Найти в Дзене
SpaceForYou

B-2 — ликвидатор бункеров и самый дорогой самолет в истории

В эпоху холодной войны у США возникла потребность в стратегическом бомбардировщике, способном незаметно проникать через мощные системы противовоздушной обороны (ПВО) и доставлять ядерное или высокоточное обычное вооружение к ключевым объектам СССР.

В начале 1970-х стало понятно, что ставка на сверхзвуковые стратегические бомбардировщики себя не оправдала. В 1970-х годах ВВС США начали программу Advanced Technology Bomber (ATB), целью которой было создание самолёта, который будет малозаметен для радаров и сможет проходить сквозь новейшие советские комплексы ПВО.

И такой опыт у Northrop Grumman был. Вернее, всё, как обычно, держалось на энтузиазме одного человека — а точнее, основателя компании Джона Нортропа, продвигавшего эту схему практически в каждом проекте, начиная с 1940-х годов.

Нужно сказать, что сама по себе эта схема таит множество соблазнов — начиная от лучшей аэродинамики при прочих равных условиях, — но таит в себе и массу минусов, которые не получалось решить до появления компактных вычислительных систем, установленных на борту.

С другой стороны, такая схема, по сути, идеальна для стелс-самолёта, т.к. машина не имеет хвостового оперения, что исключительно положительно сказывается на снижении ЭПР. Так, у B-2 он составляет рекордные показатели — от 0,0001 до 0,0014 м².

Конечно, программа получилась дорогой. Вернее, так — она получилась безумно дорогой, т.к. только на разработку B-2 было потрачено $23 млрд, а стоимость каждого борта без учёта НИОКР превышает $1 млрд, что делает его самым дорогим самолётом в истории.

-2

Модернизация также обходится недёшево: программа обновления 2012 года стоила $468 млн. Высокая стоимость эксплуатации обусловлена необходимостью специальных ангаров с климат-контролем и сложностью ремонта стелс-покрытия. Один час полёта B-2 обходится примерно в $130 000, что ограничивает его использование в учебных целях.

Первый полёт B-2 состоялся в 1989 году, а в 1993 году он официально поступил на вооружение. Однако, как говорится, самолёт опоздал. К моменту постановки в строй главный противник США самоликвидировался, и создание столь большой и дорогой серии попросту потеряло всякий смысл.

Вместо массового производства 132 самолётов было построено всего 21 единица, из которых один был потерян в небоевой аварии.

-3

Самолёт получился интересным. Его размеры впечатляют: размах крыла — 52,4 метра, длина — 20,9 метра, высота — 5,1 метра. Максимальная взлётная масса достигает 171 000 кг, а боевая нагрузка — до 22 700 кг (после модернизации — до 27 000 кг).

Самолёт оснащён четырьмя двигателями General Electric F118-GE-100, обеспечивающими тягу 77 кН каждый, что позволяет развивать скорость до 1010 км/ч и выполнять полёты на дальность до 11 100 км без дозаправки. С дозаправкой в воздухе B-2 способен оставаться в полёте более 50 часов, что было продемонстрировано в реальных боевых операциях.

B-2 базируются на авиабазе Уайтмен в штате Миссури, где для них построены специальные ангары с контролируемой температурой и влажностью для защиты стелс-покрытия. Обслуживание самолётов требует высококвалифицированного персонала и сложной логистики. Например, после каждого полёта проводится тщательная проверка покрытия, а ремонт мелких повреждений может занимать недели.

-4

Основная особенность B-2 — технология стелс. Самолёт покрыт радиопоглощающими материалами, а его ЭПР — один из самых низких в мире. Фактически, разглядеть его на радарах могут лишь самые современные ПВО — и то в реальных условиях этого никто не проверял. Зато невидимость для комплексов предыдущего поколения С-300 была проверена на практике.

В 2012 году B-2 получил новую бортовую радиолокационную станцию AN/APQ-181 с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), что позволяет скидывать многотонные авиабомбы буквально "в копеечку".

Парадокс ситуации заключается в том, что B-2, разработанный как носитель ядерных боезарядов, используется как классический тяжёлый бомбардировщик, и его главным оружием является вовсе не спецбоеприпас, а тяжёлые противобункерные авиабомбы GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) весом по 14 тонн.

Заменить этот боеприпас невозможно никаким другим ракетным оружием, стоящим на вооружении Пентагона. По сути, именно это изделие превращает B-2 в мощное противобункерное оружие, способное бороться с большинством укреплённых объектов других стран.

B-2 впервые был применён в небе над Югославией. Самолёты совершили 49 вылетов, сбросив более 600 высокоточных бомб JDAM, что стало первым боевым использованием этих боеприпасов. Вылеты выполнялись с базы Уайтмен, с беспосадочными перелётами до Косово и обратно, продолжительностью до 30 часов. Один из вылетов длился более 40 часов, что стало рекордом на тот момент.

В 2003 году B-2 участвовали в операции «Иракская свобода», выполняя вылеты с атолла Диего-Гарсия и других баз. Там они уничтожили 45 целей, включая склады оружия и командные пункты. В 2011 году три B-2 участвовали в операции «Одиссея. Рассвет» в Ливии, нанося удары по объектам ПВО и военной инфраструктуре. В 2024 году B-2 вновь были задействованы для ударов по подземным складам хуситов в Йемене, что стало первым боевым применением с 2017 года.

А в 2025 году B-2, похоже, получил свой звёздный час — и в одиночку вынес иранский ядерный подземный объект Фордо, расположенный в горе. 12 противобункерных бомб GBU-57, каждая весом около 14 тонн, судя по данным спутниковых снимков, привели к обрушению внутренних тоннелей объекта.

Самолёты вылетели с базы Уайтмен, преодолев около 37 часов полёта с несколькими дозаправками в воздухе.

Как мы видим, несмотря на то что до начала конфликта у Ирана было довольно мощное ПВО, противопоставить что-либо B-2 страна попросту не смогла.

Конечно, странно, что США и Израиль проигнорировали все тенденции современных боевых действий и не стали делать жестов доброй воли Ирану — и даже не нарисовали ни одной красной линии, а вместо этого вот так вот сразу лишили страну ядерной программы и уничтожили её военную верхушку не более чем за неделю.

-7

Таким образом, ВВС США ещё в начале 1990-х получили достаточно интересный инструмент, который может доставить 27 тонн "подарков" прямо на голову противника — и остаться при этом незамеченным. Сегодня разработку аналогичных изделий ведёт Китай и РФ, и ходят слухи, что китайцы уже проводят лётные испытания подобной машины.

По сути, B-2 доказал свою эффективность в Югославии, Ираке, Ливии, Йемене и Иране.

И можно сколько угодно говорить, что B-2 — всего лишь дорогая игрушка, но США готовы продолжать тему и строят уже новое поколение стелс-стратегов — B-21 Raider.