Однажды 80-летняя старушка решила оценить старинную вазу, которая давно пылилась у нее в шкафу. Она досталась ей по наследству от родителей вместе с другими произведениями искусства. Красивая фарфоровая ваза с ручками в виде золотых драконов простояла в ее деревенском доме, расположенном в Нидерландах, несколько десятилетий. К слову сказать, бабуля была страстной любительницей животных: в ее доме жили 4 кошки и несколько собак. Тем удивительнее, что столь хрупкая вещь отлично сохранилась!
На ней было всего лишь несколько сколов и царапин. Сама ваза была небольшой, ее высота - 31 сантиметр. Возможно, пожилая дама решила продать большую часть имущества, предчувствуя свою смерть, а может быть, просто нуждалась в деньгах. В любом случае, в 2010 году к ней прибыл арт-консультант Йохан Бош ван Розенталь, чтобы взглянуть на ее имущество. Именно он и оценил первым интересную вазу на полке, покрытую глубоким слоем пыли.
Хотя оценщик не являлся специалистом по восточному искусству, он быстро понял, что перед ним непростая китайская ваза. Розенталь обратил внимание на необычную сетчатую часть вазы, а также на клеймо на ее дне. Горя азартом, консультант связался с представителями аукционного дома Sotheby’s и отправил им фотографии обнаруженной вазы. Руководитель азиатского подразделения знаменитого дома, Николас Чоу, был так заинтригован любительскими фотографиями, что решил лично прилететь в Европу, чтобы оценить находку.
Далее, при осмотре вазы взволнованный Чоу сообщил Розенталю и владелице вазы, что ее стоимость составляет несколько миллионов долларов, так как она, скорее всего, из дворца китайского императора. Эти сведения повергли пожилую леди в состояние шока. Счастливая пенсионерка и представить не могла, что столько десятилетий у нее хранилась такая ценность.
После дальнейшего изучения сосуда экспертами Sotheby’s выяснилось, что ваза была создана в 1740-1760 годах во времена правления императора Цяньлуна из династии Цин. Подобные вазы изготавливались в ограниченном количестве для украшения императорских дворцов, так как они были невероятно трудоемкими в изготовлении. Ваза в стиле «янцай» была создана в императорских печах для обжига фарфора в Цзиндэчжэне, который называли «фарфоровой столицей» Китая, под наблюдением главного мастера Тан Ина.
«Для Sotheby’s большая честь впервые за более чем 60 лет выставить на продажу эту уникальную сетчатую вазу, шедевр, созданный для императора Цяньлуна. Это чудо, что эта необычайно хрупкая ваза прожила полвека в доме, где было бесчисленное множество домашних животных», — заявил председатель Sotheby’s в Азии Николас Чоу перед аукционом.
Но на этом эксперты не остановились, они продолжили поиски и вскоре им удалось установить предысторию сосуда. Оказалось, что ранее сетчатая ваза принадлежала известному британскому коллекционеру Гарри Гарнеру, специалисту по восточной керамике. В 1954 году коллекционер продал ее всего лишь за 44 фунта стерлингов (56 долларов) на аукционе. В те времена китайский фарфор в Европе еще не считался особо ценным. Очевидно, новые владельцы не оценили вазу, потому что уже через полгода выставили ее на продажу.
И ее приобрел за 80 фунтов другой коллекционер, родом из Голландии, Генри М. Найт. После чего ваза хранилась в его семье, переходя по наследству от одних родственников к другим. Она нигде не выставлялась, и со временем коллекционеры посчитали ее утерянной. Впоследствии она досталась дальней родственнице Найтов, у которой и простояла в шкафу.
«Генри Найт, собравший, пожалуй, лучшую в Европе коллекцию фарфора XVIII века, а также великолепные ранние образцы, любил рассказывать, как мой покойный отец посоветовал ему покупать фарфор в «китайском стиле». Их время придёт, — говорил мой отец, — и как же он был прав!», — из воспоминаний Роджера Блюэтта, торговца антиквариатом Bluett & Sons (Р.Дэвидс и Д.Джеллинек, «Происхождение. Коллекционеры, торговцы и учёные», 1980 год).
Дом Sotheby’s нашел описание сетчатой вазы в инвентарных описях Дворца Небесной Чистоты, места, где Цяньлун любил устраивать пышные аудиенции и банкеты. Этот император правил до 1796 года и был знаменит невероятной любовью к искусству. Ваза хранилась в одной из ниш дворца на специальной подставке.
Ключевая особенность этой грушевидной вазы – двойные стенки: внутри нее расположена гладкая ваза, расписанная эмалью, а снаружи - резной орнамент в виде сетки нежно-зеленого цвета с позолотой. Вазы с двойными стенками считаются большой редкостью, потому что их создание требовало высочайшего мастерства, и они были крайне непрочными. Всего несколько подобных экземпляров хранятся сейчас в музеях Пекина и Тайбэя.
Внешняя стенка сосуда напоминает зарешеченное окно, в которое можно заглянуть и увидеть внутреннюю вазу в традиционных белых и синих цветах, на которой нарисованы 9 персиков. Наверное, император и его гости так и делали, заглядывая сквозь ажурную сетку. Также ваза украшена яркими цветочными гирляндами.
Как всегда, в Древнем Китае все символично. Так, персики означали долголетие и бессмертие, поэтому такая ваза служила пожеланием владельцу долгих лет жизни и крепкого здоровья. Вещи с изображением персиков дарили и на свадьбу как символ счастливой жизни. А драконы всегда были атрибутом императорской власти, мудрости и процветания.
«В четвертый месяц в нашем мире
кончаются цветы,
А в этом горном храме персик
сегодня лишь расцвел.
Я горевал — весна уходит,
ее вернуть нельзя.
Как мог я знать, что по дороге
она зайдет сюда…»
китайский поэт Бо Цзюйи, IX век (в переводе Эйдлина Л.З.).
Хотя для императорских дворцов часто изготавливались парные вазы, эксперты считают, что у этой вазы пары не было. А свое название она получила в честь первого коллекционера, у которого хранилась, - Гарнера.
Кстати, если вас интересует, как китайская ваза очутилась у британцев, то здесь все просто. Как и многие другие сокровища, она покинула Запретный город во время дерзкого разграбления императорских дворцов англо-французскими войсками в период Второй Опиумной войны в 1860 году.
В те тяжелые для империи времена в Англию и Францию было вывезено колоссальное количество ценных предметов китайского искусства, более 1,5 миллиона. Скорее всего, кто-то из британских солдат продал свой трофей в Лондоне, и через ряд перепродаж ваза впоследствии оказалась у Гарнера.
А время для фарфора династии Цин действительно пришло! Ведь теперь старинные китайские вазы стоят баснословных денег, и современные коллекционеры готовы платить за них астрономические суммы. Вот и этот новообретенный шедевр был выставлен на продажу в июле 2010 года.
На аукционе Sotheby’s в Гонконге за сетчатую вазу развернулась настоящая война ставок между коллекционерами. В итоге она была продана анонимному покупателю из Азии за 9,1 миллионов долларов. Как хорошо, что ни одна из кошек голландской старушки случайно не смахнула шедевр на пол. О дальнейшей судьбе самой владелицы вазы и о том, как она распорядилась полученными миллионами, данных нет.
Вот такой интересный путь проделала хрупкая ваза за почти три столетия своего существования, совершив удивительное путешествие из Запретного города в Европу и снова вернувшись в Азию, возможно, даже в Пекин. Неисповедимы пути Господни!
А что вы скажете об оригинальной вазочке, читатели? И заодно осмотрите свои шкафы на предмет сокровищ...🙂