Найти в Дзене

Джотто. Фрески в Ассизи: Жизнь Святого Франциска

Всем привет!

Настал этот час - сегодня начинаем говорить о Джотто!

Это, без сомнений, один из самых известных художников позднего Средневековья/Проторенессанса. Его творчество стало переломным моментом в истории искусств, определив переход от средневековой отчужденности к гуманизму Возрождения.

Итак, Джотто ди Бондоне. Годы жизни 1267-1337. Мастер совпал по времени с Данте и был учеником Чимабуэ (предположительно). Предполагается, что был рожден в деревне недалеко от Флоренции в семье мелких землевладельцев.

Джотто. Автор - Паоло Учелло
Джотто. Автор - Паоло Учелло

Наш уже любимый Джороджо Вазари много писал о Джотто, и во многом благодаря этому образ художника оброс легендами и анекдотами. Все они связаны с его беспрецедентным мастерством и умением пошутить даже с самыми высокими особами.

Вазари, опираясь на описание Джованни Боккаччо, друга Джотто, говорит о нем, что "во Флоренции не было человека уродливее", и указывает, что его дети также были невзрачны внешне. Существует легенда, что Данте посетил Джотто, когда тот расписывал часовню Скровеньи, и, увидев детей художника, путающихся под ногами, спросил, как у человека, который писал такие прекрасные картины, могли быть такие невзрачные дети. Джотто, который, по словам Вазари, всегда отличался остроумием, ответил: "Я создаю свои картины днем, а детей - ночью"

Джотто не просто сам по себе был исключительным художником - он был во главе целой сети мастерских, прекрасно организованных и следующих его правилам. Также мастер сотрудничал с другими художниками, что постепенно привело к распространению его влияния по Северной и Центральной Италии.

В частности, возникло неофициальное направление "джотеск", объединяющее художников, работающих в манере Джотто. Особенно активны были художники из Тосканы и Флоренции, Умбрии и Римини.

Быстро получив известность за свои работы, Джотто получил большой заказ на выполнение фресок в верхней церкви в Ассизи (Базилика Святого Франциска). Это стало одним из самых масштабных его проектов, определивших его стиль и профессиональное будущее.

-2
-3

Как и фрески Чимабуэ, работы Джотто не сохранились в идеальном состоянии (помним про землетрясение 1997).

В Ассизи Джотто выполнил 28 фресок о жизни Святого Франциска. Основаны они на теологическом тексте Святого Бонавентуры - на его труде "Большая житие святого Франциска" ("Легенда о трех спутниках"). Кроме того, мастером были выполнены фрески на основе Ветхого Завета:

Исаак благословляет Иакова
Исаак благословляет Иакова
Исаак отвергает Исава
Исаак отвергает Исава

Исследователи находят множество связей творчества Джотто с разными источниками. Например, с современной средневековой скульптурой, со скульптурой античности, с работами предыдущих мастеров (как Чимабуэ).

Например, изображение лица матери библейских братьев сравнивают со скульптурой 13в Святой Елизаветы:

Мать Иакова и Исава (слева)
Мать Иакова и Исава (слева)
Святая Елизавета. Статуя на Кафедральном соборе Реймса
Святая Елизавета. Статуя на Кафедральном соборе Реймса

А в фигуре олицетворения реки Тибр в Риме находят вдохновение для лежащей фигуры Исаака:

Исаак
Исаак

Рим, олицетворение реки Тибр
Рим, олицетворение реки Тибр

Связывают этот образ и с современником Джотто - Арнольфо ди Камбио и его Рождеством:

Арнольфо ди Камбио, Рождество
Арнольфо ди Камбио, Рождество

А в лице Папы Иннокентия Третьего находят прямые отсылки к скульптурному бюсту Бонифация Восьмого руки, опять же, Арнольфо (ну здесь реально очень похож):

Иннокентий Третий одобряет Францисканский орден
Иннокентий Третий одобряет Францисканский орден
-12
Арнольфо ди Камбио
Арнольфо ди Камбио

Давайте теперь взглянем на фрески поближе. Есть схема расположения. наверху (напротив входа) представляем апсиду. То есть, если мы будем стоять перед алтарем, начало будет в нижнем регистре по нашей правой руке:

-14

Сцены 1-3 (слева направо):

В описании я привожу цитаты из Святого Бонавентуры, на которых были основаны выполненные фрески

-15

1. Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Святому Франциску (кстати, здание на фоне - реальное здание в Ассизи еще римских времен)

«И было так, что некий житель Ассизи, человек простой, но, как все полагают, умудренный Богом, как-то раз проходя по городу и повстречав Франциска, снял с себя плащ и постелил свою одежду у него ног, показывая тем самым, что Франциск со временем удостоится всех знаков почтения, поскольку ему предстоит совершить великое дело, за которое он и будет превыше многих почитаем всем христианским миром»
-16

2. Дарение плаща бедному дворянину

«И когда восстановились его силы, и он вышел, по обычаю надев красивую новую одежду, ему повстречался некий воин, прежде прославленный, а теперь обнищавший и бедно одетый, и он был поражен пылким состраданием к нищете этого человека и тут же, разоблачившись, отдал ему свою одежду, тем самым в одно мгновение исполнив две обязанности милосердия: прикрыл позор достойного воина и облегчил нужду бедного человека»
-17

3. Сон о Дворце

«В ту же ночь, погрузившись в сон, он по милости Божией увидел огромный и пышный дворец с множеством воинского оружия, украшенного знаком креста Христова, и так было ему предуказанно, что милосердие, которое он во имя любви к Вышнему Царю оказал бедному солдату, будет оплачено ни с чем не сравнимой наградой. Он стал спрашивать во сне, чей это дворец и откуда он взялся, и услышал ответ и подтверждение свыше, что все это будет принадлежать ему и его воинству»
-18

Сцены 4-6:

-19

4. Распятие из Сан Дамиано

«И вот однажды он вышел в поле поразмыслить и в размышлениях своих дошел до церкви святого Дамиана, обветшавшей и почти развалившейся от крайней старости, и вошел в нее, воспламенившись духом, для молитвы, и когда он распростерся перед образом Христа, дух его получил в молитве немалое облегчение. Глазами, полными слез, взирал он на крест Господень, и тогда с креста раздался голос, трижды провозгласивший (а он внимал эти словам телесным ухом): «Ступай, Франциск, отстрой дом мой, - ты видишь, он почти разрушился!» Кроме Франциска, в церкви в тот час никого не было, он содрогнулся и замер, и когда он постиг сердцем, что внимал самому Христу, он лишился памяти и упал без чувств»
-20

Здесь мы видим очередную отсылку к реальности Ассизи - распятие действительно выглядело так:

-21

5. Святой Франциск отказывается от имущества

«Уже отобрав у него деньги, все-таки попытался отец, родивший сына по плоти, отвести его на суд к епископу этого города, чтобы под рукой епископа он объявил, как поступил он с отцовским достатком и чтобы возвратил все, что захватил. Истинный же последователь бедности с готовностью согласился на это испытание и, представ перед епископом, не потерпел никакой задержки, и сам ни в чем не промедлил, не ожидал ни слова епископа, ни его знака, но тут же снял с себя все одежды и передал их отцу. И все увидели, что под тонкими одеждами муж Божий носил на нагом теле власяницу. И тогда, опьяненный небывалой отвагой и пылким духом, он сорвал с себя даже подштанники и предстал перед всеми обнаженный, сказав отцу так: «До сих пор я звал тебя отцом на земле, теперь же я могу с уверенностью говорить: Отче наш, сущий на небесах!» (Евангелие от Матфея 6:9), ибо Ему я вверяю все мои сокровища и на него возлагаю все надежды». Епископ, увидев это и восхитившись все превосходящим усердием человека Божия, поднялся ему навстречу и с рыданием заключил его в свои объятия, распознав в нем мужа доброго и благочестивого. Он прикрыл его наготу своим плащом и велел слугам принести для Франциска что-нибудь, чем он мог бы одеть свое тело, и они принесли ему дешевый и плохонький плащ, принадлежавший какому-то земледельцу из числа услуживших епископу, и Франциск принял его с радостью, и, прежде чем надеть, осенил его знаком креста, превратив это одеяние в покров для распятого человека и для нагого бедняка»
-22

