Найти в Дзене
Настя читает

Странствие по прошлым жизням в романе Джека Лондона

Приятно, когда собираешься познакомиться с какой-то историей, а получаешь сразу несколько по цене одной. «Странник по звёздам» (также «Межзвёздный скиталец», «Скиталец по звёздам» и «Смирительная рубашка», 1915) — фантастический роман американского писателя Джека Лондона, история заключённого, которую он записывает в ожидании смертной казни. Профессор агрономии Даррел Стэндинг, находясь под заключением, часто подвергается особому типу наказания: его туго стягивают куском брезента, как смирительной рубашкой, и могут оставить так лежать даже на много суток. Когда это происходит первый раз и длится всего несколько часов, Стэндинг понимает, что не выдержит больше этой пытки. Но его товарищ по несчастью делится секретом: если прибегать к методу «малой смерти», то можно лежать скованным сколько угодно. Пока тело как будто будет мертво, сознание будет уноситься далеко и человек не будет ощущать страданий. Профессор верит товарищу, потому что сам с детства убеждён, что сознание человека может
Оглавление

Приятно, когда собираешься познакомиться с какой-то историей, а получаешь сразу несколько по цене одной.

Что за фрукт?

«Странник по звёздам» (также «Межзвёздный скиталец», «Скиталец по звёздам» и «Смирительная рубашка», 1915) — фантастический роман американского писателя Джека Лондона, история заключённого, которую он записывает в ожидании смертной казни.

Я слушала аудиокнигу в озвучке Дмитрия Евстратова и переводе Татьяны Озерской.
Я слушала аудиокнигу в озвучке Дмитрия Евстратова и переводе Татьяны Озерской.

Профессор агрономии Даррел Стэндинг, находясь под заключением, часто подвергается особому типу наказания: его туго стягивают куском брезента, как смирительной рубашкой, и могут оставить так лежать даже на много суток. Когда это происходит первый раз и длится всего несколько часов, Стэндинг понимает, что не выдержит больше этой пытки. Но его товарищ по несчастью делится секретом: если прибегать к методу «малой смерти», то можно лежать скованным сколько угодно. Пока тело как будто будет мертво, сознание будет уноситься далеко и человек не будет ощущать страданий. Профессор верит товарищу, потому что сам с детства убеждён, что сознание человека может выходить за пределы тела и даже заново проживать прошлые жизни. Поэтому в следующий раз он пытается применить этот метод, и у него действительно получается.

Мои впечатления

Мне кажется, я сама никогда бы не взялась за эту книгу, если бы не книжный клуб. По аннотации, которую я читала, ничего не было понятно, и интереса она не пробудила. Но книжные клубы для того и существуют, чтобы мы брались читать что-то неожиданное для себя и изумлялись.

Боялась я прежде всего отсутствия как такового сюжета и сплошного потока философских рассуждений о разуме, теле, душе и прочих не близких мне вещах. К счастью, я получила даже не один сюжет, а несколько разных. Без философских размышлений, конечно, не обошлось, но их было не так много, чтобы успеть сильно заскучать.

Читая роман, мы узнаём в первую очередь историю самого Даррела Стэндинга. Где-то в середине или ближе к концу он говорит пару слов о том, почему он совершил убийство, но не вдаётся в детали. И в целом не очень много рассказывает о своей жизни, приводя лишь один небольшой эпизод из детства, чтобы показать, почему он изначально верил в перерождение души и проживание множества жизней, и описывая свою учёную деятельность, чтобы объяснить, что он за человек и из-за чего в тюрьме у него возникли проблемы. Зато про пребывание в заключении он рассказывает во всех подробностях. И я читала, что Лондон использовал для этого сюжета информацию, которую ему поведал бывший каторжник Эд Моррелл, имя которого писатель подарил одному из второстепенных персонажей и который пробыл в тюрьмах 14 лет, из них пять — в одиночной камере.

Собственно и наш главный герой проводит в такой камере много времени и даже умудряется завести там друзей, общение с которыми возможно только перестукиванием. И это была одна из вещей, которые меня поразили. Если это правда, если заключенные действительно так делают, это удивительно. Хотя, наверное, когда у тебя есть годы свободного времени, чему только не научишься. Самым поразительным было то, что мужчины таким образом даже в шахматы играли. Более того, товарищ главного героя правил раньше не знал, то есть его ещё и обучить получилось. И ещё более того, главный герой обучает товарищей также другому, древнему виду шахмат, в которые он играл в одной из прошлых жизней.

