Джованни Ченни ди Пэпо, больше известный как Чимабуэ - один из наиболее заметных представителей итальянского Проторенессанса.
Джорджо Вазари в своем сборнике биографий писал, что Ченни отличался буйным характером, за что и получил прозвище Чимабуэ - "быкоголовый". Предположительные даты жизни - 1240-1302 гг.
Вообще почти все о его жизни и творчестве предположительно из-за отсутствия достоверных источников. Поэтому до сих пор не понятно, все ли работы, приписываемые ему, действительно принадлежат руке мастера.
Но мы пройдемся по основным его работам и начнем с распятия, выполненного для Церкви Святого Доминика в Ареццо (1268-1271).
Это распятие действительно внушительных размеров 336 × 267 см расположено в апсиде над алтарем:
Что сразу бросается в глаза:
- сильный изгиб тела Христа;
- цвет кожи - она золотистая и будто сияет;
- волосы и борода проработаны в очень реалистичной манере;
- лицо выражает страдания.
Часто исследователи сравнивают это распятие Чимабуэ с распятием его предшественника - Джунты Пизано. Он выполнил много распятий, но считается, что Чимабуэ вдохновлялся именно болонским (1260):
Сходство действительно налицо, как и в композиции, так и в технических приемах. Тем не менее, различия между этими двумя работами как раз и показывают эволюцию в живописи - плавный, едва заметный переход от Средневековья к Возрождению.
Давайте выделим эти едва заметные, но очень значимые различия (и сходства):
- композиция, расположение всех фигур, оформление фона, повязка на Христе - Чимабуэ делает прямые ссылки на Джунта;
- Чимабуэ представляет более сильный изгиб тела, как бы переваливающегося на левую сторону креста - так усиливается динамичность, казалось бы, статичной композиции;
- фигура, выполненная Чимабуэ, более объемная, с мускулистым определением, достигнутым с помощью тонких мазков;
- объем продолжается и в отдельных частях тела, где плавные градиенты сопровождаются контрастами между светлым и темным;
- техника покрытия Чимабуэ создает плотный, бронзоподобный эффект, превосходящий работу Джунты по напряженности и трехмерности.
Есть особенности и в оформлении черт лица:
Так, у Чимабуэ:
- лицо и волосы прорисованы со сложной детализацией — волосы бороды нарисованы по отдельности, сливаясь с затенением лица.
- волосы объединены в тонкие пряди, более утонченные и реалистичные, чем у Джунты;
- выражение лица Христа мягче, но реалистичнее. Это очень актуально в ключе расцвета идеологии нищенствующих орденов (а распятие выполнено для церкви Святого Доминика), чья изобразительная и теологическая традиция строилась на сочувствии и сопереживании;
- тонкая штриховка придает лицу объем и тонкую, почти каллиграфическую элегантность.
Эксперименты мастера продолжились в его следующих работах. Следующее распятие, выполненное для Санта-Кроче во Флоренции (1272-1280), было очень сильно повреждено во время наводнения 1966 года, но сохранились фотографии до происшествия:
И вот как оно выглядит сейчас:
Размеры тоже впечатляют 448 x 390 см. Давайте теперь сравним два распятия Чимабуэ между собой:
Различия заметны, в первую очередь, в фигуре Христа - художник стремится придать ему большую реалистичность, поэтому кожа приобретает более зеленый оттенок - как будто Иисус уже умер. Кровь покинула тело, оно больше не светится, оно мертвое. Да и в целом проработка мускулов, работа со светом и тенью, с объемом и контрастами выходит на новый уровень, хотя пропорции остаются вытянутыми (что элегантно, но не очень-то реалистично).
После второго распятия Чимабуэ выполняет несколько изображений Мадонны. Так называемая маэстА - иконографический тип изображения Богоматери с Младенцем в окружении славящих Её ангелов.
Его первая Маэста выполнена для Церкви Святого Франциска в Пизе (1280) (сейчас в Лувре):
Фото для понимания масштабов (424 × 276 см):
По моему мнению, это очень противоречивое изображение, отображающее сложности перехода от одного стиля к другому:
- привет, Византия! Золотой фон, плоские нимбы;
- итальянское Средневековье - странная перспектива деревянного трона с готическими элементами, иерархия (разные размеры ангелов и Марии), симметрия, лица ангелов почти идентичны;
- новые гуманистические устремления - особое внимание к отношениям цвета и тени, к драпировкам, и самое важное - к коже. Чимабуэ активно ищет лучшие решения для передачи живой гладкой и сияющей кожи.
Поиски продолжаются в следующей Маэста - в базилике Святого Франциска в Ассизи. Здесь Чимабуэ расписывал нижнюю церковь и частично (недостоверно) верхнюю. Чуть позже в этой же статье ми рассмотрим его фрески, но сначала посмотрим на Мадонну Номер Два (1285-1288):
Изображение совершенно другое:
- диагонально размещенный деревянный изогнутый трон - изначально был позолочен - супер блестящий. Очень похож на первый, но выполнен в более изящной манере, а золочение придавало еще большую элегантность;
- Дева в немного расслабленной позе - и Младенец размещен более естественно, чем обычно. Он смотрит на Мать, физически и ментально с ней взаимодействует (что-то подобное мы видели у Джованни Пизано в его скульптурах);
- ангелы улыбаются, размещены в 2 ряда, что создает эффект трехмерности пространства; их головы расположены симметрично, но в разных наклонах, черты лица проработаны индивидуально - теперь это будто разные личности;
- здесь же изображен Святой Франциск - фигура справа. Он держит в руках книгу, а на них - стигматы (то есть раны, соответствующие ранам Иисуса Христа. Франциск получил их во время молитвы на горе Верна в 1224 году. По преданию, он увидел видение серафима в форме креста и после этого у него появились раны на руках и ногах, как от гвоздей, а также порез на груди. Эти раны были восприняты как знак особой близости к Христу и божественной благодати).
- цвета очень яркие, поиск наилучшего решения для кожи продолжается
И есть еще более поздняя Маэста, выполненная для Церкви Святой Троицы во Флоренции (1290-1300):
Эта великолепная панель отличается от двух прежних. Размеры внушительные - 385 × 223 см. Хотя на первый взгляд похоже на Маэста из Пизы, все-таки разница значительная:
- Чимабуэ возвращается к золотисто-бронзовой коже, несоответствию пропорций Мадонны и всех остальных, симметрии и схожести лиц;
- тем не менее, трон выполнен с большим мастерством, чем все остальные - он очень богато украшен, стоит фронтально и нарушения перспективы не так очевидны;
- он как бы объединяет два предыдущих образца - ангелы улыбаются, разный (но симметричный) наклон головы, кто-то смотрит на нас, а кто-то на Иисуса.
Кстати о взглядах. Здесь на нижнем ярусе - пророки, и их взгляды нам тоже многое говорят. Например, крайние - Иеремия и Исая - смотрят вверх, на Мадонну, этим самым направляя и наши взгляды на главных героев. Пророков можно определить по свиткам - в них записаны их свидетельства жизни Марии.
Маэста в нижней церкви в Ассизи быстро прославила Чимабуэ, и вскоре его пригласили украсить также и верхнюю церковь. На этом мнении сходится множество исследователей, Джорджо Вазари вообще приписывает ему чуть ли не половину фресок в этой части церкви Святого Франциска, но его слова ничем не подтверждаются.
Мы обсудим те фрески, что приписываются Мастеру, но будем держать в голове, что может Чимабуэ там и не пахнет
Ах да, они еще и очень повреждены:
Повреждения связывают с рядом причин:
- землетрясение 1997 года. Увы, от такого ни одна фреска не застрахована;
- сомнительные материалы -в Средние века пигменты были дорогостоящими, а технология приготовления - очень сложной. Так вот, был один пигмент белого цвета, который при особых условиях становился полностью черным. И здесь мы видим последствия его использования:
Руке Чимабуэ приписываются фрески в трансепте, апсиде и пресвитерии верхней церкви:
Апсида посвящена Марии, левый трансепт - сценам из Апокалипсиса и Архангелу Михаилу, правый - Святым Петру и Павлу. А на потолке пресвитерия - Евангелисты.
Помимо всего прочего, в этих фресках можно найти много ссылок на Рим. Если помните, в статье про саму церковь мы говорили, что хоть ее постройка и была инициативной нищенствующего Ордена Францисканцев, а спонсировал многое Папа Римский (и еще и трон себе там поставил). Это, вообще-то было взаимовыгодно - Папа утверждал свою власть над новым орденом, а орден, в свою очередь, мог спокойно делать свое дело, не боясь быть нареченным ересью и остаться без средств.
Одной из такой отсылок является изображение Рима среди Евангелистов (потому что там был центр католической Церкви):
А вот, кстати, и трон, расположенный в апсиде:
Некоторые сцены исследователи сравнивают с Никколо Пизано (художники были активны примерно в одно время, Пизано чуть раньше).
Например, сцена распятия:
Конечно, пропорции Чимабуэ намного более точные, но сходства в композиции и в положениях фигур все-таки есть.
Работал мастер и в меньших масштабах. Например, сегодня известно, что мастер выполнял двустворчатый складень, предназначенный для личной религиозной медитации заказчика:
Сейчас есть только три изображения из восьми - о характере остальных можно только догадываться.
А хотите прикол?
Дощечку, которая сейчас в нижнем левом углу, нашли совсем недавно и случайно - в 2019 году в Париже человек устроил что-то вроде гаражной распродажи, где решил продать и эту икону, которая годами висела у него на кухне. И кто-то добрый подсказал ему проверить происхождение - так и выяснилось, что это - достоверный шедевр Чимабуэ. Работа в итоге была продана частному коллекционеру за 24 миллиона евро:
Так что присмотритесь к иконам ваших бабушек - может быть там что-то интересное)
В целом работа Чимабуэ проложила дорогу его последователям, известнейшим из которых стал Джотто. Но это уже совсем другая история...