Репортаж с "Олдтаймер Галереи Ильи Сорокина", которая прошла 11-13 апреля 2025 года
Весна - это время, когда пробуждается не только природа. От спячки отходят самые разные сообщества, включая и любителей техники. Начинается череда фестивалей, которой предшествует открытию сезона. В нынешнем году с открытием сезона случился небольшой конфуз, поскольку природа подбрасывает один сюрприз за другим. Впрочем, есть мероприятия, которые вообще никак не от природных шалостей не зависят. Речь идет о выставках, часть из которых являются регулярными мероприятиями с долгой историей.
Уже долгие годы главным мероприятием среди любителей автостарины в России является Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина. В этом году состоялась уже 35-я по счету галерея, срок весьма немалый. За то время, что она проводится, ОГИС успела сменить несколько площадок - сначала Сокольники, потом Крокус, снова Сокольники, снова Крокус, и вот уже несколько лет Санкт-Петербург. Основной упор организаторы галереи делают на гражданские машины, но была тут и военная техника. О ней и поговорим.
Надо сказать, что за то время, которое прошло с первой ОГИС, число олдтаймеров в России существенно выросло. У нас есть немало мощных коллекций, как гражданских, так и военных машин. Но вот что интересно: количество интересных машин выросло, а вот с выставками классических машин дела обстоят как-то не очень. С одной стороны, интересных музеев у нас стало больше, а вот выставок как-то больше не стало. Ситуация странная и не очень чтобы приятная.
Посему так получается, что на сегодняшний день Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина остается безальтернативной. Добираться до места, где она проводится, не очень удобно (это совсем не Крокус или Сокольники, ЭкспоФорум находится за городом). Тем не менее, в субботу 12 апреля на ОГИС было многолюдно, как в лучшие годы на московских выставках. То есть спрос на классические автомобили вполне имеется. Естественно, приоритет не на "зеленых машинках" (их тут традиционно держат на вторых ролях), но есть, на что посмотреть.
Смена дислокации весьма так поменяла состав участников, особенно среди тех, кто выставляет военную технику. Посему зарубежные военные машины, особенно немецкие, тут большая редкость. Хотя тот же Volkswagen Typ 82, который показывался на ОГИС, вполне неплох. Как выяснилось, исходно машина в тропическом исполнении, но новый хозяин участвует в реконструкциях, посему сделал ее серой. А так очень неплохой "кюбель", весь в родне, что сейчас большая редкость.
Из зарубежных машин можно было видеть только Willys MB, которые уж точно не являются большой редкостью. Так что основой упор делается на отечественных образцах, а вот тут было, на что посмотреть. В том числе и на главную новинку среди отечественных олдтаймеров - полноприводной грузовик ЗИС-32. Он стал первым серийным советским грузовиком с полным приводом, причем эта модель являлась чисто военной разработкой. В 1941 году сделали всего около 180 таких грузовиков, шли они, как правило, в танковые бригады.
Очень сильной оказалась экспозиция, которая посвящена мотоциклам. Их тут было совсем немного, зато каких. ПМЗ А-750 является большой редкостью, а на ОГИС их было сразу два, оба с колясками, причем выглядят они по-разному. Это нормально для подольских мотоциклов. Один мотоцикл представила мастерская Евгения Шаманского (ее же и ЗИС-32), а второй - мастерская Михаила Полковникова. У нее же можно было видеть ТИЗ-АМ-600 в варианте мотоцикла-одиночки, а также мотоцикл М-72 выпуска 1943 года (производство ИМЗ).
Интересные образцы были и по послевоенной советской военной технике. Пока ее несколько недооценивают, и абсолютно зря. Самое интересное у нас началось как раз после войны, появились очень интересные образцы. Которые, в том числе, постепенно разрастались с точки зрения различных модификаций. Например, это касается ГАЗ-69, который уже давно стал полноценным олдтаймером. На галерее можно было видеть машину химической разведки, выпущенную в 1972 году. Так сказать, в полном фарше.
Помимо настоящих военных олдтаймеров, присутствовали на ОГИС и реплики. Дело не только в том, что таким образом добирались экспонаты. На самом деле у реплик есть своя ниша. Например, у техники клуба "1-я автомобильная пулеметная рота" из Санкт-Петербурга. Занимаются они не только Первой мировой войной. Их техника используется для киносьемок, как раз для них было сделано две неплохие реплики. Первая - реплика Scout Car M3A1, а вторая - ЗИС-5В. Сделаны они весьма неплохо, по "Захару" вообще надо сильно приглядываться.
Еще одна реплика приехала из форта Красная Горка. Причем она крайне необычная. Дело в том, что там взялись за воссоздание чехословацкой бронедрезины Tatra T-18. Такие служили в польской армии, а еще есть информация, что были они и советскими трофеями (еще и использовались). Есть немало условностей, но они сугубо практические. Связаны с тем, что есть лимиты по массе, при этом габариты бронедрезины позволяют ее спокойно перевозить на автоприцепе.
Безусловно, по многообразию и качеству военной техники сейчас ОГИЗ несколько уступает лучшим годам в Москве. Но тут надо понимать, что либо так, либо вообще ничего. Да и около двух десятков единиц военной техники - это не так и мало. Хотя, конечно, явно просится аналогичная выставка, только по теме военной техники. Как показал опыт "Моторов Войны" в Крокусе 2015-2016 года, на такие выставки есть спрос. Главный вопрос, кто за такое возьмется.
Небольшой видеорепортаж с ОГИС-2025 находится тут: https://rutube.ru/video/5c880e5a6f1c447ff01ec9169451e93f/
Другие материалы по автомобильным выставкам:
Репортаж с выставки путешествий и техники для активного отдыха "Поехали-2023"