Найти в Дзене

Предвестники готики. Нищенствующие ордены: францисканцы и доминиканцы

Всем привет!

Готика - сколько образов возникают, когда слышу это слово!

Это, пожалуй, самый узнаваемый из стилей Западной Европы. Действительно, есть что узнавать - окна-розы, стрельчатые потолки, бесконечно уходящие в небо башни.

Вот что мы примерно представляем:

Но мы с вами концентрируемся на искусстве средних веков в Италии, а там все было немножко по-другому.

Но обо всем по порядку. Благодаря новым монашеским орденам готика все-таки распространилась в Италии, но очень ограниченно - ее признаки сводились к розам, стрельчатым аркам и сводам, и к умелому использованию света.

Но обо всем по порядку. Чтобы понимать, почему все так, а не иначе, предлагаю сделать коротенькую историческую справку.

В 13м веке Италия оставалась разрозненным полуостровом, разделенным на города-государства. Это не очень способствовало распространению какого-то одного стиля (хотя на примере романского стиля мы увидели, что это возможно). Готика, помимо всего прочего, не была очень популярной, потому что в Италии до сих пор процветала идея возвращения к великому прошлому Рима, подкрепляемая общехристианской идентичностью. В этих условиях людям не очень-то хотелось смотреть на Францию и Северную Европу (откуда и пришла готика).

А еще в это время была очень жирная Церковь. Вот по-другому не скажешь. Куча денег, земель и власти.

Это возмущало народ, как богатых, так и бедных, и как следствие - возникли два новых ордена - Францисканский и Доминиканский (по именам основателей).

Святой Франциск (слева) и Святой Доминик (справа)
Святой Франциск (слева) и Святой Доминик (справа)

Они также известны как "нищенствующие" ордены. Почему это? Да потому что они предложили возврат к истинным христианским ценностям. И для Франциска и Доминика это в первую очередь значило - отказ от излишеств.

Давайте по одному.

Святой Франциск - изначально вообще не собирался основывать никакой орден. Он хотел придерживаться пути Апостолов (и его в последствии называли новым апостолом). А это означало экстремальную бедность, отказ вообще от всего (земли, деньги, любое имущество) и жизнь за счет подаяний и милостыни. Из-за такого образа бедняка Святой Франциск, как и все члены францисканского ордена, изображаются в простых коричневых робах:

-3

Святой Доминик был немного более амбициозен и направил свои усилия на создание нового религиозного объединения и на обучение братьев (так себя называли и те, и другие). Он делал упор на образовании, интеллекте и вдумчивом влиянии на умы людей. Поэтому и одежда у этого ордена более элегантная - белое платье с синей мантией:

-4

Несмотря на различие, оба святых хотели избавиться от ереси, прекратить злоупотребления Церкви и, что самое главное - общаться с людьми. Они были не простыми монахами, запертыми в монастырях и посвящавшими все время молитвам, но полу-светскими. Это значило, что они выходили в люди и несли им Слово.

За эту близость к народу их и полюбили - ордена быстро стали популярными среди людей, уставших от очень далеких и возвышенных проповедников в церквях. От братьев они получали более близкое посредничество с Богом, более интимную с Ним связь.

А это помогло привлечь значительные экономические ресурсы (уже во время жизни основателей обоих орденов они начали обогащаться. Святой Франциск из-за этого даже отказался формально возглавлять орден и в конце жизни предпочел уединение).

Как бы то ни было, а денежки и патроны - это новые церкви и их декор. А новые церкви были нужны, потому что нужно было место, где собирать людей и проповедовать. А учитывая европейскую моду на готику и присутствие французских и немецких мастеров в Италии, мы можем не удивляться возникновению готических сооружений.

Один из самых наглядных примеров - Базилика Святого Франциска в Ассизи. Это огромное монументальное сооружение с уникальной структурой. И его мы рассмотрим в следующей статье)