В военно-морских флотах стран мира, особенно в ХХ веке, часто практиковали опытные обстрелы (расстрелы) устаревших боевых кораблей. С одной стороны это могло бы показаться "расточительным" мероприятием, в другой - по мнению некоторых экспертов - такой способ избавиться от устаревшего корабля часто считался более выгодным, чем его содержать или просто разобрать на верфи (даже с учетом вырученных средств от продажи металла). Тут главное, чтобы такие корабли были в распоряжении флота. Интересно, что в истории русского флота таких случаев не так много, один из самых известных - опыты с обстрелом бывшего броненосца "Чесма" ("Исключенное судно № 4") на Черном море в 1912 году. А вот в американском и японском флоте такие способы "списания" кораблей в начале ХХ века практиковали частенько. Британский флот также применял такие приемы, особенно для трофейных кораблей. Тут главное, вероятно, чтобы в "запасниках" флота было достаточное количество списанных единиц, чтобы ими можно было распорядиться подобным образом. Кстати, в советском флоте такие случаи также имели место.
Предлагаем вашему вниманию вспомнить один американский "опыт" по данному вопросу, а именно - обстрел (расстрел) списанного броненосца "Техас", ветерана испано-американской войны 1898 года. Это мероприятие было проведено в 1911 году, и затем подробно освещалось и в американской печати (журнал «Scientific American»), и в немецкой (журнал «Marine Rundschau»), и даже русской - отечественный журнал "Морской сборник" (№7) посвятил этому свою статью. Воспользуемся этими материалами и попробуем представить всю "картину" мероприятия.
К тому времени (к марту 1911 года) броненосец "Техас" был выведен из состава американского флота (в феврале 1911 года), 16 февраля переименован в "Сан-Маркос" и переоборудован в корабль-цель. На тот момент экспертами анализировались особенности русско-японской войны, в частности Цусимского сражения, велись дискуссии о целесообразности различных вариантов бронирования, а также требовалась проверка новых бронебойных снарядов для американского флота.
Для получения ответов на ряд вопросов 21 и 22 марта 1911 года в Чесапикской бухте был произведён интересный опыт по обстрелу (расстрелу) броненосца «Сан Маркос» (бывший «Техас»). Старый броненосец был установлен на якорях, на небольшой глубине, во внешней части бухты, близ Танжер Граундс (Tangier Grounds) и подвергся затем обстрелу из орудий крупной и средней артиллерии линейного корабля ВВ-25 «Нью Гемпшир» (тип "Коннектикут"). Но всего участников событий было больше!
При этом событии присутствовал Атлантический флот США, корабли которого выстроились в длинную кильватерную линию, по направлению N - S, и к востоку от места производства стрельбы. Корабль-мишень лежал на том же курсе, против середины строя судов, в расстоянии приблизительно 8500 м (46 кбт). «Нью Гемпшир» ходил 10-узловым ходом взад и вперёд перед расстреливаемым судном и производил стрельбу из крупнокалиберных пушек с дистанции в 8000-11000 м (44-60 кбт) и из пушек среднего калибра с дистанции в 6300 м (34,5 кбт.) и менее.
Для заметок: Отметим, что линкоры (броненосцы-преддредноуты) типа "Конннектикут" были вооружены 4×305-мм, 8×203-мм и 12×178- мм орудиями (не считая мелкокалиберных), так что она одном корабле был собран большой набор орудий.
Корабль-мишень "Сан-Маркос" был переведён в боевое состояние. Его орудия были изготовлены к стрельбе, причём их прислуга была "изображена" манекенами из дерева и проволоки, угольные ямы были примерно на 2/3 заполнены углём, котлы находились под парами, дальномеры стояли на местах (насколько известно - в башнях или на них, а также на мостике, вся установка управления огнём была налицо). В нескольких местах, как, например, в орудийных башнях, были помещены животные: кошки и куры. В тоже время боевых припасов в погребах (снарядов и зарядов к ним) на корабле не было.
С севера от "Сан-Маркоса" находился броненосец ВВ-10 «Мэн» (1901 г., 13050 т) на расстоянии от него около 2000 м (11 каб.), и "производил" со стороны свои наблюдения. Погода вполне благоприятствовала опыту.
В официальных документах о данном мерояприятии данных не удалось найти, зато в сообщениях газет и специальных журналов были перечислены основные задачи обстрела.
Итак, этот обстрел имел целью: 1.Испытание организации управления огнём и ведения самой стрельбы по судовой цели; 2.Упражнение наблюдающих за падением снарядов при стрельбе на большие дистанции по судовой цели; 3.Сбор практического материала по вопросу о вероятности попаданий в подводную часть корпуса и о разрушительном действии таких попаданий; 4. Испытание действия снарядных зарядных трубок; 5. Сбор материала по вопросу об уменьшении дееспособности современных орудий к концу допустимого для них числа выстрелов при стрельбе на большие дистанции (для орудий "Нью-Гемпшира"); 6. Сбор материала по вопросу о разрушительном действии различных родов снарядов (в первую очередь, новых).
В первый день (21 марта 1911 года) при опытном обстреле присутствовал морской министр Мейер, находившийся на яхте «Долфин». Ввиду этого, первоначальная программа с "Упражнением наблюдателей" (пункт 2) на первом месте, была несколько изменена, причем вперед были выдвинуты пункты 1,3,4 и 6, а также, нужно полагать, приложено было особенное старание к возможно более частому попаданию в цель.
В первый день стрельба с "Нью-Гемпшира" производилась из одной лишь крупнокалиберной артиллерии, причём стреляли залпами из четырёх 305-мм и четырёх 203-мм орудий (в немецком журнале они обозначены как 30,5-см и 20,3-см). Для предварительного же определения расстояния вначале были сделаны два одиночных выстрела. По окончании стрельбы расстреливаемое судно стояло на мели, имея около 15° крена.
Второй день (22 марта) был посвящен стрельбе из 178-мм пушек (в немецком журнале - 17,8-см) с расстояний в 6300 м и меньше, и упражнениям в наблюдении места падения снарядов. Всего было сделано 22 залпа, причём в каждом из них участвовало по 4 орудия. Наблюдатели со всех судов были собраны на боевом марсе «Нью Гемпшира», откуда они и делали пометки в своих записных книжках, которые затем были сличены с записями, сделанными наблюдавшими со стороны.
Данные по результатам двадцати залпов были собраны в таблицу 1.
По окончания опытных стрельб «Нью Гемпшир» пошел в порт - для замены расстрелянных "внутренних труб" (лейнеров) у крупнокалиберных орудий новыми. Судя по получившим огласку отзывам Морского министра и других авторитетных лиц. результаты опыта были вообще вполне удовлетворительны.
В печати же появились следующие указания по пунктам программы,
К пункту 1: -Способ выполнения стрельбы (и управление огнем) получил одобрение.
К пункту 2: -Наблюдатели с уверенностью могли определить места падения снарядов и не выпускать цель из под выстрелов.
К пункту 3: -Наблюдалось много попаданий в подводную часть корпуса, сопровождавшихся сильным разрушительным действием.
К пункту 4: -Воспламенение разрывного заряда - особенно при посредстве трубки с замедленным действием (delayed action fuse) - оставляло по-видимому желать лучшего.
К пункту 5: -Меткость стрельбы и умение комендоров были признаны морским министром превосходными.
По свидетельству журнала «Scientific American» министр сказал, что «с расстояния в 10000 м (55 каб.) можно было бить снарядами башни, командирскую рубку или какой другой желаемый пункт».
Однако помещённый в том же номере журнала фотография двух попавших залпов обнаруживает настолько значительное отклонение в дальности, что осторожный специалист (эксперт) едва ли вполне согласится с таким слишком оптимистическим отзывом Морского министра! Но горизонтальная наводка была по-видимому хороша и в виду расстрелянных орудий ее следует признать весьма хорошей (см. табл.1 залп 11 дал шест попаданий).
К пункту 6: Броневая защита и плавучесть судна-мишени не соответствовали современным требованиям, поэтому сделать какие-либо прямые заключения из полученных в отношении пробивания брони результатов сделать нельзя. Но и последние остались не вполне выясненными; так, по словам одних газет, толстый броневой пояс «Сан Маркос» не был пробит, тогда как по другим сообщениям, наоборот, он не был в состоянии противостоять попавшим в него снарядам.
Броневая палуба «Сан-Маркос», конечно, не могла противостоять действию попадавших в нее под большим углом 305-мм снарядов. Боевая рубка вместе со своими приборами была разрушена попавшим в нее снарядом крупного калибра. Все сигнальные фалы и рейки сгорели. Попавшими снарядами башни броненосца оказались после окончания расстрела настолько сильно заклинившимися, что не могли уже поворачиваться. В частях судна где находились деревянные конструкции несколько раз возникали пожары. Помещавшийся на топе боевой фок-мачты пост для управления огнём и находившиеся на нём манекены остались неповреждёнными (пост этот не подвергался планомерному обстреливанию). В тоже время многие из размещенных на судне животных оказались мёртвыми, погибнув по-видимому от чрезмерного давления воздуха или от удушения, тогда как другие остались, против всякого ожидания, целыми, как, например, кошка, находившаяся в орудийной башне, нижняя часть которой была совершенно разрушена попавшим в нее снарядом.
В заключение в опубликованных материалов отмечалось, что обстрел носил ясно выраженный характер опытной стрельбы, почему из полученных на нем результатов нельзя делать надёжных заключений о вероятных последствиях стрельбы, веденной в боевых условиях. С этим нельзя не согласиться!
В итоге, считается, что данные испытания подтвердили, что новым мощным бронебойным снарядам может противостоять только толстая броня (вполне очевидный вывод, как мне кажется). При этом, те самые модернизированные бронебойные снаряды оказались еще более разрушительными, чем предполагалось.
Что касается "Техаса"/"Сан-Маркоса", то после этих стрельб он затонул, однако на этом история старого броненосца не закончилась. Его подняли и продолжали использовать как цель до конца Второй мировой войны, правда уже как не самоходную. Только в январе 1959 года то что он него осталось, там же, на месте стоянки как цель, подорвали, полностью уничтожив корпус. Крепкий был "старичок", надо признать!
PS.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).