Найти в Дзене

Итальянская готика: Арнольфо ди Камбио

Всем привет! Мы тут потихоньку наблюдаем, как искусство Италии постепенно приобретает готический характер и пытаемся понять, как так вообще получилось. И сегодня наш герой - скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио Впервые Арнольфо упоминается в документе от 1265 года как член мастерской Никколо Пизано. Помните такого? Вместе они все вместе с Джованни работали над кафедрой для кафедрального собора Сиены: Также он был и частью команды, создавшей Фонтан Маджоре в Перудже. Предполагается также, что над еще одним проектом Пизано - усыпальница Святого Доминика в Болонье - они тоже работали вместе с Арнольфо. Подобное сотрудничество не могло не оказать влияние на собственный стиль Арнольфо, и влияние его коллег мастеров действительно видно. Наиболее активен Арнольфо был в Риме, особенно в 1280-90е годы - здесь он был во главе собственной мастерской средних размеров. Из Рима он путешествовал для выполнения разных заказов Самая ранняя подписанная работа этого периода - усыпальница кардинала

Всем привет!

Мы тут потихоньку наблюдаем, как искусство Италии постепенно приобретает готический характер и пытаемся понять, как так вообще получилось.

И сегодня наш герой - скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио

Арнольфо ди Камбио. Автор - Луиджи Пампалони
Арнольфо ди Камбио. Автор - Луиджи Пампалони

Впервые Арнольфо упоминается в документе от 1265 года как член мастерской Никколо Пизано. Помните такого? Вместе они все вместе с Джованни работали над кафедрой для кафедрального собора Сиены:

-2

Также он был и частью команды, создавшей Фонтан Маджоре в Перудже. Предполагается также, что над еще одним проектом Пизано - усыпальница Святого Доминика в Болонье - они тоже работали вместе с Арнольфо.

Подобное сотрудничество не могло не оказать влияние на собственный стиль Арнольфо, и влияние его коллег мастеров действительно видно.

Наиболее активен Арнольфо был в Риме, особенно в 1280-90е годы - здесь он был во главе собственной мастерской средних размеров. Из Рима он путешествовал для выполнения разных заказов

Самая ранняя подписанная работа этого периода - усыпальница кардинала Гийома Де Брей, церковь Святого Доминика в Орвието:

-3

Если присмотреться, можно заметить, что саркофаг не целый - передние колонны явно повреждены, есть и другие потери. Это связано с тем, что в 17м веке гробница была убрана со своего места, но в 20м - возвращена обратно, уже в таком виде. Исследователи утверждают, что первоначально усыпальница включала дополнительную архитектурную рамку, как бы ее накрывавшую.

Вот реконструкция:

-4

Арнольфо своим произведением предложил новую модель гробницы, богато украшенной и как бы являющейся частью стены.

Она состоит из трех ярусов (сверху вниз)

  • Мадонна с Младенцем на троне. Слева от них - Святой Марк (святой покровитель церкви, в которой служил кардинал) представляет им кардинала Гийома, справа - Святой Доминик - покровитель церкви;
-5

  • эффигия (скульптурное надгробие) в виде небольшой камеры, где изображено тело кардинала. Интересная деталь - дьяконы закрывают (или открывают) занавески. Я предполагаю, что все-таки закрывают, чтобы предоставить ему вечный покой;
-6

  • емкость с телом и суппеданеум - подставка под нее.
-7

Здесь Арнольфо использует мозаичную декоративную технику косматеско. Ее придумали и использовали мастера семьи Космати (отсюда и название) в 12-14вв. Арнольфо использовал здесь применяемый мастерами тип кладки, а в качестве материала использовал не только мрамор, но и золото - поэтому вся гробница получилась такой сияющей:

-8

-9

На что стоит обратить внимание, так это на изображение кардинала - его лицо тронуто временем, не идеализировано - это почти можно назвать портретом:

-10

Выразительны и другие фигуры:

Святой Марк представляет кардинала Марии
Святой Марк представляет кардинала Марии

Святой Доминик
Святой Доминик
-13

Работая с Никколо Пизано, Арнольфо точно научился смотреть на античные образцы. Например, множество исследователей сходятся во мнении, что для Марии здесь послужила образцом фигура с древней скульптуры Капиталийской Триады (дама справа):

-14

Сходства действительно налицо, особенно в положении корпуса, рук и ног.

В целом структура и некоторые отдельные элементы этой гробницы еще на протяжении двух веков нередко служили образцом выполнения подобных произведений.

Следующей подписанной работой Арнольфо стал киворий над алтарем Святого Павла в Риме (1285):

-15

Спонсирован проект был аббатом Бартоломью, чья фигура (предположительно) присутствует в декоративной программе и предлагает модельку чибориума Святому Павлу.

Готический балдахин опирается на античные порфировые колонны и богато украшен великолепными капителями, небольшими угловыми статуями в классическом стиле, рельефными фигурами и мозаикой косматеско. Он радикально отличается от более раннего, гораздо более простого римского типа кивориев - это произведение создано под очевидным влиянием современной французской готики.

Киворий Арнольфо богат фигурными украшениями, а архитектура ориентирована на размещение фигурной скульптуры в угловых нишах и фронтонах. Между арками размещены Святые Павел, Петр и Тимати. Еще один угол занимает Святой Бенедикт, а может быть - и сам Бартоломью.

