Найти в Дзене

Носили домики на макушке и покрывали их вуалью: что за необычные головные уборы англичанки надевали на себя в XVI в.?

Оглавление

Прошлые века богаты на нестандартные головные уборы. Возьмем хотя бы атур (XV в.) или эскофьон-о-корн (XV в.):

Слева - атур, справа - эскофьон-о-корн
Слева - атур, справа - эскофьон-о-корн

Но поистине странным (даже по сравнению с ними) является гейбл. Только взгляните на это:

Слева - портрет леди Мэри Уоттон кисти Ганса Гольбейна Младшего, XVI в. Справа - портрет Элизабет Воукс кисти того же художника, XVI в.
Слева - портрет леди Мэри Уоттон кисти Ганса Гольбейна Младшего, XVI в. Справа - портрет Элизабет Воукс кисти того же художника, XVI в.

И сегодня предлагаю разобраться с тем, откуда у этого предмета такое странное название, и как оно связано с его внешним видом. А помогут нам в этом картины XVI столетия и фильмы о той эпохе.

Итак, поехали.

Происхождение названия

Слово «гейбл» - это русская калька английского «gable». Последнее переводится как «щипец» и «фронтон». Также встречается значение «конек крыши». Кроме того, в английском есть словосочетание «gable roof», что означает «двускатная крыша».

Слева - двускатная крыша, справа - конек
Слева - двускатная крыша, справа - конек

В общем, термин «гейбл» нам буквально шепчет: «Ребята, с крышей все в порядке, она есть» (вспоминаются выражения про крышу и про «всех дома», которые хорошо иллюстрируют ментальное состояние собеседника). Он указывает на конструктивные особенности головного убора, на вершине которого заметен характерный уголок.

Кстати, у этой вещицы есть еще одно название - тюдоровский чепец. А тюдоровский он по той причине, что был популярен во времена правления династии Тюдоров в Англии. Это период с конца XV по первые годы XVII вв.

Особенности гейбла

Этот головной убор появился благодаря капюшонам - те были его предшественниками.

И сначала речи о странном домике на голове и не шло. Дело ограничивалось остроконечным капюшоном с декорированными боковыми частями.

Слева - портрет Маргарет Бофор кисти неизвестного художника, относится к XVII веку, написан с оригинала, относящегося к XVI веку. Справа - леди Баттс кисти Ганса Гольбейна Младшего, середина XVI в.
Слева - портрет Маргарет Бофор кисти неизвестного художника, относится к XVII веку, написан с оригинала, относящегося к XVI веку. Справа - леди Баттс кисти Ганса Гольбейна Младшего, середина XVI в.

Но люди любят все усложнять. Видимо, поэтому основа гейбла становилась все более твердой, а под него стали надевать тканевый чепец. Появилась и еще одна дополнительная деталь - жесткая лента. Последняя помогала закрывать край каркасной основы и заодно не допускала того, чтобы были видны волосы девушки.

Кстати, для создания основы обычно использовали проволоку и ветки лозы.

Обеспеченные дамы предпочитали украшать переднюю часть своих «домиков» золотом, жемчугом, шелком и драгоценными камнями.

Слева - портрет неизвестной женщины, который обычно называют изображением Маргарет Поул, восьмой графини Солсбери, первая четверть XVI в.; справа - портрет Маргарет Ропер, дочери Томаса Мора, кисти Ганса Гольбейна Младшего, 30-е годы XVI в.
Слева - портрет неизвестной женщины, который обычно называют изображением Маргарет Поул, восьмой графини Солсбери, первая четверть XVI в.; справа - портрет Маргарет Ропер, дочери Томаса Мора, кисти Ганса Гольбейна Младшего, 30-е годы XVI в.

В какой-то момент с обратной стороны головного убора появилась новая «надстройка» - туда стали крепить вуаль. Правда, изначально на каркасе фиксировалось единое полотно, ткань просто свободно ниспускалась чуть ниже плеч или до середины спины.

А потом какой-то умелец придумал делить вуаль на две части и закреплять ее на нижней части основы - так сзади появлялся этакий мешочек небольшого размера (туда отлично помещалась пышная шевелюра).

Портрет Джейн Сеймур, третьей жены Генриха VIII, кисти Ганса Гольбейна Младшего, 30-е годы XVI в.
Портрет Джейн Сеймур, третьей жены Генриха VIII, кисти Ганса Гольбейна Младшего, 30-е годы XVI в.

Тюдоровский чепец в кино

Теория - это, конечно, хорошо. Но давайте перейдем к практике и посмотрим, в каких сериалах и фильмах можно увидеть гейблы в натуральную величину, а не просто в рамках двумерного пространства.

Мне вспоминается несколько таких работ.

Одна из них - «Волчий зал». Это сериал, состоящий на данный момент из двух сезонов. Картина погружает нас во времена правления Генриха VIII.

Кадры из сериала «Волчий зал»
Кадры из сериала «Волчий зал»

Тот пытается наладить свою личную жизнь - с женщинами у него все в порядке, а вот наследника все нет (кстати, именно этой теме посвящено сразу несколько сериалов и фильмов про Тюдоров). И от этого во многом будет зависеть судьба не только короля, но и Англии в целом. Ну, а на фоне исторических событий мы можем понаблюдать за одеждой милых дам:

Кадры из сериала «Волчий зал»
Кадры из сериала «Волчий зал»

Вспоминается мне и еще один фильм, где можно встретить тюдоровские чепцы. Его название - «Еще одна из рода Болейн». Эта картина была представлена на суд зрителей порядка 17 лет назад.

Она рассказывает о противостоянии двух сестер Болейн - те борются за сердце английского короля, все того же Генриха XVIII (сразу скажу, фильм не особо историчен, но костюмчики - на высшем уровне):

Кадры из фильма «Еще одна из рода Болейн»
Кадры из фильма «Еще одна из рода Болейн»

Вопрос напоследок

Если тренд на подобные головные уборы возродится, то как именно «домик» будет декорирован у вас? - Буду ждать ваших ответов в комментариях.

Спасибо за вашу подписку и лайк публикации!

Появилась возможность поддержать автора - буду рада каждому вашему донату.

Ваша Корсеточкина. С уважением и любовью.

Читайте еще: