Я давно хотела познакомиться с творчеством Уилки Коллинза и была уверена, что начну это знакомство с романов «Женщина в белом» или «Лунный камень», потому что именно они обычно на слуху и считаются самыми лучшими его работами. Но мой порядок чтения книг всегда настолько непредсказуем, что удивляет даже меня, и знакомство с Коллинзом у меня произошло путём прослушивания аудиоверсии его романа «Закон и женщина» 1875 года.
Что за фрукт?
Уилки Коллинз — английский писатель 19 века, которого называют создателем детективного жанра. Многие считают его роман «Лунный камень» (1866) первым англоязычным детективом. В более поздних произведениях писателя прослеживается критическая направленность. Что критикует автор в «Законе и женщине»? Расскажу чуть дальше. Сначала немного о сюжете.
Повествование ведётся от лица Валерии — женщины, которая записывает воспоминания о первых месяцах своей замужней жизни. Выйдя замуж по большой любви за Юстаса, с которым едва успела познакомиться, девушка вскоре обнаруживает, что её муж был ранее известен под другой фамилией и обвинялся в тяжком преступлении, но скрыл своё прошлое от новой возлюбленной в надежде начать с ней новую жизнь. Валерия хочет узнать, что же произошло тогда на самом деле, и доказать невиновность мужа.
Шотландский вердикт
Начиная с 17 века суд в Шотландии может вынести не два, а целых три вердикта, независимо от того, выносит ли его только судья или присяжные. Это «Виновен», «Не виновен» и «Не доказано». Вердикт последнего типа, известный ещё как «Шотландский вердикт», выносится не так уж редко — около трети оправдательных приговоров содержат именно такую формулировку. Что она значит? В шутку этот вердикт ещё называют «Не виновен, но больше так не делай». То есть присяжные или судья склоняются к тому, что подсудимый всё-таки совершил преступление, но у них не достаточно доказательств, чтобы твёрдо об этом заявить. С одной стороны, такой вердикт — спасение, с другой — это в любом случае уже клеймо, после которого сложно добиться пересмотра дела и восстановить свою репутацию, если ты всё-таки невиновен.
Именно это явление критикует своём произведении Коллинз. Муж главной героини оказался в ситуации, когда он уже ничего не может сделать, чтобы его дело пересмотрели, и в глазах общества он остаётся преступником. Только самые близкие люди уверены в его невиновности, как и наша главная героиня. Хотя, если честно, мне её твёрдая убеждённость была непонятна. Люди иногда даже спустя годы узнают о своей половинке какие-то тёмные тайны, что уж говорить о таком недавнем знакомстве. Так что, если честно, я до конца произведения ждала и боялась, что девушка всё-таки окажется разочарована.
Мои впечатления
Главная героиня
Каждый раз, когда я читаю что-нибудь из прошлых веков и там есть любовная линия, не могу не удивляться, как девушки бросаются в омут с головой с первым встречным-поперечным и доверяются ему безоговорочно. Но отбрасывая это, скажу, что героиня мне всё же импонировала. Да, в начале она кажется такой легкомысленной простушкой, которая вышла замуж за малознакомого человека, которого знает пару недель, а потом удивляется, что у того оказываются какие-то тайны, и теперь вообще непонятно, женаты они или нет и как дальше быть. Но как только героиня понимает, что за чертовщина тут творится, она решает во что бы то ни стало решить проблему мужа (соответственно, теперь и свою), несмотря на все уговоры окружающих бросить эту затею. А собственно, чем ещё заниматься обеспеченной девушке, над которой не висит тяжким грузом работа и хозяйство? Ведь для большинства женщин того времени одной из главнейших целей в жизни было удачное замужество, а тут ведь ещё и по настоящей любви. А раз на пути к этой цели образовалась какая-то помеха, надо бросить все силы и время на её разрешение, тем более что и сил, и времени, и даже денег у девушки в достатке. Так что меня не удивляло поведение героини, которая решила испробовать все возможные способы добиться правды, но при этом смелость и упорство всё равно впечатляли. Например, не каждая юная особа решится пойти в гости к мужчине, которого все считают безумцем, чтобы задать ему парочку вопросов. В общем, считаю Валерию большой умницей, даже несмотря на то что где-то ей просто повезло, а где-то она оказалась достаточно красивой для того, чтобы мужчина просто захотел её выслушать.
Мужчины в романе
К мужчинам в этом произведении у меня совсем неоднозначное отношение. В частности, к Юстасу, мужу главной героини. С одной стороны, он пострадал в молодости из-за своего рыцарства, а потом пережил ужасные события и прошёл через судебный процесс, после которого он так и остался в подвешенном состоянии — не обвинён и не оправдан. С другой стороны, его поведение в отношении Валерии мне не нравилось. Сначала это вообще было похоже на газлайтинг. Я оправдываю его тем, что описала выше, прошлое его сломало, но мне при этом обидно за девушку, которая не жалела себя, чтобы найти доказательства невиновности Юстаса.
Выше я сказала про красоту, которая помогла Валерии вступить в разговор с мужчиной. Вообще-то таких мужчин было даже двое. И да, каждый из них решил продолжить общение с посетившей их без приглашения незнакомкой только после того, как убедился, что она — красивая молодая особа. С одной стороны, хотелось бы, чтобы к женщинам относились серьёзно вне зависимости от того, сколько часов они наводили марафет и наводили ли вообще. Но с другой, вероятно, если бы визит нанёс мужчина, то эти персонажи бы просто продолжили делать вид, что заняты или отсутствуют, просто потому что вообще никого не хотели принимать в принципе, а молодость и красота Валерии заставили их уступить.
Одним из этих мужчин был Мизериус Декстер. Пожалуй, самая интересная личность в этом романе, которая вызывала разные противоречивые чувства по мере развития сюжета как у меня, читателя (слушателя), так и у главной героини. Я бы даже сказала, что этот персонаж сильно выделяется не только в данном произведении, но и в литературе в целом. Если его имя показалось вам необычным, то так оно и есть: отец действительно назвал своего сына именем, означающим что-то вроде «страдающий».
Детективная составляющая
Этот пункт меня вполне порадовал. Конечно, это не тот случай, когда читателю по ходу произведения предлагается самому догадаться о разгадке на основе собранных улик. Обо всём мы узнаём вместе с главной героиней по ходу её расследования, и все варианты, которые мы можем перебрать в голове, либо уже озвучены в судебных записях, либо озвучивает вместе с нами Валерия. Ключик, который проливает свет на истину, обнаруживается только в самом конце пути. Автор сохраняет интригу до конца. По ходу сюжета я несколько раз меняла своё мнение относительно виновности Юстаса.
Было интересно следить за ходом расследования Валерии. Главная героиня делает вроде бы вполне логичные и последовательные шаги. Естественно, что у неё нет безграничных возможностей, всё-таки она не официальный представитель власти и не может заставить кого-либо отчитываться перед ней. Но она готова смело заявиться в дом к любому, даже к тому, кого все в один голос называют психом, если она понимает, что это единственный вариант хоть как-то продвинуться дальше, найти хоть какой-то маленький след в нужном направлении.
Экранизация
Насколько я понимаю, экранизации по этому роману не существует. Есть американский фильм 1951 года с таким же названием (The Law and the Lady), но он не имеет никакого отношения к данному произведению, вообще являясь комедией. И снова мне интересно, как так вышло, что у каких-то произведений существуют десятки экранизаций, а какие-то достойные романы не обзавелись даже одной.
Итог
Я подозреваю, что это не самое сильное произведение автора, оттого и не столь широко известное. Но в целом мне было довольно интересно, я с удовольствием понаблюдала за созданными Уилки Коллинзом персонажами с такими разными характерами и окунулась в расследование хрупкой девушки викторианской эпохи, которой движет только любовь и желание вернуть своё женское счастье.