Как благодаря синтезу элементов, взятых из различных источников, так и благодаря строгой прямолинейности своей архитектуры, кибориум является характерным ранним примером Арнольфа.

Что интересно, эта новая форма кивория так отличалась от всего прежнего, что не раз вдохновила Джотто, который помещал подобные постройки на фонах своих фресок:

-16

Детали кивория:

-17
-18

В этот же период Арнольфо выполнил и киворий для церкви Святой Чичилии в Риме - похожий общей конструкцией, но отличный в пропорциях и декоре:

-19
-20
-21

Последнее подписанное произведение Арнольфо в Риме - гробница Папы Бонифация 8го в Риме:

-22

Она намного проще всего, что мы видели до этого, но мы точно можем узнать мастера по вниманию к лицу и по использованию косматеско. КРоме того, утверждается, что первоначально гробница не была так одиноко, но входила в ансамбль с мозаично украшенной стеной, где Папу встречали Мадонна с Младенцем, Святые Питер и Пол.

Джорджо Вазари в своем сборнике биографий также утверждает, что и сама часовня Святого Бонифация была выполнена Арнольфо, но подтверждений этому пока не нашли.

Но мы упомянули, что Арнольфо ди Камбио был не только скульптором, но и архитектором. И главный его архитектурный проект - кафедральный собор Флоренции:

-23
-24

Когда Арнольфо приступил к работам, тут уже было более раннее строение (базилика Святого Зиновия, покровителя города). После его смерти реновация застопорилась и продолжилась только через 40 лет, а завершилась вообще в 15м веке. И результат, который мы видим сейчас, далек от проекта Арнольфо.

Его собор был бы значительно меньше. Неф Арнольфо был таким же широким, как и нынешний, с более узкими проходами; и, хотя он был короче, в нем должно было быть пять отсеков вместо четырех.
Восьмиугольный хор, непосредственно примыкающий к нефу, должен был доходить примерно до середины нынешнего хора. Опоры нефа, построенные Арнольфо, были многоугольными, как и в нынешнем здании. Три
фасадных портала соответствовали нефам, а их мраморная облицовка и фигурная скульптура были частично выполнены при Арнольфо. Богатое убранство фасада не простиралось далеко за пределы портальной зоны и было убрано в 1587 году; его внешний вид известен по живописным записям. Арнольфо также отвечал за организацию пилястр на западном конце внешней стены нефа.

Живописные реконструкции храма Арнольфо:

-25
-26

Сегодня выполнена реконструкция фасада Арнольфо, расположенная в музее Дуомо во Флоренции. Там расположены оригинальные скульптурные композиции, которые изначально располагались над порталами - Рождество над левым, Мадонна с Младенцем - над центральным и Молитва над умершей Девой - над правым:

-27
-28
Мадонна с центрального портала
Мадонна с центрального портала
Святая Репарата, Мария, Святой Зановий
Святая Репарата, Мария, Святой Зановий

Святая Репарата и Святой Зиновий- две важные фигуры для Флоренции. Святая Репарата, молодая мученица, является со-покровительницей города, а Флорентийский Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (как раз о котором мы и говорим) построен на фундаменте базилики, посвященной ей. Святой Зиновий является главным покровителем Флоренции. Его мощи хранятся в Соборной часовне.

Рождество
Рождество

Тут исследователи тоже находят античные модели для подражания:

Саркофаг, 3 век до н.э.
Саркофаг, 3 век до н.э.
Молитва над умершей Девой Марией
Молитва над умершей Девой Марией

Отметим еще несколько потрясающих скульптурных работ Арнольфо ди Камбио. Для начала - портрет Чарльза Анжуйского:

-34

Чем он особенный - это реалистичный портрет, выполненный, когда Чарльз был еще жив. Для Средних веков - это первое произведение подобного рода (в пост-классическом периоде).

-35
-36
-37

Подобный стиль и внимание к индивидуальности мы видим в бюсте Папы Бонифация Восьмого:

-38

И мое любимое - бронзовая статуя Святого Петра в Риме, выполненная по примеру античной статуи философа:

-39

Особенно отличительными чертами его работ являются монументальность и осевое расположение фигур и склонность к геометрическим формам; строгость и твердость контуров; трезвый, серьезный пафос и сдержанное, но
выразительное использование жестов; а также часто удивительно натуралистичные детали (особенно в лицах) и тесная зависимость друг от друга. Однако, несмотря на часто встречающиеся контрасты между классицистическим стилем Арнольфо и более "готическими" и экспрессивными работами
Джованни Пизано, очевидно, что Арнольфо
также был обязан французским готическим образцам, о чем свидетельствуют архитектурные мотивы на его гробницах и кивории, а также их фигурная скульптура. Арнольфо оказал влияние не только на следующее поколение скульпторов, особенно на членов семьи Косматус (Йоханнеса и Деодатуса), но и на Джотто, в ранних работах которого прослеживается влияние его в высшей степени индивидуального стиля рисунка

Арнольфо оказался очень продуктивным художником. И хоть, несомненно, в некоторых деталях повторял подход своего учителя Никколы, выработал свой великолепный стиль.