В 1960 году англичанка Джейн Престон вместе со своим отцом посетила блошиный рынок в Калифорнии в поисках интересных вещей. Перебирая различный хлам, выставленный в картонной коробке, молодой женщине приглянулись две небольшие картины. Джейн показалось, что работы эти весьма стоящие и принадлежат кому-то из старинных мастеров. Они напоминали иконы и были одинакового размера: 38 на 13 сантиметров.
Вот только отец Джейн, который коллекционировал предметы искусства, вовсе не горел желанием их приобретать. После уговоров ей все же удалось убедить отца купить их для нее в подарок. Наконец мужчина согласился и приобрел их за 250 долларов. После чего довольная Джейн унесла их домой. Эх, если бы только они знали, чьей кисти принадлежат эти картины!
На тот момент Джейн работала в калифорнийском музее в подразделении, занимавшимся изучением исторических рукописей. Через пару лет семья вернулась в Великобританию, где и прожила оставшуюся жизнь в Оксфорде. Конечно же, Престон забрала с собой картины с двумя святыми. Однажды она все же попробовала узнать, ценные ли они и кто их автор. Но выяснить женщине ничего не удалось. В те годы средневековое искусство было совершенно не в моде и мало кого интересовало.
Поэтому Джейн разместила картины в своем доме в гостевой спальне, где они мирно провисели более 40 лет. Всю свою жизнь Престон посвятила книгам, она работала библиотекарем. Незадолго до своей смерти старушка все же решила оценить эти картины и другие предметы искусства, доставшиеся ей от отца. Своих детей у Джейн не было, зато она постоянно общалась со своим племянником.
Поэтому Джейн с племянником пригласила к себе оценщика, чтобы выяснить, можно ли что-то продать из ее имущества. А дальше всех ждал неожиданный сюрприз! Приглашенный специалист аукционного дома Гай Швинг сразу заинтересовался картинами со святыми, посчитав их самыми интересными предметами в доме. Он тут же предположил, что они принадлежат кому-то из итальянских средневековых мастеров. После чего убедил старушку немедленно отправить картины на экспертизу.
После исследований и осмотра картин экспертами из Лондонской Национальной галереи и Бристольского университета выяснилось, что у Джейн всю жизнь хранились реликвии XV века, считавшиеся безвозвратно утерянными. Оказалось, что это не просто картины, а две иконы, украшавшие ранее алтарь церкви Сан-Марко, расположенной в прекрасной Флоренции! Они входили в комплект из 9-ти панелей, находившихся в соборе с момента их написания - с 1439 года. Пока церковь не была разграблена армией Наполеона.
Тогда, в 1799 году, в ходе наполеоновских войн французские войска вывезли из города 88 произведений искусства. Среди шедевров находились и картины из Сан-Марко. Спустя годы лишь одну главную панель из церкви удалось вернуть во Флоренцию, другие же оказались в различных музеях и частных коллекциях, а две из них считались пропавшими без вести.
Именно ими и оказались картины, найденные у пожилой женщины. Они входили в состав икон, украшавших переднюю часть алтаря. Каким образом они попали в США, так и осталось загадкой... Выяснилось, что это работа знаменитого живописца Фра Беато Анджелико, мастера итальянского Ренессанса. Мир искусства был потрясен! Обнаружение утерянных картин средневекового мастера посчитали одной из самых интересных находок.
Настоящее имя художника Гвидо ди Пьетро. Он появился на свет в Тоскане примерно в 1400 году. Мастер был известен своими замечательными алтарными образами. Примерно в 20 лет он стал монахом-доминиканцем под именем Джованни да Фьезоле. Жил он в монастыре в пригороде Флоренции, где писал картины на религиозные темы.
Картины для алтаря Сан-Марко были заказаны художнику в 1438 году представителями могущественного семейства: правителем Флоренции Козимо Медичи Старшим и его братом Лоренцо. Они оба были известными покровителями искусства. Анджелико закончил работу в 1439 году. На центральной панели он написал прелестную Мадонну с младенцем (сейчас хранится в музее церкви Сан-Марко). А вокруг нее располагались еще 8 картин Анджелико с различными святыми.
