II, принятым на вооружение незадолго до того. Но дальше всё же от такого технического волюнтаризма отказались, поэтому бронедрезина, получившая обозначение Tatra T 18, получила более рациональный корпус из плоских листов, которые собирались на заклепках, болтах и рейках.
Финальный вариант бронедрезины Tatra T 18 был одобрен польским командованием 5 сентября 1925 года, всего заказали 6 штук. Сдали их в ноябре 1926 года, они получили заводские номера 5545-5550. Кстати, в польской армии они именовались иначе - drezyna pancerna, без заводского индекса. Интересно, что чехословацкие военные дернулись только после исполнения польского заказа. Впрочем, заказ от собственных военных оказался крайне скудным - всего 1 бронедрезина, которая была готова в 1927 году. На этом выпуск Tatra T 18 закончился. Негусто, но для "бедных" 20-х годов уже неплохо.
Отсутствие интереса со стороны чехословацких военных, в принципе, вполне объяснимо. Дело в том, что ничем выдающимся Tatra T 18 не выделялась. По сути это всё та же Motorový vozík Tatra T 14, с примерно таким же мотором (Tatra T 12), только с двумя постами управления и бронекорпусом. Внутри этой граненой банки людей размещалось трое человек - командир, он же пулеметчик, и двое машинистов. По центру корпуса находилась цилиндрическая башня, в которой установили станковой пулемет wz.25 Hotchkiss. Чехи поставили более солидное вооружение - 2 пулемета vz.24 Schwarzlose.
Слабенький мотор (12 лошадиных сил на 3,5 тонны боевой массы) очень быстро стал причиной, почему польская сторона хотела создать свой аналог Tatra T 18. Впрочем, планы по выпуску 9 бронедрезин так и не были реализованы. Более дешевым и практичным вариантом стали дрезины типа R и TK, по сути адаптация Renault FT И TK-3 для езды по железной дороге. Несмотря на все проблемы, устаревшие бронедрезины продолжали активно эксплуатироваться. Штатно к каждому бронепоезду был прикомандирован взвод из двух бронедрезин.
В сентябре 1939 года бронедрезины Tatra были прикомандированы к бронепоездам №15 "Смерть" и №13 "Генерал Соснковский". Минимум 1 дрезина (бронепоезда №13) при этом была уничтожена, 1 (бронепоезда №15) захвачена. Судьба части бронедрезин пока неизвестна, что и послужило основанием для создания макета, являющегося главным героем данного материала. По слухам, требующим подтверждения, минимум одну такую бронедрезину захватили в ходе Освободительного похода и даже позже использовали в Красной Армии.
Если в то, что у нас могли затрофеить такую дрезину, поверить можно, то насчет использования есть очень большие сомнения. Дело в том, что на пути эксплуатации в Советском Союзе встает проблема под названием "колея". В СССР она шире, а у Tatra T 18 очень узенький бронекорпус, не позволяющий "перепрошить" на другую колею просто так. На это, кстати, намекает эксплуатация трофейной бронедрезины в немецкой армии. Минимум одна бронедрезина использовалась в составе бронепоезда Panzerzug 1, причем ей усилили броневую защиту. Так вот, проблема с колеей привела к тому, что служба на советско-германском фронте была ограниченной.
Истинная причина, почему авторы реплики взяли именно эту бронедрезину, лежит в несколько иной плоскости. А именно, скажем так, в "маленькости" Tatra T 18. Это самая маленькая из бронедрезин, которые потенциально могли использоваться в наших краях. Вопрос этот был для создателей реплики крайне острым, поскольку одним из требований стала возможность перевозить ее на обычном автомобильном прицепе. При таких габаритах подобная задача оказалась возможной, хотя и не без нюансов, которые вполне видны вблизи.
Как уже говорилось выше, боевая масса Tatra T 18 составляла 3,5 тонны. Это явно выше грузоподъемности прицепа, на которой ее перевозят, поэтому с самого начала было решено максимально снизить массу. То есть сделать броню максимально тонкой. А это очень хорошо видно, особенно вблизи. Бронедрезина получилась почти "жестяной", и никакой имитацией болтов/заклепок это не спрятать. Тонкий металл имеет вполне определенный вид, особенно это хорошо заметно на мелких деталях вроде смотровых лючков. Но тут авторы имели вполне четкие рамки, посему как сделали, так сделали.
Когда впервые появилась информация о том, что появилась такая дрезина, среди любителей железнодорожной тематики возникли предположения, на какой базе она сделана. Так вот, построена дрезина с нуля. Конструкция примерно такая же простая, как и у исходной бронедрезины, правда, с мелкими деталями тут явно особо не церемонились. На самом деле сильно зря, поскольку именно мелочи обычно создают общую картину. Про точность говорить не приходится, причем конфигурация вооружения ближе к чешской, то есть стоит 2 станковых пулемета системы Максим.
В принципе, само по себе то, что решили сделать именно такую бронедрезину, почему бы и нет. Не надо людям говорить, что им надо делать, и не узнаете неожиданные пешие маршруты. Тем более делалась дрезина, прежде всего, для различных военно-исторических и военно-патриотических мероприятий. Тут скорее вопросы к тому, как сделаны мелочи, а они сильно влияют на восприятие. Ну и насчет эксплуатации данной дрезины в Красной Армии есть большие сомнения, указанные выше. В любом случае, уже то, что была взята такая специфичная тема, достойно похвалы.
Впервые реплику показали на Олдтаймер Галерее Ильи Сорокина в апреле 2025 года. Собственно, громкий анонс на данном мероприятии скорее дрезине навредил. Ибо ее представили чуть ли не как сенсацию. С другой стороны, на фоне "мохнатки" в вид "Форзона", к которому приделали верх радиатора от "Красного Путиловца", или автобуса ЗИС-8 на шасси ГАЗ-53, вполне себе экспонат. Далее дрезину можно было видеть в ходе ретро-парада 24 мая 2025 года. Правда, ехала она на грузовой платформе трамвая, но это уже мелочи. В принципе, для шоу вполне пойдет.
Список источников:
www.zeleznicnemuzeum.sk
http://derela.pl