Всем привет!
Тут мы поговорили о том, как и почему готика пришла в Италию.
Прийти-то она, конечно, пришла, но не сказать, что сильно закрепилась. В основном это были миксы с романским стилем.
Одним из наиболее показательных примеров является Базилика Святого Франциска в Ассизи. Это действительно уникальная церковь - она построена на вершине холма, и это определяет ее архитектуру.
В храме, строительство которого началось в предположительно в 1228 году, есть три уровня:
- крипта;
- нижняя церковь;
- верхняя церковь.
Строительство включало три фазы:
- романская фаза - наиболее старая часть нижней церкви;
- вторая фаза - элементы готики в верхней церкви;
- третья фаза - дополнительный декор в стиле готики.
Давайте взглянем на фасад. Можно сказать, что он очень недалеко ушел от романского стиля - белый камень, наличие арок и т.д. Очевидно разделение на три регистра: верхний - тимпан, средний - с окном розой, нижний - с порталом.
Из готического здесь - окно-роза и главный портал:
Интерьер начнем рассматривать с нижней церкви, так как она самая старая - это будет наш мост между романским и готическими стилями.
Потолки низкие, пространства горизонтальные. Тем не менее, некое присутствие готики уже ощущается - за счет сводов, опирающихся на полу-колонны.
В нижней церкви только один неф. Трансепт перекрыт цилиндрическими сводами. Только позже, в 14 веке, были пристроены восточный трансепт и несколько боковых часовен, выполненных в ярко выраженном готическом стиле
Под нижней церковью обустроена крипта, созданная специально для тела Святого Франциска. Кроме того, она выполняла и фундаментальную функцию (буквально) - поддерживала собой верхнюю церковь.
Что интересно, вопреки средневековой традиции, тумба с телом Святого Франциска была погребена глубоко под землей, и все, что могли сделать пилигримы - лишь преклонить колени перед алтарем.
Такой тип захоронения вторил раннехристианской традиции (Святой Петр), и вдобавок защищал святое тело от желающих его похитить (что случалось нередко).
Декоративная программа настенной росписи в нижней церкви установила стандарт иконографии для дальнейших изображений Святого Франциска. В работах участвовали ведущие, самые востребованные в свое время художники Рима, Умбрии и Тосканы.
Росписи нижней церкви сконцентрированы на жизни Святого Франциска. Информация была взята из работы Святого Бонавентуры Legenda maior - биографии Святого Франциска (хотя некоторые источники утверждают, что этот теологический труд был написан после выполнения фресок).
Один из основных художников, трудившихся над нижней церковью - так называемый Мастер Святого Франциска - аноним. Его работа включала два цикла - Страсти Христовы и Сострадание Святого Франциска. Две истории должны были дополнять друг друга и постоянно ссылаться друг на друга.
Например - Признание Иисуса в Эммаусе расположено напротив сцены Подтверждения стигматов Святого Франциска (согласно легенде, он получил их от серафима - на тех же местах, что и у Иисуса):
Такая параллель была призвана возвеличить Святого Франциска до статуса Второго Христа (alter Christus)
Как мы видим, эти изображения ужасно повреждены, исследователи предлагают для объяснения две причины:
- в качестве материала использовалась темпера, а это предполагало другую технику - не сырую фреску, а сухую;
- дальнейшие пристройки капелл по соседству также значительно повредили стены.
Кроме того, в нижней церкви трудился известный мастер Чимабуэ (учитель Джотто), который создал здесь одну из своих известнейших Марий - Маэста:
Маэста́ — иконографический тип изображения Богоматери с Младенцем в окружении славящих Её ангелов
Теперь давайте поднимемся на верхнюю церковь:
Она намного более светлая и носит более готический характер.
Своды потолков высокие, но уравновешены и общей шириной - для классической готики характерны более узкие нефы, что визуально очень вытягивает интерьер.
Помимо всего прочего, здесь расположен Папский трон - это много говорит о том, кому на самом деле принадлежала церковь. Хоть она и условно - ордена Святого Франциска, папы строительстве приняли не последнее участие и активно его спонсировали.
Верхняя церковь в плане - классический Латинский крест (типичная базилика+как собор Святого Петра в Ватикане):
Своды поддерживаются полу-пилястрами, как и в нижней церкви. Только здесь они более вытянуты, а снаружи поддерживаются полукруглыми контрфорсами:
Очень выразительны в верхней церкви окна, выполненные в технике витража.
Они сами по себе обладают готической вытянутой формы, а витражи только усиливают этот эффект. Кроме того, по цвету они дублируют росписи на стенах (которые мы посмотрим позже с Джотто):
Что интересно, над окнами в разных частях церкви работали разные мастерские. В апсиде (фото сверху) - немцы, в трансепте слева - французы, в трансепте справа - уже знакомый нам Мастер Святого Франциска.
Несмотря на разнообразие мастерских, в витражах прослеживается общий стиль и техника
Апсида (Ветхий Завет слева и Новый Завет справа):
Левый трансепт (Книга Бытия/Ветхий Завет, Девы на тронах, Благославляющий Христос, Антоний падуанский; Мария с младенцем):
Правый трансепт (видения ангелов, основанные на Ветхом Завете и на жизни Христа:
Подобным же образом украшены окна на стенах вдоль нефа.
В целом можно сказать, базилика стала не просто произведением искусства, но отображением реально происходившей ситуации. Концепция бедности служила мощным оружием в борьбе с ересью: она обеспечивала монахам больший авторитет и свободу передвижения, но в то же время ставила их в зависимость от пожертвований и всевозможных фондов. Например - наличие Папского трона и богатого реликвария в церкви нищенствующего ордена (кто платит, тот и заказывает музыку).
Что думаете об этом?
Мы еще вернемся в эту прекрасную базилику, чтобы подробно рассмотреть творчество Джотто и его учителя Чимабуэ.