Художник вел праведный образ жизни. У него была настолько безупречная репутация и застенчивый мягкий характер, что еще при жизни его прозвали «Фра», что означало брат в ордене доминиканцев и «Анджелико» - ангельский. Так и сложился в истории его творческий псевдоним: Фра Анджелико. Еще при жизни он стал невероятно популярен и выполнял заказы двух Римских Пап.
Сохранились интересные воспоминания об Анджелико, что он никогда не начинал писать картины без горячей молитвы. Он так проникался сюжетами своих полотен, что когда писал Страдания Христовы, то всегда плакал. Возможно, поэтому его картины так лиричны, выразительны и как будто излучают сияние. Неудивительно, что спустя века, в 1982 году, католическая церковь причислила его к лику блаженных.
На двух панелях из тополя изображена пара святых: Святой Викентий Феррер и Святой Доминик. Фон расписан сусальным золотом.
«Мы имеем дело с двумя произведениями искусства, написанными одним из великих мастеров, заказанными одним из величайших меценатов в истории. Они маленькие, но прекрасно выполнены, и когда мы начали рассказывать людям о том, что их нашли, они не поверили. Это захватывающие дух работы, и некоторые эксперты, с которыми я разговаривал, считают их одними из самых важных находок за последнее время», — из интервью Гая Швинга о картинах Анджелико.
Когда Престон сообщили, что в ее доме хранились иконы из флорентийской церкви и они могут стоить миллионы, она едва могла в это поверить. Позитивная старушка сообщила эксперту, что значит чутье ее не подвело, когда она захотела купить эти «милые картины». Джейн также надеялась, что их теперь смогут увидеть и другие люди.
Любопытно, что сама Джейн жила на пенсии достаточно скромно. Ее племянник поделился, что она всюду ездила на автобусе или ходила пешком, покупала обычную еду и приобретала одежду по каталогу. Престон и не догадывалась, что в одной из ее комнат находится целое состояние. К сожалению, пожилая леди не успела узнать окончательной стоимости свалившегося на нее богатства. Так как в 2005 году Джейн скончалась в 77 лет.
Родственники Джейн тут же выставили ее дом на продажу. А ее племянник Мартин Престон отправил картины Анджелико на аукцион. Потом он сообщил прессе, что был поражен этой историей, потому что неоднократно спал на диване под этими картинами, когда гостил у тетки, и не придавал им никакого значения. Также Мартин пообещал распределить вырученные средства от продажи картин поровну между родственниками умершей тети.
Когда две картины были выставлены весной 2006 года на аукцион Dukes of Dorchester, расположенный в Дорчестере, то они произвели настоящий фурор. Так как работы Анджелико до этого дня практически не появлялись на торгах. Первоначальная цена панелей была заявлена в 1,2 миллиона долларов.
Представители итальянского министерства культуры тоже приехали на аукцион. Они жаждали вернуть артефакты обратно на их родину. Увы, тогда им не удалось перебить высокую цену, установленную частными коллекционерами. За право обладать средневековыми панелями разгорелась нешуточная схватка. В итоге картины приобрел анонимный европейский покупатель за 3,4 миллиона долларов.
Итальянцы не могли скрыть своего разочарования. Они покидали британский аукцион в расстроенных чувствах. Вы не поверите, но история на этом не закончилась! Упрямые представители итальянского правительства все же добились своего, организовав кампанию по возвращению шедевров. И спустя год им удалось выкупить панели у коллекционера. Сумма покупки и условия сделки не разглашались.
Так две хрупкие картины итальянского мастера вернулись домой спустя более чем 200 лет. Они были бережно отреставрированы и после снятия налета вновь заблистали первоначальными красками. Теперь они хранятся не в частной коллекции, а в музее Сан-Марко во Флоренции, где насладиться ими может любой желающий. Чему можно только порадоваться!
Кстати, у нас в России тоже есть пара работ Анджелико в Эрмитаже. А что вы думаете об этой любопытной истории, читатели? 🙂
«На всём, что сделал мастер мой, печать
Любви земной и простоты смиренной.
О да, не всё умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, — совершенно…
А краски, краски — ярки и чисты,
Они родились с ним и с ним погасли.
Преданье есть: он растворял цветы
В епископами освящённом масле.
И есть еще преданье: серафим
Слетал к нему, смеющийся и ясный,
И кисти брал и состязался с ним
В его искусстве дивном… но напрасно»,
— Николай Гумилев «Фра Беато Анджелико», 1912 год.
С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