Всем привет!
Настал этот час - сегодня начинаем говорить о Джотто!
Это, без сомнений, один из самых известных художников позднего Средневековья/Проторенессанса. Его творчество стало переломным моментом в истории искусств, определив переход от средневековой отчужденности к гуманизму Возрождения.
Итак, Джотто ди Бондоне. Годы жизни 1267-1337. Мастер совпал по времени с Данте и был учеником Чимабуэ (предположительно). Предполагается, что был рожден в деревне недалеко от Флоренции в семье мелких землевладельцев.
Наш уже любимый Джороджо Вазари много писал о Джотто, и во многом благодаря этому образ художника оброс легендами и анекдотами. Все они связаны с его беспрецедентным мастерством и умением пошутить даже с самыми высокими особами.
Вазари, опираясь на описание Джованни Боккаччо, друга Джотто, говорит о нем, что "во Флоренции не было человека уродливее", и указывает, что его дети также были невзрачны внешне. Существует легенда, что Данте посетил Джотто, когда тот расписывал часовню Скровеньи, и, увидев детей художника, путающихся под ногами, спросил, как у человека, который писал такие прекрасные картины, могли быть такие невзрачные дети. Джотто, который, по словам Вазари, всегда отличался остроумием, ответил: "Я создаю свои картины днем, а детей - ночью"
Джотто не просто сам по себе был исключительным художником - он был во главе целой сети мастерских, прекрасно организованных и следующих его правилам. Также мастер сотрудничал с другими художниками, что постепенно привело к распространению его влияния по Северной и Центральной Италии.
В частности, возникло неофициальное направление "джотеск", объединяющее художников, работающих в манере Джотто. Особенно активны были художники из Тосканы и Флоренции, Умбрии и Римини.
Быстро получив известность за свои работы, Джотто получил большой заказ на выполнение фресок в верхней церкви в Ассизи (Базилика Святого Франциска). Это стало одним из самых масштабных его проектов, определивших его стиль и профессиональное будущее.
Как и фрески Чимабуэ, работы Джотто не сохранились в идеальном состоянии (помним про землетрясение 1997).
В Ассизи Джотто выполнил 28 фресок о жизни Святого Франциска. Основаны они на теологическом тексте Святого Бонавентуры - на его труде "Большая житие святого Франциска" ("Легенда о трех спутниках"). Кроме того, мастером были выполнены фрески на основе Ветхого Завета:
Исследователи находят множество связей творчества Джотто с разными источниками. Например, с современной средневековой скульптурой, со скульптурой античности, с работами предыдущих мастеров (как Чимабуэ).
Например, изображение лица матери библейских братьев сравнивают со скульптурой 13в Святой Елизаветы:
А в фигуре олицетворения реки Тибр в Риме находят вдохновение для лежащей фигуры Исаака:
Связывают этот образ и с современником Джотто - Арнольфо ди Камбио и его Рождеством:
А в лице Папы Иннокентия Третьего находят прямые отсылки к скульптурному бюсту Бонифация Восьмого руки, опять же, Арнольфо (ну здесь реально очень похож):
Давайте теперь взглянем на фрески поближе. Есть схема расположения. наверху (напротив входа) представляем апсиду. То есть, если мы будем стоять перед алтарем, начало будет в нижнем регистре по нашей правой руке:
Сцены 1-3 (слева направо):
В описании я привожу цитаты из Святого Бонавентуры, на которых были основаны выполненные фрески
1. Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Святому Франциску (кстати, здание на фоне - реальное здание в Ассизи еще римских времен)
«И было так, что некий житель Ассизи, человек простой, но, как все полагают, умудренный Богом, как-то раз проходя по городу и повстречав Франциска, снял с себя плащ и постелил свою одежду у него ног, показывая тем самым, что Франциск со временем удостоится всех знаков почтения, поскольку ему предстоит совершить великое дело, за которое он и будет превыше многих почитаем всем христианским миром»
2. Дарение плаща бедному дворянину
«И когда восстановились его силы, и он вышел, по обычаю надев красивую новую одежду, ему повстречался некий воин, прежде прославленный, а теперь обнищавший и бедно одетый, и он был поражен пылким состраданием к нищете этого человека и тут же, разоблачившись, отдал ему свою одежду, тем самым в одно мгновение исполнив две обязанности милосердия: прикрыл позор достойного воина и облегчил нужду бедного человека»
3. Сон о Дворце
«В ту же ночь, погрузившись в сон, он по милости Божией увидел огромный и пышный дворец с множеством воинского оружия, украшенного знаком креста Христова, и так было ему предуказанно, что милосердие, которое он во имя любви к Вышнему Царю оказал бедному солдату, будет оплачено ни с чем не сравнимой наградой. Он стал спрашивать во сне, чей это дворец и откуда он взялся, и услышал ответ и подтверждение свыше, что все это будет принадлежать ему и его воинству»
Сцены 4-6:
4. Распятие из Сан Дамиано
«И вот однажды он вышел в поле поразмыслить и в размышлениях своих дошел до церкви святого Дамиана, обветшавшей и почти развалившейся от крайней старости, и вошел в нее, воспламенившись духом, для молитвы, и когда он распростерся перед образом Христа, дух его получил в молитве немалое облегчение. Глазами, полными слез, взирал он на крест Господень, и тогда с креста раздался голос, трижды провозгласивший (а он внимал эти словам телесным ухом): «Ступай, Франциск, отстрой дом мой, - ты видишь, он почти разрушился!» Кроме Франциска, в церкви в тот час никого не было, он содрогнулся и замер, и когда он постиг сердцем, что внимал самому Христу, он лишился памяти и упал без чувств»
Здесь мы видим очередную отсылку к реальности Ассизи - распятие действительно выглядело так:
5. Святой Франциск отказывается от имущества
«Уже отобрав у него деньги, все-таки попытался отец, родивший сына по плоти, отвести его на суд к епископу этого города, чтобы под рукой епископа он объявил, как поступил он с отцовским достатком и чтобы возвратил все, что захватил. Истинный же последователь бедности с готовностью согласился на это испытание и, представ перед епископом, не потерпел никакой задержки, и сам ни в чем не промедлил, не ожидал ни слова епископа, ни его знака, но тут же снял с себя все одежды и передал их отцу. И все увидели, что под тонкими одеждами муж Божий носил на нагом теле власяницу. И тогда, опьяненный небывалой отвагой и пылким духом, он сорвал с себя даже подштанники и предстал перед всеми обнаженный, сказав отцу так: «До сих пор я звал тебя отцом на земле, теперь же я могу с уверенностью говорить: Отче наш, сущий на небесах!» (Евангелие от Матфея 6:9), ибо Ему я вверяю все мои сокровища и на него возлагаю все надежды». Епископ, увидев это и восхитившись все превосходящим усердием человека Божия, поднялся ему навстречу и с рыданием заключил его в свои объятия, распознав в нем мужа доброго и благочестивого. Он прикрыл его наготу своим плащом и велел слугам принести для Франциска что-нибудь, чем он мог бы одеть свое тело, и они принесли ему дешевый и плохонький плащ, принадлежавший какому-то земледельцу из числа услуживших епископу, и Франциск принял его с радостью, и, прежде чем надеть, осенил его знаком креста, превратив это одеяние в покров для распятого человека и для нагого бедняка»
Позднее Джотто повторит этот эпизод во Флоренции, в церки Санта Кроче:
6. Явление во сне Иннокентию III Святого Франциска, поддерживающего церковь
Когда Святой Франциск со своими первыми одиннадцатью братьями пришел в Рим чтобы представить папе строгий устав нового ордена, Иннокентий III был смущен столь тяжелыми обетами монахов-францисканцев. Он отослал их, велев молиться Богу, пока совет кардиналов будет рассматривать их устав.
Накануне совета Иннокентию III приснилось, что Латеранский собор начал рушиться, к нему подбежал человек в нелепой одежде и поддержал его, подставив плечи, которые вдруг стали исполинскими. Первосвященник едва поверил своим глазам, когда, увидев изнуренное, излучавшее свет лицо бедняка из Умбрии, узнал человека из его сна.
Этот сюжет также будет повторен в станковой работе (сейчас в Лувре):
7. Утверждение устава францисканского ордена
Нет в мире закона более краткого, более обширного и более простого, столь строго формировавшего нравы и уважавшего каждого человека в отдельности, чем этот францисканский устав — устав, который в двенадцати статьях собирает воедино Евангельскую мудрость и учит людей этой мудрости.
8. Чудесное явление Святого Франциска братии
«Перед лицом этой героической святости Бог не замедлил явить Свое присутствие через чудо, показав, сколь угодны Ему Франциск с собратьями. Однажды, когда Святой поднялся в Ассизи, чтобы после молитвы в соборе обратиться к народу, Господь погрузил его в экстаз. Одновременно братья, находившиеся в Ривоторто, увидели его на блистающей колеснице, от которой во все стороны исходил сверхъестественный свет; колесница трижды объехала небольшой их домишко, после чего исчезла из виду.
Сердца их исполнились священного восторга, они благословили Господа, Который таким образом прославил своего раба Франциска»
9. Видение небесных престолов
Как-то поздним вечером в Треви святой вошел в заброшенную церковь. Он решил провести здесь ночь и попросил своего спутника, брата Пачифико, оставить его одного, вернуться в больницу для прокаженных, а на следующее утро придти за ним в церковь. Святой Франциск очень дорожил свободой и ночами, которые посвящал беседам со Всевышним, но на сей раз в этой заброшенной церкви нечистый использовал против него весь свой арсенал мерзких видений. Чтобы избавиться от них, святой вышел из церкви, перекрестился и приказал дьяволу именем Божиим оставить его в покое. На рассвете брат Пачифико застал Франциска на коленях перед алтарем. Пачифико тоже стал молиться, но на хорах, и вот напротив Распятия он увидел райскую сферу и множество сияющих престолов. Один из них был выше других и искрился самоцветами. И голос сказал ему:
- Брат Пачифико, брат Пачифико, этот престол был Люциферов, а будет смиренного Франциска.
Видение исчезло, и еще не пришедший в себя Пачифико приблизился к учителю и упал у его ног, как перед святым, сложив руки крестом на груди:
— Отец, отец, прости меня и моли Бога о мне.
Милосердно и мягко святой Франциск поднял его с колен. Брат Пачифико, все еще восхищенный в Боге, спросил его каким-то далеким голосом:
— Что ты о себе думаешь, брат?
— Ах, — отвечал без промедления Франциск, — мне кажется, что нет большего грешника на всем белом свете.
И Пачифико вновь услышал голос:
— Вот подтверждение виденного тобой. Место, что было отнято у Люцифера за его гордость, будет принадлежать этому человеку за его смирение.
Элемент с люстрой в часовенке будет также повторен несколько раз, в том числе - в Падуе, в часовне Скровеньи:
10. Изгнание демонов из Ареццо
Как-то раз он не мог войти в Ареццо — там не на жизнь, а на смерть сражались враждовавшие партии, а из окон лилось кипящее масло — и остановился в поле, около города. Ясные глаза его видели невидимое, и он увидел бесов, в ликовании натравливавших горожан друг на друга. Тогда он сказал брату Сильвестро, который был вместе с ним:
— Пойди к воротам и именем Всевышнего прикажи бесам немедленно выйти вон.
Святой Франциск возложил эту обязанность на брата Сильвестро, ибо считал, что священник сумеет изгнать бесов лучше него. Брат Сильвестро покорно послушался и закричал у ворот города, населенного бесами:
— Именем Бога и отца нашего Франциска, заклинаю вас, бесы, изыдите все!