Короче говоря, часть сюжета про пребывание в тюрьме показалась мне довольно интересной, потому что была подробной и смогла впечатлить как историей про перестукивание, так и историей про мерзкого человека, из-за которого тюремная жизнь главного героя превратилась в ад.

Изображение с жутко красивой обложки серии «Большие книги» издательства «Азбука».
Изображение с жутко красивой обложки серии «Большие книги» издательства «Азбука».

Я ожидала, что начнётся скука, когда главный герой начнёт «выходить из тела» и куда-то «странствовать». Но и тут я ошиблась. Потому что Стэндинг буквально начинает заново проживать некоторые свои прошлые жизни, и читатель получает возможность окунуться в трагичные истории людей самых разных судеб, сословий, эпох и мест. И эти истории оказались довольно захватывающими, а некоторые отражали реальные события.

  • Последний день из жизни французского графа Гильома де Сен-Мора. Я нашла канцлера с таким именем, жившего в 14 веке во Франции, но обстоятельства смерти не совпадают с описанными Лондоном, так что, возможно, имелся в виду не он.
  • Отшельник в Древнем Египте. Самая короткая и непонятная история, наполненная религиозными размышлениями.
  • 9-летний Джесси Фэнчер, путешествующий с караваном по Америке на запад. Захватывающая и трагическая часть, которая описывает реальное событие, получившее название «Резня в Маунтин-Медоуз». Белые переселенцы пытались пересечь территорию, которую занимали мормоны. Вообще историю мормонов мне всегда почему-то интересно было изучать. Однажды даже по работе пришлось погрузиться в эту тему. Так что и в этот раз я потом дополнительно погуглила про это всё.
  • Невероятные приключения матроса Адама Стрэнга в Чосоне (нынешней Корее), история о смелости, дерзости, большой любви и стремлении отомстить.
  • Рагнар Лодброг, ставший свидетелем событий вокруг Иисуса и Понтия Пилата.
  • Дэниэл Фосс, который остался единственным выжившим после кораблекрушения и прожил на необитаемом острове 8 лет, где ему пришлось проявлять стойкость и изобретательность, чтобы выжить.

Мне больше всего понравились истории о мальчике Джесси и робинзоне Дэниэле Фоссе.

Помимо темы стойкости духа, которая выражается как в истории самого заключенного, так и его прошлых жизней, можно также сказать, что Лондон в романе осуждает деятельность тюремных надзирателей и даже попрекает обычных граждан, ведь это их «цепными псами» являются надзиратели, их интересы они защищают, пытая заключенных по поводу и без.

Умные люди часто бывают жестоки. Глупые люди жестоки сверх всякой меры.

Напоследок хочется ещё отметить, как сильно автор превозносит женщину в романе. Конечно, мне такое приятно читать.

Порой мне кажется, что история мужчины — это всегда история его любви к женщине. И все мое прошлое, о котором я пишу сейчас, — это воспоминание о моей любви к женщине. Всегда, все десятки тысяч моих жизней, во всех моих обликах я любил ее. <...> И всюду она — вечная, великолепная, несравненная женщина.

Экранизации

У романа было две экранизации: 1920 и 2005 годов. Я удивилась, узнав, что смотрела вторую, но быстро стало понятно, почему я не узнала сюжет. Фильм 2005 года под названием «Пиджак» (англ. The Jacket, имеется в виду смирительная рубашка) лишь частично основан на этом произведении. Общее в историях только то, что главного героя надолго стягивают смирительной рубашкой и его сознание куда-то уносится: в романе заключенный заглядывает в свои прошлые жизни или просто в соседние камеры, в фильме страдающий потерей памяти бывший военный Джек, которого обвинили в убийстве, признали невменяемым и поместили в психиатрическую больницу, переносится в своё будущее.

Кадр из экранизации 2005 года.
Кадр из экранизации 2005 года.

Итог

Не могу назвать эту книгу лучшим прочитанным за последнее время, но она точно превысила мои ожидания. Я ожидала скучную философию и отсутствие сюжета. Скучная философия местами встречалась, но немного, а вот сюжеты, хоть и не все, но смогли увлечь.

А вы что читали у Джека Лондона? Делитесь в комментариях.

____________________________

Возможно, вас также заинтересуют и другие мои публикации: