Всем привет!
В прошлый раз мы познакомились с мастером Никколо Пизано. И упомянули, что у мастера этого есть сын - Джованни. Который потом тоже стал мастером. Оба они внесли огромный вклад во внедрение готики в искусство Италии, и сегодня мы посмотрим, как сын продолжил дело отца.
Начал Джованни как один из рабочих мастерской отца, но вскоре выработал достойный уровень мастерства, и начал работать над проектами наравне с Никколо. Один из наиболее значимых их совместных проектов (и самый последний) - Главный Фонтан Перуджи (Маджоре).
Фонтан был создан в промежутке между 1275 и 1278 гг.
Надо оговорится, что над данным проектом работали не только Пизано, но и другие художники, такие как Бевиньяте да Чинголи - архитектор, Бонинсенья Венециано - инжинер и Россо из Перуджи, известный как иль Паделлайо - ответственный за бронзовые элементы.
Маджоре расположен на площади между кафедральным собором и Дворцом приоров (что-то вроде Белого Дома) - такое положение определяет значимость фонтана для Перуджи. Что важно - изначально это было не просто украшение, но проект, призванный отметить устройство нового акведука для города, который обеспечил водой весь центр Перуджи.
На теле фонтана есть надписи, восхваляющие скульпторов - отца и сына (очень странный и вольный перевод с Латыни):
Это имена выдающихся скульпторов фонтана: Никола, прославленный в искусстве, прославляемый всеми своими работами, цвет скульпторов и самый желанный гость среди добродетельных. Первый - его отец, второй - его любимый сын, и если вы хотите быть уверенным, то можете сказать, что его зовут Джованни. Родился в Пизе — пусть они живут долго и в добром здравии
Фонтан состоит из двух объемных многоугольных окружностей, одна над другой.
Начнем с нижнего яруса. Он немного больше верхнего и разделен на 25 сторон, между которыми - закрученные колонны. В каждой из таких сторон - диптих (пара скульптурных панелей). Все работы выполнены из белого мрамора:
На нижней окружности в барельефе выполнены ежедневные труды рода человеческого, а также некоторые религиозные сюжеты, например, Первый грех. Есть здесь и символы города (на фото сверху правый диптих) и, в первый раз - светская романтическая сцена.:
Завершается эта последовательность сцен изображением свободных искусств - символ знаний, которые помогут человечеству избежать греха и прийти к процветанию:
Верхний ярус немного меньше нижнего, выполнен из розового камня из Ассизи и стоит на колоннах. Его составляют 12 сторон, каждая из которых разделена на 2 части, как бы разворачивающиеся друг к другу. Из-за этого в целом выходит, можно сказать, 24 стороны, украшенные мраморными статуями:
Статуи белого мрамора призваны, как и весь фонтан в целом, прославлять город и радоваться его успехам, в связи с этим и были выбраны герои. Например, здесь есть олицетворение Перуджи, есть фигуры влиятельных для нее людей, а также - святых и заступников:
Венчает фонтан чаша из бронзы. В ней - три женские фигуры, также выполненные из бронзы - они держат амфору, из которой и спускается вода в емкости фонтана (помним, что эти элементы выполнены другим мастером):
Что важно понять про этот фонтан - это был светский проект. Это значит - для города - не для церкви или баптистерия или часовни или чего угодно еще религиозного. А для города и для всех горожан. Религия, само собой, никуда не делась - мы видели некоторые элементы из Ветхого Завета, например. В Средние века Церковь - неотъемлемая часть жизни буквально каждого человека.
Кстати об этом. Следующий проект Джованни, над которым он работал уже без отца - баптистерий Пизы (1278):
Изначально над проектом крестильни работал Никколо Пизано, но Джованни доработал второй ярус:
На 60 арках в романском стиле, выполненных Никколой, Джованни разместил новые готические элементы - шпили, башенки (пинакли), а внутри заостренных арок - бюсты.
Некоторые из статуй были заменены копиями и размещены в музеях, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение
Помимо всего прочего, для этого баптистерия Джованни выполнил статую Мадонны с Младенцем, которая стала частью ансамбля - Мадонна с Младенцем между Иоаном Крестителем (с паторон) и Иоаном Евангелистом:
Этот ансамбль располагался в люнете над главным входом в баптистерий, но сейчас находится в музее.
Под фигурой Марии - подиум, на котором надпись точно указывает на имя создателя - Джованни, сына Никколы. Остальные фигуры принадлежат руке его коллеги Альбертино ди Томмасо.
Чуть позднее - еще одна Мадонна с Младенцем, выполненная для церкви Святого Райнериуса (покровитель Пизы). На этот раз рядом - олицетворение Пизы:
В 1297 году умирает Никкола, и Джованни начинает работать над большим заказом в Сиене - скульптурные украшения кафедрального собора - весь нижний ярус приписан его руке:
Здесь мы видим итальянскую готику во всей красе - уже классические тимпаны в романском стиле увенчаны шпилями и вимпергами (треугольная деталь с бюстом посередине).
Известно, что Джованни работал одновременно над этим проектом и над пизанским, грамотно разделяя нагрузку между ними.
Здесь (в Сиене) он руководил строительства фасада, его скульптурным оформлением и даже расширением хора. Работой его остались очень довольны, так что ему было предоставлено почетное гражданство Сиены и
различные привилегии.
Помимо всего прочего, для собора Сиены Джованни создал 14 фигур: Ветхозаветных пророков, сивилл, королей и философов. Эти статуи были расположены по всему периметру фасада, и в частности, в контрпостах.
Эта работа очень искусна - фигуры не только обладают ярко выраженными индивидуальными особенностями, но и неповторимыми положениями тел. Они свободно изгибаются, и ощущение неуловимого движения на самом деле завораживает:
Не окончив работу над кафедральным собором Сиены, Джованни сорвался обратно в Пизу, где выполнил еще ряд произведений. Очень интересны его Мадонны с Младенцем.
Мадонна для западного портала кафедрального собора Пизы (1290-99):
130 см в высоту, выполнена из белого мрамора. Очень необычное исполнение для своего времени - это не просто Мадонна и Младенец Иисус. Здесь они изображены действительно вместе - они общаются друг с другом посредством взглядов и жестов. Создается ощущение интимности и близкой связи.
Дева Мария с Младенцем из слоновой кости (1298):
53 см в высоту, выполнена для Пизы, и скорее всего являлась частью большего ансамбля.
Здесь можно наблюдать мастерство Джованни в мелкой пластике - положение Мадонны, ее наклон соответствуют движению самой слоновой кости. Поэтому трещины, появившиеся со временем, не нарушили задуманного направления, которое приводит прямо к Младенцу наверху.
Исследователи считают, что Джованни был очень плотно знаком с французской готикой либо за счет путешествий по Северной Европе, либо (что считается более вероятным) за счет знакомства с привозными произведениями искусства. В этой небольшой скульптуре он соединил наблюденные готические движения с итальянской монументальностью лица Марии.
Еще одна выразительная работа того же периода - Распятый Христос из слоновой кости (1290-1310):
Скорее всего, эта скульптура была частью ансамбля с Девой Марией (см выше). Что интересно - набедренная повязка изначально была окрашена, а волосы и борода Христа - позолочены.
Здесь мы можем видеть сильное противоречие между натуралистическим наблюдением и идеализированными формами, что характерно для готического искусства. Выбор слоновой кости в качестве материала был необычен для Италии того времени и, вероятно, отражает желание создать объект, напоминающий скульптуру из слоновой кости, производимую в Париже.
Помимо уже знакомых нам Пизы, Перуджи и Сиены, Джованни успел поработать в Пистое (все эти города - недалеко друг от друга и от Флоренции).
Здесь он в 1298-1301 гг выполнил великолепную кафедру (амвон) для церкви Святого Андрея:
Ничего не напоминает?
Очень похоже на кафедру Никколо Пизано в баптистерии Пизы, не правда ли:
Тем не менее, хоть Джованни и взял за основу модель отца, он ее изменил и, можно сказать, усовершенствовал.
Кафедра все так же шестиугольная, выполненная из мрамора, размещенная на колоннах из порфира (красная горная порода).
Похожа и иконография - на панелях изображены те же самые сцены (за исключением одной), но в более готическом стиле. Джованни усиливает эмоциональность сцен - теперь мы можем по-настоящему сочувствовать героям, видеть их страдания:
Иисус изображен более человечным - он угловатый и худой, умирает в страданиях:
Между панелями изображены пророки и сивиллы, Евангелисты:
Что интересно - колонны этой кафедры также, как и у Никколо, опираются на львов. Но у Джованни льва только два, а вместо третьего - теламон, Атлант:
На его спине и установлена колонна. Но она не просто стоит, она вот-вот соскользнет - это создает ощущение движения не только в изображениях на плитах, но и в самой конструкции. А такое движение очень характерно для готики:
Можно продолжать проводить параллель и сравнить решения Никколо и Джованни. Например, плиты с Благовещением, Рождеством и Поклонением Волхвов:
Мы видим, что стиль Джованни более свободный и динамичный (диагонали повсюду), в то время как Никколо применял более классические решения.
Это был его первый амвон, но потом последовал и второй - для кафедрального собора Пизы (1302-1310):
Кафедра выполнена из белого и греческого мрамора, порфира и гранита.
Изначально панели были окрашены, от чего сейчас остались лишь незаметные следы. Исследования показали, что фоны были отделаны голубой и золотой эмалью, ткани были красными и синими, и даже кожа была тонирована розовым. Зрачки были темными, а короны - золотыми.
Очень забавная тут подпись:
"...Джованни, родившийся в Пизе, наделен даром ваяния / придания формы...камень, дерево и золото, великолепные в своем величии. / Он не смог бы ни создать, ни даже захотеть создать скульптуру сколько-нибудь некрасивую..."
Эта кафедра - уже восьмиугольная, но плиты наверху закруглены, так что общее впечатление скорее как от округлой, нежели угОльной фигуры.
Центральная опора очень сложная по конструкции - это не просто колонна, но три женские фигуры (Вера, Надежда и Любовь), расположенные на пьедестале (с рельефами Свободных искусств):
Вместо некоторых наружных колонн - также статуи:
Для изображения Благоразумия Джованни в качестве референса использовал римскую статую Венеры:
Детали панелей:
Кафедрами и великолепной скульптурой Джованни заработал себе славу настоящего Мастера. В связи с этим его пригласил на службу Энрико Скровеньи (который впоследствии будет работать и с Джотто).
Джованни выполнил статую Мадонны с Младенцем (1305) для саркофага Энрико, который и сейчас расположен в их фамильной капелле в Падуе:
После этого проекта он выполнил еще несколько Мадонн, но мы на них останавливаться не будем.
А последний пример - скульптура Маргариты из Люксембурга (1311-1313). Выполнена по заказу императора Генрих 7го для украшения саркофага его жены Маргариты:
Гробницу переместили с изначального места в 19м веке после сноса церкви, в которой она располагалась. Как видите, работа значительно повреждена. Предполагается, что Маргарита и ангелы были частью большего ансамбля, где также изображались различные теологические фигуры.
Что интересно, так это выражение лица Маргариты:
Оно выражает религиозный экстаз - героиня уже умерла, и ангелы забирают ее душу на Небеса. Как тут не радоваться?!
В целом что мы можем сказать про Джованни?
Как по мне, так он правда превзошел своего отца, и сделал скульптуры намного более интересные, динамичные, живые. А что вы думаете?