И тогда Франциск увидел, как бесы уносятся с башен и дымовых труб, словно полчище летучих мышей; а в городе тотчас же утихли страсти, души успокоились, и воцарился мир.
11. Испытание Святого Франциска огнем перед султаном
Святой Франциск с непоколебимой верой предлагает соперникам пройти через огонь, чтобы доказать истинность своей религии, а мудрый султан, поражённый глубиной его убеждений, не допускает насилия и отпускает его с почётом. Эта сцена подчёркивает духовную силу Франциска и уважение, которое он заслужил даже среди чуждых ему культур.
Тот же сюжет во Флоренции (Санта Кроче):
12. Экстаз Святого Франциска
«... несколько дней спустя они вернулись в дом того человека, и он стал из любопытства смотреть, что делает Франциск среди ночи; и он увидел его в молитве, а затем увидел, как святой в экстазе поднялся над землей, и был окружен ослепительным светом. И почувствовал тот человек нестерпимый небесный жар, который пробудил в нем желание подражать образу жизни малых братьев»
13. Торжественное празднование Рождества в Греччо
Святой Франциск, желая пробудить живую любовь к Богу, решил воссоздать сцену Рождества в гроте близ Греччо в 1223 году, чтобы люди могли наглядно прочувствовать нищету и святость рождения Христа. Он устроил первое вертепное действо с яслями, волом и осликом, сам читая Евангелие с такой силой и проникновением, что присутствующие ощутили присутствие Младенца Иисуса. По преданию, Франциск действительно увидел Его и прижал к сердцу, согрев своей любовью
"...Вот ясли и солома, а выше — камень для мессы, вот вол и ослик, но нет ни Младенца, ни Пречистой Девы, ни Иосифа, ни ангелов. Их заменил святой Франциск. В торжественном облачении дьякона читал он Евангелие столь дивным, чистым и мелодичным голосом, что все этой великой ночью подумали о горах Иудеи и о Славе Небесной. Потом он заговорил о рождении нищего Царя с таким чувством и жаром, что охваченная восторгом толпа почувствовала, будто ее отнесло на тринадцать веков назад, к началу нашего Искупления.
Ночь была праздничной, весь лес сиял и пел, и казалось, что Младенец Христос вернулся на землю. Одному человеку удалось увидеть Его. На соломе, пустовавшей оттого, что не было на ней Сына Человеческого, блаженный Франциск увидел новорожденного, такого белоснежного и холодного, словно он мертв. Он взял его, прижал к сердцу, согрел отеческим теплом, и младенец ожил, открыл глазки протянул ручки к бледному лицу Своего бедняка. А святой Франциск заговорил так, что все расплакались, и если голос его дрожал от слез, то слова его возродили в сознании людей Младенца Иисуса, словно он присутствовал среди них. Руки Франциска держали Его, глаза — видели, и сердце святого полнилось любовью и благодарностью»
Зесь изображен киворий Арнольфо - мы про это уже говорили:
14. Чудесное открытие источника
"...он решил провести праздник Успения и пост св. Михаила на Берне, дикой горе...«В этом походе мы будем соблюдать обычай, т. е. читать положенные молитвы, говорить о Боге или хранить молчание, и не будем думать о еде, питье и сне. И только когда придет время позаботиться о ночлеге, мы вкусим немного хлеба, остановимся и отдохнем в том месте, которое Господь для нас приготовит».
Братья, привыкшие к такого рода путешествиям, приняли предложение учителя, перекрестились и отправились в путь. Тропинка, ведущая вверх, становилась все круче и извилистей, и святой Франциск падал от слабости. Они нашли для него осла, которого привел горец, с душою очерствевшей, как его скалы. По дороге, отчасти от тяжелого подъема, отчасти из-за жары, горца охватила безумная жажда, и он запричитал, что умрет, если не напьется. Святой Франциск, который не мог спокойно видеть даже страданий паука, слез с осла, встал на колени, простер руки к небу и не сдвинулся с места, пока не почувствовал снизошедшей благодати. Тогда он сказал горцу: «Беги вниз, к той скале, и там найдешь воду живую, которую Господь, по милосердию Своему, исторг из камня». Жаждущий горец побежал вниз и, окуная губы в ключевую воду, почувствовал, как иная волна омывает его душу. Это была благодать Божья и доброта святого Франциска, доброта, исторгающая слезы из каменных сердец"
15. Проповедь птицам
«Неоднократно Святой Франциск проповедывал животным и птицам-сестрам. Однажды он прочел замечательную проповедь:
- Сестрицы мои птички, — сказал он, — вы — любимицы нашего Создателя, Господа Бога, и потому всегда должны прославлять Его, ибо Он сохранил род ваш в Ноевом ковчеге и дозволил вам летать, куда вам угодно, отдав вам в распоряжение чистое небо.
Птицы обернулись в его сторону с деревьев, кустов, лугов и изгородей и внимательно его слушали, вытянув шейки и склонив головки, словно были наделены разумом.
— Птички, сестрицы мои, — продолжал святой, и они внимали ему, — прославляйте же Бога, ибо вы не сеете и не жнете, а Всевышний дает вам реки и источники, чтобы вы утоляли жажду, высокие деревья, чтобы вы вили гнезда, горы и долины для отдохновения вашего. Вы не прядете и не шьете, и Всевышний одевает вас и детей ваших в теплое платье из перьев, пригодное ина лето, и на зиму. Смотрите же, как любит вас Создатель, но опасайтесь,сестрицы мои, греха неблагодарности и всегда прославляйте Бога.
Птицы, кивая головой, открыв клюв и распахнув крылья, сперва запищали вразнобой, потом громко защебетали, словно огромный хор, — так ответили они согласием на слова святого. Франциск же в изумлении радовался; он ходил среди них и задевал их полой, но ни одна из них не испугалась, ни одна не улетела. Наконец, он поднял руку для благословения и позволил им улететь.
Братья, задрав головы, дивились этому чуду, и думали о том, что их учитель — истинный святой, раз он умеет говорить с тварями Божьими и вдыхать в них душу.
— Какую прекрасную проповедь ты прочел птицам, — сказал брат Массео.
— А какую прекрасную проповедь прочли они нам,— ответил святой Франциск.
— Мы должны проповедовать крест Христов во всех четырех сторонах света и жить как птицы небесные, ничем не владея в этом мире и посвящая нашу жизнь лишь Промыслу Божьему»
Тот же сюжет на планке из Лувра (см. выше):
16. Смерть дворянина из Челано
«Франциск, прибыв в Челано, чтобы проповедовать там, был остановлен неким дворянином, скромно, но настойчиво звавшим его разделить с ним трапезу. Франциск извинялся и отказывался, но в конце концов, был побежден его доводами. Час обеда настал и стол был накрыт. Хозяин был счастлив, и вся его семья радовалась гостям, пришедшим вкусить обед вместе с ними. Франциск же поднялся, устремил взор в небеса и сказал дворянину: «Брат хозяин, я пришел в твой дом по твоим молитвам, чтобы обедать с тобой, но слушай же внимательно меня сейчас, ибо суждено тебе будет обедать не здесь, а в другом месте. Иди и исповедуйся как можно быстрее, и не оставь ничего в тайне из того, что бы ты приберег для последнего исповедания. Господь воздаст тебе сегодня, за то, что ты принял его людей в своем доме с такой любовью». Прислушавшись к его святым словам, дворянин позвал священника, сопровождавшего Франциска, и исповедался ему. Он привел свой дом в порядок и стал ждать, когда свершится по слову святого. И когда все сидевшие начали есть, дворянин перекрестился и протянул руку к хлебу. Но прежде чем он прикоснулся к нему, его голова упала и дух покинул тело»
17. Проповедь перед папой Гонорием III
Представ перед ним, Франциск рассказал о том видении, какое ему было в Порциунколе и о желании привести души в рай.
— На сколько лет ты просишь эту индульгенцию?
— Святой Отец, — отвечал Франциск, — не годы мне потребны, а души. Просьба была необычной. Такая индульгенция давалась только тем, кто, взяв крест, отправлялся в крестовый поход — освобождать Гроб Господень. И все же Папа, несмотря на возражения курии, дал индульгенцию. Франциск, ликуя, уже собрался удалиться:
— Послушай, простец, — сказал ему Папа, — куда же ты идешь без документа, удостоверяющего наше разрешение?
— Святой Отец, мне довольно вашего слова. Мне не нужно бумаг. У меня вместо бумаг — Пресвятая Дева Мария, вместо нотариуса — Христос, вместо свидетелей — ангелы.
18. Явление Святого Франциска во время проповеди Антония Падуанского в Арле
«Хотя Франциск не мог быть телесно со всеми отдаленными ветвями ордена, но устав, установленный им, пылкие молитвы, им возносимые, и благословения, им данные, создавали впечатление, будто он был все время с ними. Иногда даже Господь, во всей своей всемогущей власти, позволял ему чудесно являться среди них, как это произошло как-то в Арле. Случилось однажды, что брат Антоний, прекрасный проповедник, читал пастве о Страстях Сына Божьего и о надписи на кресте Его «Иисус из Назарета, царь Иудейский», как один из братьев, звавшийся Мональд, человек образцовых достоинств, был сподвигнут Господом обернуться к дверям церкви. И увидел он там блаженного Франциска в воздухе, а руки его были простерты к кресту, благословляя всех собравшихся. И наполнились их сердца тогда великим утешением, которое было знаком присутствия их Отца и подтверждением увиденного братом Мональдом»
Святой Антоний Падуанский напрямую связан с Орденом францисканцев, основанным святым Франциском Ассизским. Хотя Антоний не был лично знаком с Франциском до самой его смерти, он вступил в Орден меньших братьев вскоре после его основания и стал одним из самых выдающихся его представителей. Известно одно письмо от Франциска Антонию:
«Брату Антонию, моему епископу, брат Франциск желает здоровья. Мне угодно, чтобы ты преподавал братьям священное богословие, если это не нарушит дух молитвы и преданности, как написано в Уставе. Прощай»
Тот же сюжет в Санта Кроче:
19. Стигматизация Святого Франциска
Святой Франциск просил о том, чтобы любить и страдать, как Господь, а поскольку он не представлял себе любви без действия и страдания, после того, как он пошел за Христом, после того, как он воссоздал в своих ощущениях Рождество, ему оставалось воссоздать в ощущениях Распятие. И столь горячо он желал этого, и столь пылал этой мыслью, что Господь разделил с ним, как с другом, всю Свою любовь и всю Свою скорбь: Он распял его, как Сам был распят.
Из глубины ослепительно сияющих небес к Франциску спустился серафим о шести огненных крыльях. Два крыла соединялись на голове и простирались вниз, два других покрывали все тело, и еще два были раскрыты в полете. И в этой божественной птице молнией блистал Иисус. Святой созерцал необыкновенное явление, и в его сердце поднимались вместе счастье от лицезрения Господа и скорбь от того, что он видел Его распятым. Тем временем чудесный жар снедал его душу и проникал в тело, отзываясь острой пульсирующей болью в ногах, руках, ребрах, и голос говорил ему: «Знаешь ли ты, что Я с тобой сделал? Я даровал тебе стигматы, зримые знаки Моей страстей, дабы ты был Моим хоругвеносцем». Крылатый серафим исчез, ушла боль.
Прошло немало времени, прежде чем святой Франциск пришел в себя и почувствовал, что его руки мокры, а из-под ребер с левой стороны груди стекает горячая струйка. Он посмотрел: это была кровь. Он попытался встать — но не удержался на ногах. Он сидел на земле, и деревья приветливо простирали над ним густую зеленую корону. Он посмотрел на руки, на ноги и увидел, что они пронзены гвоздями, черными, будто из железа, с большими круглыми шляпками, вколоченными в ладони и ступни. Он распахнул рясу и оглядел левую сторону груди, где боль проникала в самое сердце, и нашел там рану, словно от удара копьем, открытую, красную и кровоточащую. Это и были стигматы, о которых говорил серафим.
Еще два года до смерти носил святой на своем теле эти отличительные знаки, скрывая их, насколько возможно, от любопытных глаз.
Санта Кроче:
Лувр:
20. Смерть и вознесение Святого Франциска
«... смерть предстала ему как блаженная, как сестра избавительница, едва лишь он увидел, что перед ним тот же путь, которым прошел Христос, вознёсшийся к славе Отца. И тогда мир сошёл в его душу, он почувствовал, что восхищён в те высшие пределы, куда не достигает земная суета. Ему казалось, что он идёт по цветущей тропе к свету, сияющему всё ярче. С последним вздохом он выговорил: «Выведи из темницы мою душу, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». В этот миг сердце его перестало биться. Бог исполнил последнюю его просьбу. Внезапно в сумерках послышались движения многих крыльев: это жаворонки слетелись к келье Святого и запели свою песню. В чистой синеве неба зажигались первые звезды»
21. Явление Святого Франциска брату Августину и епискому Ассизскому
«Брат Августин был старшим в общине Терра ди Лаворо. Когда он умирал, в его последний смертный час внезапно он закричал столь громко, что был услышан всеми — хотя давно уже все думали, что он не может разговаривать: «Подожди меня, отец! Подожди меня! Я иду за тобой!». Братья спросили, с кем он разговаривает, и услышали в ответ: «Разве вы не видите отца нашего Франциска, возносящегося в небеса?». И в тот же миг душа брата Августина покинула его смертную плоть и последовала за святым отцом»
22. Подтверждение стигматов Святого Франциска
«Тело Святого, которое перед смертью было давно почерневшее от болезни, стало прекрасным, оно сияло великой чистотой и видом своим доставляло утешение. Все его члены, поначалу окоченелые, стали мягкими и обрели гибкость, свойственную телу младенца… В самой середине рук и ног были не отверстия от гвоздей, но сами гвозди, образовавшиеся из его плоти, даже возросшие с самой плотью, сохранявшие темный цвет, и правое ребро орошалось кровью»
Здесь мы видим крест Джунты Пизано - одно из первых украшений Базилики Святого Франциска (где мы сейчас и находимся):
Эта же сцена в Санта Кроче:
23. Оплакивание Святого Франциска Святой Кларой и монахинями-клариссами
«На следующее утро его понесли в город. Духовенство, власти, народ длинной вереницей потянулись к восточным воротам с песнопениями и молитвами, восклицая и приветственно помахивая зелеными ветками. У обители Св. Дамиана была сделана остановка. Клара и ее дочери имели слишком большое право повидать отца в последний раз. Поднявшийся плач тронул бы и камни. Плакали женщины, глубоко постигшие любовь, это был плач дев о человеке, за которым они пошли в совершенной преданности ему, привлеченные его примером и силой воздействия. Их печаль контрастировала с праздничным настроением толпы в то мягкое воскресное утро. После последнего прощального приветствия кларисс, процессия медленно двинулась дальше»
Предание говорит, что Святая Клара скорбела, но не плакала, не роптала на разлуку с дорогим человеком. Она ожидала, что в небесной обители они вскоре встретятся.
24. Каннонизация Святого Франциска
«Побуждаемый собственным желанием и желанием всех христиан, Папа ускорил процесс канонизации, назначив комиссию кардиналов. Около сорока чудес, подвергнутых рассмотрению, были исторически засвидетельствованы, но многим эта процедура показалась излишней. «Какая надобность, — говорили они, — в засвидетельствованных чудесах, если святость этого святейшего человека мы видели своими глазами, осязали своими руками и знаем, что она проверена истиной?». Оставалось лишь совершить великий обряд. 16 июля 1228 года Григорий IX прибыл из Перуджи в Ассизи и торжественно причислил Франциска к лику святых, отслужив папское богослужение на площади Св. Георгия»
25. Явление Святого Франциска Григорию IX
«Перед канонизацией Святого блаженной памяти папа Григорий IX, которому Франциск предсказал понтификатство, сомневался в его стигматах. Но однажды ночью, которую папа проводил в слезах, явился ему во сне святой Франциск. Лицо его было сурово, и упрекал он Григория за его сомнения. Затем поднял он свою правую руку и показал рану в подреберье, а затем сказал взять чашу и собрать кровь, стекающую из раны. Папа взял чашу, и кровь переполнила её через края. С этой ночи Григорий так уверовал в стигматы, что не позволял больше никому усомниться в этих чудесных знаках и наказывал сурово таких людей»
Дальнейшие фрески цикла были выплонены уже не Джотто, а так называемым Мастером Святой Цецилии:
26. Святой Франциск исцеляет раненого человека из Лериды
Согласно легенде, этот человек был тяжело ранен и уже считался безнадежным, но после молитв к Франциску он чудесным образом исцелился.
27. Исповедь женщины из Беневенто
28. Освобождение раскаявшегося еретика
Мастер Святой Цецилии - его творчество формировалось под влиянием римских и сиенских мастеров конца XIII в. Попав под влияние Джотто, он последовал за ним в Ассизи, где помогал в работе над росписями со сценами из жизни Святого Франциска.
Это не столько ученик Джотто, сколько художник, обращенный в его веру. Чувствуя все очарование новой живописной структуры, он применяет ее, но без глубокого проникновения в присущий ей историзм для изображения новеллистических занимательных эпизодов.
Влияние Джотто очевидно и в других его работах, например - Святая Цецилия и эпизоды ее жизни:
Святая Цецилия родилась в благородной римской семье и ещё в юности постигла христианскую духовную премудрость. Поэтому смыслом её жизни стало служение неимущим и желание остаться в чистоте и целомудрии до смерти. Мало кто знал, что под пышными нарядами она носит власяницу
Родители выдали ее замуж, но она убедила и мужа в своей вере, благодаря чему осталась девой. Позже они с мужем обратили в христианство и его брата, вместе помогая беднякам. Об этом узнал тогдашний римский префект и велел их казнить. По пути за город на казнь братья убеждали воинов стать христианами и их начальник Максим настолько уверовал, что пригласил идущих на казнь к себе домой, где был крещён вместе со всей семьёй.
На следующий день, когда казнь над Валерианом и Тивуртием совершилась, Святой Максим всенародно исповедал себя христианином и рассказал, как видел восхождение душ казнённых к небесам. За это Максима прилюдно замучили, забив насмерть плетьми.
А в это время святая Цецилия успела раздать остатки имущества и привести к Богу 400 римлян. Сначала её пытались умертвить в раскалённой бане, но три дня мучений не принесли никакого результата. Святая Цецилия оставалась жива. Тогда её попытались усечь мечом, но палач не смог отрубить деве голову и нанёс только смертельные раны. После этого святая Цецилия прожила ещё три дня, твёрдо исповедуя христианскую веру и призывая к Богу окружающих.
С 16 века часто изображается с лютней или другим музыкальным инструментом - согласно преданию, она молилась Богу и пела духовные песнопения в то время, как её вели к венцу и вокруг упражнялись в пении язычники.
Но это было отступление.
Дальше мы продолжим исследовать творчество Джотто уже в Падуе (откуда я это сейчас и пишу :))