Позднее Джотто повторит этот эпизод во Флоренции, в церки Санта Кроче:

-23

6. Явление во сне Иннокентию III Святого Франциска, поддерживающего церковь

Когда Святой Франциск со своими первыми одиннадцатью братьями пришел в Рим чтобы представить папе строгий устав нового ордена, Иннокентий III был смущен столь тяжелыми обетами монахов-францисканцев. Он отослал их, велев молиться Богу, пока совет кардиналов будет рассматривать их устав.

Накануне совета Иннокентию III приснилось, что Латеранский собор начал рушиться, к нему подбежал человек в нелепой одежде и поддержал его, подставив плечи, которые вдруг стали исполинскими. Первосвященник едва поверил своим глазам, когда, увидев изнуренное, излучавшее свет лицо бедняка из Умбрии, узнал человека из его сна.

-24

Этот сюжет также будет повторен в станковой работе (сейчас в Лувре):

-25
-26

7. Утверждение устава францисканского ордена

Нет в мире закона более краткого, более обширного и более простого, столь строго формировавшего нравы и уважавшего каждого человека в отдельности, чем этот францисканский устав — устав, который в двенадцати статьях собирает воедино Евангельскую мудрость и учит людей этой мудрости.
-27

8. Чудесное явление Святого Франциска братии

«Перед лицом этой героической святости Бог не замедлил явить Свое присутствие через чудо, показав, сколь угодны Ему Франциск с собратьями. Однажды, когда Святой поднялся в Ассизи, чтобы после молитвы в соборе обратиться к народу, Господь погрузил его в экстаз. Одновременно братья, находившиеся в Ривоторто, увидели его на блистающей колеснице, от которой во все стороны исходил сверхъестественный свет; колесница трижды объехала небольшой их домишко, после чего исчезла из виду.
Сердца их исполнились священного восторга, они благословили Господа, Который таким образом прославил своего раба Франциска»
-28

9. Видение небесных престолов

Как-то поздним вечером в Треви святой вошел в заброшенную церковь. Он решил провести здесь ночь и попросил своего спутника, брата Пачифико, оставить его одного, вернуться в больницу для прокаженных, а на следующее утро придти за ним в церковь. Святой Франциск очень дорожил свободой и ночами, которые посвящал беседам со Всевышним, но на сей раз в этой заброшенной церкви нечистый использовал против него весь свой арсенал мерзких видений. Чтобы избавиться от них, святой вышел из церкви, перекрестился и приказал дьяволу именем Божиим оставить его в покое. На рассвете брат Пачифико застал Франциска на коленях перед алтарем. Пачифико тоже стал молиться, но на хорах, и вот напротив Распятия он увидел райскую сферу и множество сияющих престолов. Один из них был выше других и искрился самоцветами. И голос сказал ему:
- Брат Пачифико, брат Пачифико, этот престол был Люциферов, а будет смиренного Франциска.
Видение исчезло, и еще не пришедший в себя Пачифико приблизился к учителю и упал у его ног, как перед святым, сложив руки крестом на груди:
— Отец, отец, прости меня и моли Бога о мне.
Милосердно и мягко святой Франциск поднял его с колен. Брат Пачифико, все еще восхищенный в Боге, спросил его каким-то далеким голосом:
— Что ты о себе думаешь, брат?
— Ах, — отвечал без промедления Франциск, — мне кажется, что нет большего грешника на всем белом свете.
И Пачифико вновь услышал голос:
— Вот подтверждение виденного тобой. Место, что было отнято у Люцифера за его гордость, будет принадлежать этому человеку за его смирение.
-29

Элемент с люстрой в часовенке будет также повторен несколько раз, в том числе - в Падуе, в часовне Скровеньи:

-30

10. Изгнание демонов из Ареццо

Как-то раз он не мог войти в Ареццо — там не на жизнь, а на смерть сражались враждовавшие партии, а из окон лилось кипящее масло — и остановился в поле, около города. Ясные глаза его видели невидимое, и он увидел бесов, в ликовании натравливавших горожан друг на друга. Тогда он сказал брату Сильвестро, который был вместе с ним:
— Пойди к воротам и именем Всевышнего прикажи бесам немедленно выйти вон.
Святой Франциск возложил эту обязанность на брата Сильвестро, ибо считал, что священник сумеет изгнать бесов лучше него. Брат Сильвестро покорно послушался и закричал у ворот города, населенного бесами:
— Именем Бога и отца нашего Франциска, заклинаю вас, бесы, изыдите все!
И тогда Франциск увидел, как бесы уносятся с башен и дымовых труб, словно полчище летучих мышей; а в городе тотчас же утихли страсти, души успокоились, и воцарился мир.
-31

11. Испытание Святого Франциска огнем перед султаном

Святой Франциск с непоколебимой верой предлагает соперникам пройти через огонь, чтобы доказать истинность своей религии, а мудрый султан, поражённый глубиной его убеждений, не допускает насилия и отпускает его с почётом. Эта сцена подчёркивает духовную силу Франциска и уважение, которое он заслужил даже среди чуждых ему культур.

-32

Тот же сюжет во Флоренции (Санта Кроче):

-33

12. Экстаз Святого Франциска

«... несколько дней спустя они вернулись в дом того человека, и он стал из любопытства смотреть, что делает Франциск среди ночи; и он увидел его в молитве, а затем увидел, как святой в экстазе поднялся над землей, и был окружен ослепительным светом. И почувствовал тот человек нестерпимый небесный жар, который пробудил в нем желание подражать образу жизни малых братьев»
-34

13. Торжественное празднование Рождества в Греччо

Святой Франциск, желая пробудить живую любовь к Богу, решил воссоздать сцену Рождества в гроте близ Греччо в 1223 году, чтобы люди могли наглядно прочувствовать нищету и святость рождения Христа. Он устроил первое вертепное действо с яслями, волом и осликом, сам читая Евангелие с такой силой и проникновением, что присутствующие ощутили присутствие Младенца Иисуса. По преданию, Франциск действительно увидел Его и прижал к сердцу, согрев своей любовью

"...Вот ясли и солома, а выше — камень для мессы, вот вол и ослик, но нет ни Младенца, ни Пречистой Девы, ни Иосифа, ни ангелов. Их заменил святой Франциск. В торжественном облачении дьякона читал он Евангелие столь дивным, чистым и мелодичным голосом, что все этой великой ночью подумали о горах Иудеи и о Славе Небесной. Потом он заговорил о рождении нищего Царя с таким чувством и жаром, что охваченная восторгом толпа почувствовала, будто ее отнесло на тринадцать веков назад, к началу нашего Искупления.
Ночь была праздничной, весь лес сиял и пел, и казалось, что Младенец Христос вернулся на землю. Одному человеку удалось увидеть Его. На соломе, пустовавшей оттого, что не было на ней Сына Человеческого, блаженный Франциск увидел новорожденного, такого белоснежного и холодного, словно он мертв. Он взял его, прижал к сердцу, согрел отеческим теплом, и младенец ожил, открыл глазки протянул ручки к бледному лицу Своего бедняка. А святой Франциск заговорил так, что все расплакались, и если голос его дрожал от слез, то слова его возродили в сознании людей Младенца Иисуса, словно он присутствовал среди них. Руки Франциска держали Его, глаза — видели, и сердце святого полнилось любовью и благодарностью»
-35

Зесь изображен киворий Арнольфо - мы про это уже говорили:

-36

14. Чудесное открытие источника

"...он решил провести праздник Успения и пост св. Михаила на Берне, дикой горе...«В этом походе мы будем соблюдать обычай, т. е. читать положенные молитвы, говорить о Боге или хранить молчание, и не будем думать о еде, питье и сне. И только когда придет время позаботиться о ночлеге, мы вкусим немного хлеба, остановимся и отдохнем в том месте, которое Господь для нас приготовит».
Братья, привыкшие к такого рода путешествиям, приняли предложение учителя, перекрестились и отправились в путь. Тропинка, ведущая вверх, становилась все круче и извилистей, и святой Франциск падал от слабости. Они нашли для него осла, которого привел горец, с душою очерствевшей, как его скалы. По дороге, отчасти от тяжелого подъема, отчасти из-за жары, горца охватила безумная жажда, и он запричитал, что умрет, если не напьется. Святой Франциск, который не мог спокойно видеть даже страданий паука, слез с осла, встал на колени, простер руки к небу и не сдвинулся с места, пока не почувствовал снизошедшей благодати. Тогда он сказал горцу: «Беги вниз, к той скале, и там найдешь воду живую, которую Господь, по милосердию Своему, исторг из камня». Жаждущий горец побежал вниз и, окуная губы в ключевую воду, почувствовал, как иная волна омывает его душу. Это была благодать Божья и доброта святого Франциска, доброта, исторгающая слезы из каменных сердец"
-37

15. Проповедь птицам

«Неоднократно Святой Франциск проповедывал животным и птицам-сестрам. Однажды он прочел замечательную проповедь:
- Сестрицы мои птички, — сказал он, — вы — любимицы нашего Создателя, Господа Бога, и потому всегда должны прославлять Его, ибо Он сохранил род ваш в Ноевом ковчеге и дозволил вам летать, куда вам угодно, отдав вам в распоряжение чистое небо.
Птицы обернулись в его сторону с деревьев, кустов, лугов и изгородей и внимательно его слушали, вытянув шейки и склонив головки, словно были наделены разумом.
— Птички, сестрицы мои, — продолжал святой, и они внимали ему, — прославляйте же Бога, ибо вы не сеете и не жнете, а Всевышний дает вам реки и источники, чтобы вы утоляли жажду, высокие деревья, чтобы вы вили гнезда, горы и долины для отдохновения вашего. Вы не прядете и не шьете, и Всевышний одевает вас и детей ваших в теплое платье из перьев, пригодное ина лето, и на зиму. Смотрите же, как любит вас Создатель, но опасайтесь,сестрицы мои, греха неблагодарности и всегда прославляйте Бога.
Птицы, кивая головой, открыв клюв и распахнув крылья, сперва запищали вразнобой, потом громко защебетали, словно огромный хор, — так ответили они согласием на слова святого. Франциск же в изумлении радовался; он ходил среди них и задевал их полой, но ни одна из них не испугалась, ни одна не улетела. Наконец, он поднял руку для благословения и позволил им улететь.
Братья, задрав головы, дивились этому чуду, и думали о том, что их учитель — истинный святой, раз он умеет говорить с тварями Божьими и вдыхать в них душу.
— Какую прекрасную проповедь ты прочел птицам, — сказал брат Массео.
— А какую прекрасную проповедь прочли они нам,— ответил святой Франциск.
— Мы должны проповедовать крест Христов во всех четырех сторонах света и жить как птицы небесные, ничем не владея в этом мире и посвящая нашу жизнь лишь Промыслу Божьему»
-38

Тот же сюжет на планке из Лувра (см. выше):

-39

16. Смерть дворянина из Челано

«Франциск, прибыв в Челано, чтобы проповедовать там, был остановлен неким дворянином, скромно, но настойчиво звавшим его разделить с ним трапезу. Франциск извинялся и отказывался, но в конце концов, был побежден его доводами. Час обеда настал и стол был накрыт. Хозяин был счастлив, и вся его семья радовалась гостям, пришедшим вкусить обед вместе с ними. Франциск же поднялся, устремил взор в небеса и сказал дворянину: «Брат хозяин, я пришел в твой дом по твоим молитвам, чтобы обедать с тобой, но слушай же внимательно меня сейчас, ибо суждено тебе будет обедать не здесь, а в другом месте. Иди и исповедуйся как можно быстрее, и не оставь ничего в тайне из того, что бы ты приберег для последнего исповедания. Господь воздаст тебе сегодня, за то, что ты принял его людей в своем доме с такой любовью». Прислушавшись к его святым словам, дворянин позвал священника, сопровождавшего Франциска, и исповедался ему. Он привел свой дом в порядок и стал ждать, когда свершится по слову святого. И когда все сидевшие начали есть, дворянин перекрестился и протянул руку к хлебу. Но прежде чем он прикоснулся к нему, его голова упала и дух покинул тело»
-40

17. Проповедь перед папой Гонорием III

Представ перед ним, Франциск рассказал о том видении, какое ему было в Порциунколе и о желании привести души в рай.
— На сколько лет ты просишь эту индульгенцию?
— Святой Отец, — отвечал Франциск, — не годы мне потребны, а души. Просьба была необычной. Такая индульгенция давалась только тем, кто, взяв крест, отправлялся в крестовый поход — освобождать Гроб Господень. И все же Папа, несмотря на возражения курии, дал индульгенцию. Франциск, ликуя, уже собрался удалиться:
— Послушай, простец, — сказал ему Папа, — куда же ты идешь без документа, удостоверяющего наше разрешение?
— Святой Отец, мне довольно вашего слова. Мне не нужно бумаг. У меня вместо бумаг — Пресвятая Дева Мария, вместо нотариуса — Христос, вместо свидетелей — ангелы.
-41

18. Явление Святого Франциска во время проповеди Антония Падуанского в Арле

«Хотя Франциск не мог быть телесно со всеми отдаленными ветвями ордена, но устав, установленный им, пылкие молитвы, им возносимые, и благословения, им данные, создавали впечатление, будто он был все время с ними. Иногда даже Господь, во всей своей всемогущей власти, позволял ему чудесно являться среди них, как это произошло как-то в Арле. Случилось однажды, что брат Антоний, прекрасный проповедник, читал пастве о Страстях Сына Божьего и о надписи на кресте Его «Иисус из Назарета, царь Иудейский», как один из братьев, звавшийся Мональд, человек образцовых достоинств, был сподвигнут Господом обернуться к дверям церкви. И увидел он там блаженного Франциска в воздухе, а руки его были простерты к кресту, благословляя всех собравшихся. И наполнились их сердца тогда великим утешением, которое было знаком присутствия их Отца и подтверждением увиденного братом Мональдом»

Святой Антоний Падуанский напрямую связан с Орденом францисканцев, основанным святым Франциском Ассизским. Хотя Антоний не был лично знаком с Франциском до самой его смерти, он вступил в Орден меньших братьев вскоре после его основания и стал одним из самых выдающихся его представителей. Известно одно письмо от Франциска Антонию:

«Брату Антонию, моему епископу, брат Франциск желает здоровья. Мне угодно, чтобы ты преподавал братьям священное богословие, если это не нарушит дух молитвы и преданности, как написано в Уставе. Прощай»
-42

Тот же сюжет в Санта Кроче:

-43

19. Стигматизация Святого Франциска

Святой Франциск просил о том, чтобы любить и страдать, как Господь, а поскольку он не представлял себе любви без действия и страдания, после того, как он пошел за Христом, после того, как он воссоздал в своих ощущениях Рождество, ему оставалось воссоздать в ощущениях Распятие. И столь горячо он желал этого, и столь пылал этой мыслью, что Господь разделил с ним, как с другом, всю Свою любовь и всю Свою скорбь: Он распял его, как Сам был распят.
Из глубины ослепительно сияющих небес к Франциску спустился серафим о шести огненных крыльях. Два крыла соединялись на голове и простирались вниз, два других покрывали все тело, и еще два были раскрыты в полете. И в этой божественной птице молнией блистал Иисус. Святой созерцал необыкновенное явление, и в его сердце поднимались вместе счастье от лицезрения Господа и скорбь от того, что он видел Его распятым. Тем временем чудесный жар снедал его душу и проникал в тело, отзываясь острой пульсирующей болью в ногах, руках, ребрах, и голос говорил ему: «Знаешь ли ты, что Я с тобой сделал? Я даровал тебе стигматы, зримые знаки Моей страстей, дабы ты был Моим хоругвеносцем». Крылатый серафим исчез, ушла боль.
Прошло немало времени, прежде чем святой Франциск пришел в себя и почувствовал, что его руки мокры, а из-под ребер с левой стороны груди стекает горячая струйка. Он посмотрел: это была кровь. Он попытался встать — но не удержался на ногах. Он сидел на земле, и деревья приветливо простирали над ним густую зеленую корону. Он посмотрел на руки, на ноги и увидел, что они пронзены гвоздями, черными, будто из железа, с большими круглыми шляпками, вколоченными в ладони и ступни. Он распахнул рясу и оглядел левую сторону груди, где боль проникала в самое сердце, и нашел там рану, словно от удара копьем, открытую, красную и кровоточащую. Это и были стигматы, о которых говорил серафим.
Еще два года до смерти носил святой на своем теле эти отличительные знаки, скрывая их, насколько возможно, от любопытных глаз.
-44

Санта Кроче:

-45

Лувр:

-46

20. Смерть и вознесение Святого Франциска

«... смерть предстала ему как блаженная, как сестра избавительница, едва лишь он увидел, что перед ним тот же путь, которым прошел Христос, вознёсшийся к славе Отца. И тогда мир сошёл в его душу, он почувствовал, что восхищён в те высшие пределы, куда не достигает земная суета. Ему казалось, что он идёт по цветущей тропе к свету, сияющему всё ярче. С последним вздохом он выговорил: «Выведи из темницы мою душу, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». В этот миг сердце его перестало биться. Бог исполнил последнюю его просьбу. Внезапно в сумерках послышались движения многих крыльев: это жаворонки слетелись к келье Святого и запели свою песню. В чистой синеве неба зажигались первые звезды»
-47

21. Явление Святого Франциска брату Августину и епискому Ассизскому

«Брат Августин был старшим в общине Терра ди Лаворо. Когда он умирал, в его последний смертный час внезапно он закричал столь громко, что был услышан всеми — хотя давно уже все думали, что он не может разговаривать: «Подожди меня, отец! Подожди меня! Я иду за тобой!». Братья спросили, с кем он разговаривает, и услышали в ответ: «Разве вы не видите отца нашего Франциска, возносящегося в небеса?». И в тот же миг душа брата Августина покинула его смертную плоть и последовала за святым отцом»
-48

22. Подтверждение стигматов Святого Франциска

«Тело Святого, которое перед смертью было давно почерневшее от болезни, стало прекрасным, оно сияло великой чистотой и видом своим доставляло утешение. Все его члены, поначалу окоченелые, стали мягкими и обрели гибкость, свойственную телу младенца… В самой середине рук и ног были не отверстия от гвоздей, но сами гвозди, образовавшиеся из его плоти, даже возросшие с самой плотью, сохранявшие темный цвет, и правое ребро орошалось кровью»
-49

Здесь мы видим крест Джунты Пизано - одно из первых украшений Базилики Святого Франциска (где мы сейчас и находимся):

-50

Эта же сцена в Санта Кроче:

-51

23. Оплакивание Святого Франциска Святой Кларой и монахинями-клариссами

«На следующее утро его понесли в город. Духовенство, власти, народ длинной вереницей потянулись к восточным воротам с песнопениями и молитвами, восклицая и приветственно помахивая зелеными ветками. У обители Св. Дамиана была сделана остановка. Клара и ее дочери имели слишком большое право повидать отца в последний раз. Поднявшийся плач тронул бы и камни. Плакали женщины, глубоко постигшие любовь, это был плач дев о человеке, за которым они пошли в совершенной преданности ему, привлеченные его примером и силой воздействия. Их печаль контрастировала с праздничным настроением толпы в то мягкое воскресное утро. После последнего прощального приветствия кларисс, процессия медленно двинулась дальше»

Предание говорит, что Святая Клара скорбела, но не плакала, не роптала на разлуку с дорогим человеком. Она ожидала, что в небесной обители они вскоре встретятся.

-52

24. Каннонизация Святого Франциска

«Побуждаемый собственным желанием и желанием всех христиан, Папа ускорил процесс канонизации, назначив комиссию кардиналов. Около сорока чудес, подвергнутых рассмотрению, были исторически засвидетельствованы, но многим эта процедура показалась излишней. «Какая надобность, — говорили они, — в засвидетельствованных чудесах, если святость этого святейшего человека мы видели своими глазами, осязали своими руками и знаем, что она проверена истиной?». Оставалось лишь совершить великий обряд. 16 июля 1228 года Григорий IX прибыл из Перуджи в Ассизи и торжественно причислил Франциска к лику святых, отслужив папское богослужение на площади Св. Георгия»
-53

25. Явление Святого Франциска Григорию IX

«Перед канонизацией Святого блаженной памяти папа Григорий IX, которому Франциск предсказал понтификатство, сомневался в его стигматах. Но однажды ночью, которую папа проводил в слезах, явился ему во сне святой Франциск. Лицо его было сурово, и упрекал он Григория за его сомнения. Затем поднял он свою правую руку и показал рану в подреберье, а затем сказал взять чашу и собрать кровь, стекающую из раны. Папа взял чашу, и кровь переполнила её через края. С этой ночи Григорий так уверовал в стигматы, что не позволял больше никому усомниться в этих чудесных знаках и наказывал сурово таких людей»
-54

Дальнейшие фрески цикла были выплонены уже не Джотто, а так называемым Мастером Святой Цецилии:

26. Святой Франциск исцеляет раненого человека из Лериды

Согласно легенде, этот человек был тяжело ранен и уже считался безнадежным, но после молитв к Франциску он чудесным образом исцелился.

-55

27. Исповедь женщины из Беневенто

-56

28. Освобождение раскаявшегося еретика

-57
Мастер Святой Цецилии - его творчество формировалось под влиянием римских и сиенских мастеров конца XIII в. Попав под влияние Джотто, он последовал за ним в Ассизи, где помогал в работе над росписями со сценами из жизни Святого Франциска.
Это не столько ученик Джотто, сколько художник, обращенный в его веру. Чувствуя все очарование новой живописной структуры, он применяет ее, но без глубокого проникновения в присущий ей историзм для изображения новеллистических занимательных эпизодов.

Влияние Джотто очевидно и в других его работах, например - Святая Цецилия и эпизоды ее жизни:

Мастер Святой Цицилии, 1304г
Мастер Святой Цицилии, 1304г
Святая Цецилия родилась в благородной римской семье и ещё в юности постигла христианскую духовную премудрость. Поэтому смыслом её жизни стало служение неимущим и желание остаться в чистоте и целомудрии до смерти. Мало кто знал, что под пышными нарядами она носит власяницу
Родители выдали ее замуж, но она убедила и мужа в своей вере, благодаря чему осталась девой. Позже они с мужем обратили в христианство и его брата, вместе помогая беднякам. Об этом узнал тогдашний римский префект и велел их казнить. По пути за город на казнь братья убеждали воинов стать христианами и их начальник Максим настолько уверовал, что пригласил идущих на казнь к себе домой, где был крещён вместе со всей семьёй.
На следующий день, когда казнь над Валерианом и Тивуртием совершилась, Святой Максим всенародно исповедал себя христианином и рассказал, как видел восхождение душ казнённых к небесам. За это Максима прилюдно замучили, забив насмерть плетьми.
А в это время святая Цецилия успела раздать остатки имущества и привести к Богу 400 римлян. Сначала её пытались умертвить в раскалённой бане, но три дня мучений не принесли никакого результата. Святая Цецилия оставалась жива. Тогда её попытались усечь мечом, но палач не смог отрубить деве голову и нанёс только смертельные раны. После этого святая Цецилия прожила ещё три дня, твёрдо исповедуя христианскую веру и призывая к Богу окружающих.
С 16 века часто изображается с лютней или другим музыкальным инструментом - согласно преданию, она молилась Богу и пела духовные песнопения в то время, как её вели к венцу и вокруг упражнялись в пении язычники.

Но это было отступление.

Дальше мы продолжим исследовать творчество Джотто уже в Падуе (откуда я это сейчас и пишу :))